Главные вкладки

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Красавица картошка»
    опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

    Мясникова Лидия Валериевна

    :. познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере  изучения свойств картофеля.Обобщить и расширить знания детей о картофеле

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

    Тема: «Красавица картошка»

    (старшая группа)

    Воспитатель :Мясникова Л.В

    Цель:. познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере  изучения свойств картофеля.Обобщить и расширить знания детей о картофеле

    Задач

    Познакомить с основными компонентами в составе картофеля.

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов (работать с посудой стеклянной и прозрачной.,с йодом, соблюдать при этом необходимые меры безопасности) и умение работать в группе, обращать внимание на мнение партнёра;

     Активизировать и расширять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

    Закрепить умение приводить в порядок рабочее место.

    Предварительная работа:

    1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

    2. уборка картофеляв огороде

    3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

    4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

    5. Наблюдение за ростом картофеля. 

    6 Презентация «Откуда к нам пришла картошка».

    Материал для занятий.

    • Прозрачные, стеклянные сосуды.
    • Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
    • Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.
    • Вещество (йод) для добавления в крахмал.,пипетки
    • Полоски белого цвета, по количеству детей.
    • Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (репа, редис, картофель, огурец) по количеству детей. , «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
    • Половинки картофеля, терки.

     

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каком овоще сказка?

    В некотором царстве,
    В некотором государстве,
    Не на Марсе и не на Луне -
    Жила картошечка в земле.
    Свойство царское имела:
    Накормить народ сумела.
    Словом, наша речь о том,
    Как пришёл картофель в дом!

    Из чего он состоит и как болезни победит.

    Воспитатель: Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

    Дети: О картошке.

    Воспитатель:

    Я - не репка. Я – Картошка!
    Это знает даже кошка.
    Всем плодам я голова,
    Ясно ведь как дважды два:
    Если в супе нет картошки,
    Ни к чему брать в руки ложку.
    В жарком масле, вот смотри,
    Стать могу картошкой фри!
    И для чипсов – веришь, нет –
    Я – главнейший компонент!

    Воспитател.ь  А что мы можем с вами приготовить из картофеля

    (ответы детей) Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут., делают картофельное пюре, начинки для пирожков. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

     Воспитатель:  Ребята,  мы же с вами вчера на огороде копали картофель  и сегодня мы можем тоже приготовить с вами картофельное пюре .А из картофельного пюре можно сделать начинку для пирожков. Будем готовть? Как раз сегодня в группе  Почемучки делают тесто для пирожков .Мы с ними объединимся и состряпаем пирожки .Согласны? что нам нужно для начала сделать с картофелем?

    Дети -нам надо его помыть , почистить , положить в кастрюлю с водой и варить. Сделать пюре добавить масло .молоко.

    Воспитатель: Молодцы. Давайте наш картофель унесем на кухню и поставим вариться .,а пока картофель варится  Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Дети: проводят опыты.

    Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

    Правила поведения в лаборатории.

    - аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

    - не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

    - быть предельно аккуратным.

    Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.

    (Дети садятся за столы)

    Нас здесь встречает знаменитый овощ:

    Кругла, рассыпчата, бела,

    На стол она с полей пришла.

    Ты посоли её немножко,

    Ведь правда, вкусная …( картошка).

    Воспитатель: Вот она душечка-голубушка.

    Воспитатель: Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

    Опытно- экспериментальная деятельность:

    1) Натереть сырой картофель.

    Результат: жидкая кашица.

    Вывод: в картофеле есть вода. (Воспитатель вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

    2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

    Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

    Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

    Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

    3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

    Результат: образуется белый осадок.

    Вывод: В картофеле есть белое вещество.

    4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

    Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

    Повторите слово- крахмал.

    Вывод: в картофеле есть крахмал.

    Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

    Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

    Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

    Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

    Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

    Физкультминутка.

    На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, то говорит пословицу или поговорку про картофель.

    Дети: Пословицы и поговорки

    • Картошка да каша – еда наша.
    • Картошку копать, не руками махать.
    • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
    • Без труда картошка не родится никогда.
    • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

    Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель-хлебу подспорье».

    Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

    Сравнение крахмала с мукой.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

    Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

    Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

    - Что можно сказать о цвете муки?

    Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

    Вывод: мука желтоватого цвета.

    Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

    Дети: Крахмал белого цвета.

    Вывод: Крахмал белого цвета.

    Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

    Дети: Она мягкая.

    Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

    Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

    Вывод: Крахмал хрустит.

    Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

    - Что можно сказать о запахе муки?

    Дети: мука без запаха.

    Вывод: мука не имеет запаха.

    - Что можно сказать о запахе крахмала?

    Дети: крахмал без запаха.

    Вывод: крахмал не имеет запаха.

    Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки по схеме 1-2 человек.

    Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

    Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

    Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

    Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

    Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

    (Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

    Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

    Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

    (Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

    Дети: ответы детей.

    Вывод: крахмал есть только в картофеле.

    Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

    - Картофель состоит из воды и крахмала,

    - Крахмал содержится только в картофеле,

    - Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

    Воспитатель: Наше картофельное пюре готово и нас приглашают к себе группа Почемучки. Идем стряпать пирожки? Как себя ведем в гостях?

    Ручной труд.- изготовление пирожков из  дрожжевого теста с начинкой из картофельного пюре.

    А пока пекутся пирожки по играем  в огородную –хороводную игру

    Подведение итогов занятия:

    Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня

    Ответы детей.

    Молодцы! Сегодня из вас получились отличные исследователи и пекари .Мне понравились ваши пирожки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

    Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

    Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница – вода.»

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи: Ознакомление детей со свойствами воды:- отсутствие собственной формы;- текучесть;- пар тоже вода;- вода может тоже растворять предметы.Закрепить умение р...

    Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: "Ах, картошка!".

    Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади картофель"....