Программа познавательно - речевой направленности развитие мелкой моторики детей от 2 до 3 лет «Весёлые пальчики»
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время хорошо развитая речь — залог успеха ребенка в будущем.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Одним из важнейших направлений в развитии речи детей является развитие мелкой моторики руки, поскольку существует онтогенетическая взаимозависимость между уровнем сформированности мелкой моторики и уровнем развития речи. Многие авторы подчеркивают значимость данного направления работы для развития речи детей (Н.М. Кольцова, А.Л. Сиротюк, Л.В. Фомина, Т. П. Хризман и др.).
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 276 Тракторозаводского района Волгограда»
Программа
познавательно - речевой направленности развитие мелкой моторики детей
от 2 до 3 лет
«Весёлые пальчики»
срок реализации 1 год
Программа разработана в соответствии с новыми ФГОС и ФОП ДО одним из направлений содержания образовательной области «Коммуникация», направленного на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время хорошо развитая речь — залог успеха ребенка в будущем.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Одним из важнейших направлений в развитии речи детей является развитие мелкой моторики руки, поскольку существует онтогенетическая взаимозависимость между уровнем сформированности мелкой моторики и уровнем развития речи. Многие авторы подчеркивают значимость данного направления работы для развития речи детей (Н.М. Кольцова, А.Л. Сиротюк, Л.В. Фомина, Т. П. Хризман и др.).
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки — белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают
мозговые системы в превосходном состоянии.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
По данным современных исследователей (В.А.Гончарова, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и др.) наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы.
И действительно, проведенный анализ в нашем МДОУ за пять лет, показал, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи постоянно растет. В школе перед учителями ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности.
На наш взгляд, причины неблагополучного речевого развития надо искать в младшем возрасте, так как чувственный (сензитивный) период для развития речи – это младший возраст. М.М.Кольцова утверждала, что к 4 годам в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга, а Л.С.Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому.
Поэтому в настоящее время актуальна проблема диагностики и развития речи детей младшего возраста. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка.
Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании у дошкольников мелкой моторики. Указали на то, что уровень развития общей и мелкой моторики у детей отстаёт от требований общества.
Таким образом, определилась проблема: низкий уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста; необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные методы и приёмы; отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой моторики ребёнка. Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гормонального развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
Отличительная особенность и новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
- данная программа направлена на создание условий для решения задачи развития у детей мелкой моторики
- Программой обеспечено эмоциональное благополучие ребенка
- В программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от двух до трёх лет;
- Определены психолого-педагогические условия развития мелкой моторики ( включение детей в занятия состоящие из развивающих упражнений; формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики детей в возрасте от 2 до 3 лет)
- Практический раздел включает развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
Младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс
Опираясь на опыт исследователей (И.Т.Власенко, Л.С.Выготский, А.Ф.Лурия) можно сделать вывод о том, что: соединение сенсорного опыта со словом является первой ступенью познания мира.
Однако научно - обоснованных программ и технологий развития мелкой моторики детей 2-3 лет представлено недостаточно. Выше изложенные факты доказывают целесообразность разработки и реализации программы по развитию общей и мелкой моторики.
Цель: формирование у детей от 2 до 3 лет внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов.
Задачи:
- Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений;
- Способствовать развитию у детей мелкой моторики;
- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса игр и упражнений с различными материалами. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.
Формы работы:
- специально организованные фронтальные занятия;
- индивидуальные занятия;
- Пассивная гимнастика,
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- создание выставок;
- Консультации для родителей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 2 до 3 лет.
Характеристика особенностей возраста детей 2-3 лет
В данном возрасте происходит бурное развитие познавательной активности. Ребенок стремится познакомиться как можно с большим количеством предметов и игрушек и овладеть предметными действиями с ними (ведущая деятельность предметная, мышление наглядно - действенное). Усвоение предметных действий происходит в результате прямого научения или подражания действиям взрослого. Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому, и правильному и неправильному.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для развития ребенка важно рисование. Рисунок еще трудно назвать рисунком. Это каракули. Но на третьем году жизни уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия (наряду с развитием мышления, внимание, памяти; восприятие является доминирующим), т.к. в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами употребления предметов, но и со свойствами предметов: формой, величиной, цветом. Причем в предмете ребенок может выделить только наиболее яркие признаки.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный.
Психические процессы носят непроизвольный характер. Дети не могут сразу прекратить что – либо делать, не могут сесть и запомнить. Узнать или запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе. Увлекательной деятельностью ребенок может заниматься максимум в течение 10 минут.
Ребенка 2 – 3 лет сложно включить в регулярные занятия, организуемые по инициативе взрослого, т.к. ему трудно удерживать внимание даже в течение небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослым игра не столько интересна, сколько полезна для него.
Интенсивно развивается речь. Овладение речи является одним из основных достижений ребенка 2 – 3 годам жизни. К 3 годам в активном словаре ребенка насчитывается уже более 400 слов. Быстро растет пассивный словарь. Ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый.
В речи встречаются все части речи, разные типы предложений. Произнесение слов становится более правильным. Этому способствует то, что к 3 м годам усваиваются все основные звуки языка.
Речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта.
Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Потребность в общении формируется при активном взаимодействии взрослого и ребенка.
Ведущая деятельность малыша 2-3 лет предметно – манипулятивная. Ребенок не играет. А манипулирует с предметами и игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее. В конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах уже появляется. Используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик превращается в машину). Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически.
Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества.
Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены эффекту эмоционального заражения.
Эмоции выступают в качестве основного мотива деятельности.
Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией, т.е. тем, что они непосредственно воспринимают, поэтому все их поведение является импульсивным. Ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации их не привлекает.
Все выше изложенные особенности детей 2-3 лет должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий:
Одно игровое занятие в неделю, продолжительность одного занятия 10 мин. по подгруппам.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Программа призвана способствовать развитию у дошкольников 2 – 3 лет мелкой и моторики:
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки, прищипывать). Умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы.
Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого.
Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого.
Список использованной литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
2. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить правильно: Здоровьесберегающие технологии. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2009.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь.
6. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г., Развиваю мелкую моторику. — Спб.: Питер, 2000.
7. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров, М., 2003
8. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
9. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
10.Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: 2 том / А.В. Запорожец. — М. Просвещение, 1986.
11.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст] / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2.
12. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова. — М., 2000.
13. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. — М.: Педагогика. 1980.
14. Кузина Т.О. Занимательная педагогика народов России [Текст] / Т.О. Кузина, И. Батурина. — М., 1998.
15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2007.
16. Любина Г.А. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина, О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду. — 2003. — № 6.
17. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. Ин — тов / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1985.
18. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
19. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание — 2005. — № 1.
20. Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова — Ярославль: Академия развития, 1998.
21. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: “Издательство АСТ”, 2001.
22. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. — М.: ВЛАДОС, 2003.
23. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. — Спб.: Питер, 1997.
24. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
25. Цвынтарный Л. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / Л. Цвынтарный, М.С. Воронцова. — М.: Спб, 1999.
Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки
Параметры изучения | Ф.И. ребёнка | Ф.И. ребёнка | ||
начало года | конец года | начало года | конец года | |
Навык использования всех пальцев рук в действиях с мелкими предметами (монетками, палочками, карандашами, шарами и др.) | ||||
Умение находить способ выполнения простых движений под зрительным контролем (Мяч ловить и бросать) | ||||
Навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений (Хлопать в ладоши и притопывать одновременно. Коснуться пальцем руки кончика носа | ||||
Развивать конструктивные и художественные способности (Рисовать колечки, квадрат) | ||||
Развить мелкую моторику рук (Взять кубик большим и указательным пальцем. Работать с вкладышами, разворачивать конфету, застёгивать и расстегивать пуговицы, застёжки-молнии, застёжки-крючки | ||||
Материал для выполнения теста: кубик. Цветные и простые карандаши, бумага для рисования, мяч, конфеты, коробка (10х10см), застёжки
Все предлагаемые задания можно проводить неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приводит к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малозначимыми.
При диагностике по мелкой моторике фиксируются следующие данные:
- Выполнение словесной инструкции. Придерживается ли ребёнок заданных правил или делает всё по-своему?
- Доводит ли он работу до конца. На характер выполнения работы может влиять уровень мотивации, низкая работоспособность, отвлекаемость.
- Диагностический инструментарий для оценки результативности:
- проводится три раза в год: октябрь, январь, май; включает в себя диагностику моторики пальцев. Оценивается уровень развития мелкой моторики на основе выполнения ребёнком стандартных функциональных проб (тест Озерецкого)
- Высокий уровень-3 балла: выполняет движения сразу и правильно.
- Средний уровень -2 балла: правильно выполняет движения после серии показа.
- Низкий уровень-1 балл: выполняет движения только при непосредственной помощи взрослого.
Тематический план занятий.
тема | Количество занятий |
Развитие мелкой моторики |
|
Пальчиковая гимнастика и массаж | |
Работа с мелкими предметами | |
Самостоятельная деятельность с художественными материалами | |
Итого в год |
Все виды деятельности распределены согласно учебно- тематического плана.
Все упражнения для развития мелкой моторики выполняются медленно, с тем, чтобы ребёнок мог осознать, прочувствовать свои возможности и найти свой собственный способ достижения этого.
Тема: «Пальчиковая гимнастика и массаж» Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Тема: «Работа с мелкими предметами и палочками». У детей должно быть сформировано целостное представление о игре с мелкими палочками . Дети развивают мелкую моторику
Тема: «Игры с крышками» У детей совершенствуются ручные умения..
Тема: «Игры с прищепками» Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Тема: «Рисование» У детей должно быть сформировано при работе с карандашом и бумагой, воображение, развитие двигательных навыков руки. Развивать навыки рисования горизонтальных, вертикальных, диагональных, волнистых линий.
Тема: « Лепка из солёного теста или пластилина» У детей должно быть сформировано внимание, усидчивость. Дети совершенствуют сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
Тема: «Игры с водой»
Тема: «Игры с песком»
Тема: «Аппликация» У детей должно быть сформировано правило пользования материалами, инструментами, приобрести немало практических навыков и умений, развить мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Эффективные приёмы развития мелкой моторики, используемые в программе:
- «Пальчиковый игротренинг»:
- Игры с пальчиками;
- Пальчиковые игры с палочками и палочками Кюизнера;
- Пальчиковые игры со стихами;
- Физкультминутки;
- Пальчиковая гимнастика и массаж;
- Упражнения с монетами, шарами, мячами, мелкими предметами;
- Игры с персонажами пальчикового театра.
2. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:
- Рисование красками различными способами: кистью, пальцем,
поролоном;
- Лепка с использованием природного материала: семян дыни, арбуза,
гороха, камешков и т.д;
- Конструирование;
3.Ручной труд и развитие мелкой моторики:
- Нанизывание бус , пуговиц;
- Расстегивание и застёгивание пуговиц;
- Наматывание и разматывание нитки на катушку;
- Откручивание и закручивание крышечек;
4.Развивающие игры:
- Мозаика;
- Мягкий конструктор;
- Настольный строитель;
- Игры с прищепками, скрепками, пипетками, пуговицами;
Обеспеченность программы литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями.
В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются наборы мягкого конструктора, настольного строительного материала, разнообразный природный и художественный материал, мелкие предметы: бусы, пуговицы, скрепки, пипетки, прищепки , катушки, крышечки на каждого ребёнка индивидуально, что позволит ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Дополнительная образовательная программа познавательно - речевой направленности «Светофорик»
№ Содержание программы: 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………&helli...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» - «Счастливый английский»
Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством освоения начальных лингвистических представлений необходимые для овладения устной речью на иностранном языке....
Рабочая программа познавательно-речевой направленности "Край в котором мы живём"
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по познавательному развитию Край в котором мы живём...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности "Эрудит" (6-8 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эрудит» (далее – Программа) направлена на развитие математических представлений детей дошкольного возраста и п...
