"Познавательно-речевое развитие при проведении игр-инсценировок"
учебно-методический материал на тему

Губина Надежда Ивановна

Семинар-практикум для педагогов, состоящий из теориттической и практической частей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар-практикум104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 48»

семинар практикум

на тему:

«Познавательно-речевое развитие детей

при проведении игр-инсценировок»

                                                             

 

                                                                Выполнил воспитатель

                                                                Первой квалификационной категории

                                                                Губина Н.И.

Рязань 2015

Задачи:

1.Ознакомление  педагогического коллектива с играми-инсценировками, способствующими развитию речи дошкольников, с методами их проведения;

2.Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей;

3.Повышение профессиональной компетенции пиедагога.

Ход семинара-практикума

Теоретическая часть

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека (и, пожалуй, важнейший), первый его "университет". Но в отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что приобретает способность на только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов — предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребенка

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений.

Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи.

К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование

пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживанием героев.

Таким образом, умение правильно воспринимать литературное воспроизведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

А теперь на некоторое время станем детьми и поиграем в детские игры, которые способствуют развитию речи, коммуникации, развитию мыслительной деятельности.

Речевые игры помощницы

Цель: показать участникам семинара игры, способствующие обогащению речи детей, пробудить интерес педагогов и активность в проведении игр.

Ход упражнения

Назовите слова антонимы к приведенным примерам:

Прилагательные: мокрый (сухой), добрый (злой), горячий (холодный), кривой (прямой) и др.

Существительные: день (ночь), добро (зло), мальчик (девочка), богатство (бедность) и др.

Глаголы: бежать (стоять),смеяться (плакать), кричать (молчать),открывать (закрывать) и др.

Подберите подходящие глаголы, помогающие описать действия котенка.

- Какими словами можно сказать про то, что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.)

Что делает котёнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по–разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу.

Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Игра  «Раз, два, три, четыре, пять… »

В игре происходит активизация словаря детей, закрепляются обобщающие понятия с помощью стихов. Развивается речь, развивается мелкая моторика кистей рук.

Проговаривая первую строчку стихотворения, загибаем по очереди пальцы правой руки в кулачок. На второй строчке – сжимаем и разжимаем все пальцы.

Проговаривая третью и четвертую строчки, загибаем пальцы в кулачок. Пример стихотворений:

Фрукты: Раз, два, три, четыре, пять

Будем фрукты называть!

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

Овощи: Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи называть.

Лук, морковь и огурец,

Свекла и картофель.

Чтобы ребятам было легче запомнить, показываем предметные картинки на каждое обобщающее слово, а детям остается только назвать их в соответствии с рифмой. Так мы закрепляем у детей понятия: фрукты, овощи, мебель, посуда, птицы, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, деревья, обувь, одежда.

После того, как дети назвали пять предметов, предлагаем им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы

дальше загибаем и предметы называем». В конце спрашиваем: «Что у нас в кулачке?» Например, «Овощи».

Игра «Разложи правильно». Выбери овощи на одну тарелку, а фрукты на другую.

Цель: Разложить правильно предметы, проговаривая и поясняя, почему так делаем.

Например, помидор растет на грядке. Это овощ. Кладем его на правую тарелку.

Яблоко растет на дереве. Это фрукт. Кладем его на левую тарелку и т.д.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: из предложенного ряда предметов выделить лишний, объяснить свой выбор.

Предлагаю вам ряд картинок: «Обувь», «Мебель», «Посуда».

Игра «Подбери по цвету и форме».

Цель: Подбери изображение плодов близких по форме.

Игра «Чего больше?» 

Цель: пересчитать, чего больше овощей или фруктов.

Игра «Что изменилось?» 

Цель: определить название плодов, которые поменяли местами.

Развитие диалогической речи дошкольников

 в игре-инсценировке

 

Формирование коммуникативных навыков - одна из важнейших задач речевого развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнера и понимать его невербальные сигналы - эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте.

       Диалог (разговор, беседа) - основная форма речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками.

 Большую роль в работе над диалогической речью играет театрализация - игра-инсценировка. Для пересказа в лицах могут быть использованы литературные произведения известных детских поэтов, а также народные песни. Театрализация даёт возможность не только совершенствовать разговорную речь, но и обогащать её в эмоциональном отношении: она звучит то радостно, то печально, то жалобно, то грозно. В игре-инсценировке ребёнок дословно пересказывает в лицах (по ролям) художественное произведение.

Это можно делать вместе с ребёнком, или поочерёдно, меняясь ролями.

Например, при чтении наизусть стихотворения С. Я. Маршака "Лиса и волк "взрослый и ребёнок могут по очереди исполнять роль хитрой Лисы или глупого Волка.

 

Ход упражнения

Трое участников читают стихотворение по ролям: 1 – за автора, 2 – за лису, 3 – за волка.

Цель: прочитать с определенной интонацией: автор – интонация ровная, не выделяется голосом; волк – глупый, показать это голосом; лиса – хитрая обманщица, также показать это голосом.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела,

Голова пока цела.

-Где ты был?

-На рынке.

-что купил?

-Свининки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

-Кто отгрыз?

-Собаки.

-Жив ли, милый куманёк?

-Еле ноги уволок.

-Как, лиса, твои дела?

-На базаре я была.

-Что ты так устала?

-Уток я считала.

-Сколько было?

-Семь с восьмой.

-Сколько стало?

-Ни одной!

-Где же эти утки?

-У меня в желудке.

Ребенок легко вживётся в образ, если при инсценировке использовать шапочки, маски, костюмы волка и лисы, или игрушки (мягкие, конусные, плоские).

Практический материал.

Речевые игры и упражнения.

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

 

« -Был сапожник? - Был!

- Шил сапожник? – Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!»

 «- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу!

- Мяу! Хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрр!!!»

2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).                                                        

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

   Ход: «Мы бродили тёмным бором,

             Мы спросили дружно хором:

            - Дома ль бабушка Яга?

              Лес ответил нам:

             - Ага!»

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –  

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»                                            

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

       Ход: «Едем, едем на тележке,

               Собирать в лесу орешки,

               Скрип, скрип, скрип,

               Скрип, скрип, скрип.

               Листья шуршат - ш-ш-ш,

               Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

               Белка на ветке

               Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

               Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

               Долго-долго ехали,

              Наконец, приехали!»

4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

И дальше побежал («бульканье»)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

          Соскачи-ка с печи,

          Испеки-ка в печи,

          Из муки калачи!»                

     

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

 «Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

 «Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.                          

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

- Змея – Горыныча (голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван-царевич одерживает победу Змей – повержен.

Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!  

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

 

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

 Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

 Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.

Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек  и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.                                              

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).              

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

 Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

 2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты

Подвижные игры для развития речи

 

1.ИГРА «УТИЦА» /ВЫВОРОТНОЙ ХОРОВОД/

Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода из лицом в круг - спиной в круг через «воротики»; выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.

Ход игры: дети становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг - слог:

«Идет утица по распутице, ведет ребят - малых утят».

Следующее движение по хороводу в обратную сторону - шаг с притопом:

«Раз шагнет - споткнется, второй - сковырнется,

 Третий - закачается, четвертый – в воду свалится»

Последнее движение: ребенок (выбранный перед началом игры) находит глазами «воротики» - двух детей на противоположной от него стороне круга и ведет через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку)

2. ИГРА «КОЛЕЧКО»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора Вологодчины.

Ход игры: Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:

«Уж я золото хороню, хороню

  То в высоком терему, то у галки на кону,

  То на лысой на горе, то у лисоньки в норе,

  Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.

  Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!

  Где колечко, покажи!»

Пока идет пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого- либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.

 3. ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ЗАЙКА»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие - «хозяйка» ( будет ходить против ходом за кругом) и «зайка» (будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:

«Недород, недород, охраняйте огород.

  Погляди, идет хозяйка. Убегай скорее, зайка!»

Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

4. ИГРА «ЖУРАВЛИ»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры:  Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

«Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

  Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»

Дети - «журавли» замирают в различных позах. Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает: «А кто первый отомрет, тот за мной водить пойдет».

5. ИГРА «ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: у центральной стены зала стоит ребенок - «рябина» с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит  на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих - «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими. Все поют:

«Ах, ах, ах, ах, стоит рябина во лесах.

  Воробышки прилетали, красны ягоды клевали.

  Их вороны прогоняли!»

После пения припевки дети - «воробьи» стараются пробежать через зал к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон». Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.

7.ИГРА «КОМУ ПИРОГ?»

 Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.

Ход игры: В центре зала на стул садится ребенок - «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки

«Бабушка Ненила пирог затворила,

  В печку ставила, дожидать заставила.

  Когда, пирог, зарумянишься?

  Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

8.ИГРА «КОЛОКОЛЕЦ» (С НАБОРНЫМ ХОРОВОДОМ)

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора, развитие ловкости и быстроты движений.

Ход игры: Дети становятся по кругу. Внутри круга ходит ребенок - водящий с колокольчиком. Дети поют: «Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».

Ребенок - водящий подходит к одному из играющих и поет: «Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», - отдает колокольчик выбранному им ребенку, становится сзади него.

Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей. Все поют: «Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой». Дети водящие останавливаются у выбранного ребенка и поют: «Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», - далее идут уже трое детей - водящих ( и так повторяется еще 1-2 раза).

Дети, которых набрали в водящие - 5 человек, становятся в маленький круг вокруг колокольчика, положенного в центр круга на пол, поют и расширяют круг:

«Отойдем подале, на колокольчик глянем,

  Анты - ванты, молодец, хватай бубенец!»

Каждый из 5 участников пытается первым схватить колокольчик. Выигравший идет с колокольчиком по большому кругу и снова набирает новых 5 играющих.

9. ИГРА ХВАЛЕБНАЯ - ВЕЛИЧАЛЬНАЯ

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора словесное творчество, развитие эмпатии.

Ход игры: Все играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или шлёпают ладонями по коленям и припевают: «Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли: Аннушка - лапушка, Юленька - душенька (Серёженька пригоженький, Ванечка- лапочка)» и т.д.. Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребенка.

 

 

   

 

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...