Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию
рабочая программа на тему

Лопухова Марина Михайловна

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления духовно-нравственного воспитания детей

 дошкольного возраста

Существуют различные подходы к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно- нравственного воспитания. Кроме того и ученые, и педагоги имеют различное мировоззрение. В силу этого современное воспитание детей в детских садах отличается от предыдущих периодов тем, что возможны разные подходы к духовно-нравственному воспитанию только в рамках традиционных ценностей.

     Выделяют два направления духовно-нравственного воспитания: объективно- всеобщее и субъективно- индивидуальное. Двум направлениям соответствуют пять моделей духовно-нравственного воспитания: социоцентрическая, этнопедагогическая, теоцентрическая, гуманистическая и правовая.

     Для воспитания в советский период была характерна социоцентрическая модель. Человек рассматривался как субъект и объект научного исследования и целенаправленного педагогического формирования.

    Уже с 20-х годов активно развивается социальная педагогика, делающая акцент на социализацию детей, освоение ими общественных норм. Социоцентрическая модель нравственного воспитания детей осуществляется с целью воспитания личности на благо общества и государства. Определяющей ценностью здесь является социальная справедливость.  Концепция "социального воспитания " практически исключала духовное воспитание. Под ним понималось воспитание высших культурных, эстетических, нравственных ценностей, формирование долга, ответственности, служение Родине, т.е. качеств, которые действительно являются духовными. Но формирование самой духовности как некоего субстанциального начала в советской школе не было и быть не могло.

    Под влиянием зарубежных теорий в последние десятилетия 20 века стало доминировать субъектно-индивидуальное направление, которое реализуется в гуманистической и правовой моделях духовно- нравственного воспитания.

     Гуманистическое направление обусловило развитие " педагогики сотрудничества" и возрождение " теории свободного воспитания" с ее принципом равноправия воспитателя и воспитуемого и основной задачей- самоактуализации личности. В основе воспитания лежит приоритет индивидуального развития, реализуемый на принципах толерантности, свободы и независимости личности.

     Решить проблему сочетания интересов свободы отдельной личности и безопасности общества призван правовой подход в нравственном воспитании детей.  Требования правового воспитания и образования в дошкольном образовательном стандарте в настоящее время заметно влияют на практику духовно- нравственного воспитания дошкольников. В разделе " Развитие представлений о человеке в истории и культуре" имеется требование о развитии у детей представлений об истории цивилизации, для чего педагоги "читают и рассказывают детям сказки и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия и т.д.; учат детей узнавать их героев в произведениях изобразительного искусства и т.д.

    Именно в этом разделе стандартов отражены компоненты, связанные с усвоением ребенком-дошкольником общественных норм и правил поведения, их взаимодействия со взрослыми, ранее традиционно относимые к духовно-нравственному развитию. Правовой подход реализуется в основном через когнитивную сферу ребенка, не затрагивая эмоциональную. Поэтому он пока малоэффективен для детей дошкольного возраста.

     Поиск новых моделей воспитания привел к появлению этнопедагогической и теоцентрической моделей духовно-нравственного воспитания.

     Первая рассматривает духовно-нравственное воспитания в процессе постижения русской народной культуры.

     В настоящее время теоцентрическое направление только складывается. Теоцентрическая модель не только реализует ценные идеи, содержащиеся в других моделях: уважение к личности ребенка, ее уникальности и т.д., но она создает психолого-педагогические условия, дающие возможность подлинно целостного развития ребенка, приобщающего его ко всей полноте мира: Богу, обществу и природе, формирующего его отношение к миру на основе любви и тем самым восстанавливающего отечественную традицию и смысл бытия человека в мире.

 Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

     Дошкольное детство-время интенсивного развития человека, накопления социально значимого опыта, формирования отношения к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов на основе подражания, пробы сил в различных направлениях, но наблюдаются и начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. Дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе- детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах.

     Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.

     Дошкольный возраст- является сензитивным периодом для духовно-нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения.

     Рассматривая духовно-нравственное развитие ребенка в контексте его целостного развития, мы можем выделить следующие его периоды.

     На первом году жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью.

     В течение последующих двух лет жизни мотивационно-потребностная сфера ребенка интенсивно развивается: помимо психофизиологических потребностей, ярко проявляется потребность в овладении предметным миром, возникает необходимость ориентировки в нем, что усиливает желание эмоционального и речевого общения, и особенно любви близких людей. На основе доверия к близким людям именно в раннем детстве в первые три года у ребенка формируется важнейшее качество- эмоциональная чувствительность к состояниям близких людей, к значениям и смыслам, выраженным через интонационное речевое общение с ними, которые закладывают нравственную ориентировку ребенка в мире.

     В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) происходят заметные изменения в развитии ребенка. Этот период психологи называют " кризисом трех лет", когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении цели. В общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: "добрый-злой", " хорошо-плохо", " можно-нельзя-надо". Одновременно рождается потребность в самостоятельности " Я-сам". При последовательной поддержке самостоятельности закрепляются навыки самообслуживания, привычки переходят в качества чистоплотности.

     После трех лет дети проявляют большое желание осуществлять посильную помощь взрослым.  Так новая способность детей к самообслуживанию и поддержанное взрослыми стремление их к самостоятельности позволяют сформировать уже в среднем и старшем  дошкольном возрасте такое нравственно-волевое качество, как трудолюбие.

     Средний дошкольный возраст ( 4-5 лет) является периодом интенсивного физического и психического развития. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело.

     Дети старшего возраста (5-6 лет) уже способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных  чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

     Основными психологическими новообразованиями среднего и старшего дошкольного возраста  являются любознательность и общительность. Этот возраст называется возрастом почемучек, потому что в этот период заметно проявлена потребность в познании мира, в освоении основных принципов мировосприятия и мироустройства. Она реализуется в процессе духовно-нравственного развития ребенка в бытовой, игровой и изобразительной деятельностях. Уровень интеллектуального и эмоционального развития ( сопереживание) позволяет дошкольникам при освоении ими духовно-нравственных понятий и представлений опираться на способность идентификации с другими людьми и персонажами сказок. Доверие к мнению близких значимых взрослых и подражание им позволяют принять как норму поведения правдивость.

     К 6-7- летнему возрасту происходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний в трех видах: сознании, деятельности, личностных отношениях.

     Таким образом, правильное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в обретении ребенком опыта духовной и нравственной жизни начиная с внутреннего нравственного самоопределения к самосознанию и нравственному поведению, основанных на доверии и любви, на основе формирования ценностно-ориентированных отношений и опыта в различении добра и зла.

 Методика изучения программы основ православной культуры в

 дошкольных образовательных учреждениях.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

      Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

     Представленная программа по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

     Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по духовно-нравственному развитию детей.   

     Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

     Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

      Программа направлена на формирование у детей не только внешне социально приемлемого нравственного поведения, но и на становление целостной личности ребенка, всех ее сфер, прежде всего высших: социокультурной и духовно-практической. Программа построена по концентрическому принципу с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону понимания их смыслов и ценностей.

      Цель программы : целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности  ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоение духовно-нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Обучающие

задачи

  • Познакомить с представлениями и понятиями о Боге, мироустроении и миропорядке.
  • Дать православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.
  • Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.
  • Содействовать формированию представлений о здоровом образе жизни и нравственно-волевых качествах; при обучении детей произвольному поведению и саморегуляции дать им знаний о " самочувствии", представления о самооценке и саморегуляции.

Воспитательные

задачи

  • Воспитывать чувства сопричастности и доверия к Богу, благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов.
  • Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.
  • Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда. Формировать духовно-нравственные качества (добродетели).
  • Воспитывать позитивное отношение к миру, жизнерадостность и доверие.

Развивающие

задачи

  • Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как " созидателя" путем формирования любви к Богу, к Спасителю и Богородице, к Православной Церкви; развивать интерес к образцам подвига благочестия.
  • Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и в жизни путем приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.
  • Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;
  • Способствовать развитию телесной сферы, бережного отношения к своему здоровью; развивать навыки произвольного поведения, навыки самооценки и саморегуляции.

     Курс православной культуры для детей дошкольного возраста- это живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Основные направления программы:

  • Духовно-образовательное ( занятия, беседы, устные поучения).
  • Воспитательно-образовательное ( православные праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно- ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
  • Культурно-познавательное ( встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).
  • Нравственно- трудовое ( труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
  • Работа с семьей.

Основные виды деятельности программы:

  • дидактические игры,
  • чтение художественной литературы (авторской и народной),
  • знакомство с произведениями искусства,
  • изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение образов,
  • использование музыкальных произведений, так как музыка воздействует на чувства и сознание.

Основные принципы работы

  • Построение жизни на основе христианского совершенства( " Уклонись от зла и сотвори благо").
  • Гуманистическая направленность ( отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам( любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
  • Природосообразность ( воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  • Культуросообразность ( воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
  • Светский характер образования и законности ( соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
  • Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий ( семьи, дошкольного учреждения, школы).

 Ожидаемые результаты работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 5-6 лет

     Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании:" И зажегши свечу,  не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". ( Миф 5:15)

     С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию, на основе Православия, планируются следующие результаты:

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  •  Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективно психо- эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

     Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза  в год: до проведения данной программы и после- итоговая диагностика, по результатам которой  на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

     При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

- Для оценки уровня духовно-нравственного  развития дошкольников - Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры ( метод наблюдения).

    Показатели  духовно- нравственного развития дошкольников:

Культура общения ( общительность)- умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

Культура поведения( дисциплинированность)- способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

 Культура внешнего вида( аккуратность)- соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места, тетрадей, книг, игрушек.

Отзывчивость ( доброта)- хорошее отношение к окружающим, сострадание;

Дружелюбие-стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

Самостоятельность- самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

Любознательность- устойчивый интерес к знаниям;

Честность- искренность, умение говорить всегда только правду;

Эмпатия- сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Данная программа реализует программу Л.П.Гладких " Мир - прекрасное творение".

     Содержание православной культуры представлено в 7 разделах:

  1. Бог- творец мира;
  2. Жизнь Иисуса и Богородицы;
  3. Храм-дом Божий;
  4. Главные православные праздники;
  5. Жития святых;
  6. Божьи заповеди;
  7. Художественная культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы

Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

laquo;Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и  нравственному воспитанию дошкольников»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»

Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....

Презентация "Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию дошкольного возраста"

Презентация на тему: «Опыт работы педагогов дополнительного образования по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста»...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года...