Главные вкладки

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"
    материал (младшая группа) по теме

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

    Введение

    Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. 

    Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Кроме того у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. 
              Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.   Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

     К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

    Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

     Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

    М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

    С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог  В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

    Выдающийся ученый  И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям,  доказывая,  что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

     Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

    Для развития мелкой моторики  полезны такие упражнения:

              - перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

             - застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

             - плести косички из жестких ниток;

             - рисовать и штриховать карандашами;

             - играть в пальчиковые игры и др.

    Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры следующих видов:

    Фольклорные пальчиковые игры

     Пальчиковые игры с авторским текстом

     Игровой пальчиковый массаж.  

    Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если пальчиковые игры проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками. Кроме того, для развития мелкой моторики воспитатели используют пальчиковый театр. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты можно не только произносить, но и петь, сопровождая их движениями рук и пальцев.

    Одновременно со слушанием дети вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

     Таким образом, пальчиковые игры, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

    Ирина Александровна Лыкова дает такие  советы по проведению пальчиковых игр:

    1. Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

    2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

    3. При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

    4. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

    Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.

    Ещё одной распространённой игрой являются «Фонарики». Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли! ». Сначала сжатые кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись, затем пальцы сжимаются в кулак (погасли) .

    Также можно поиграть в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).

    Ещё одна очень полезная пальчиковая игра является «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием: Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках) Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).

    Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.)

    Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

    малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

    речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

    поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Список использованной литературы

    1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977г.
    2. Кольцова М.Ребенок учится говорить. М.,1979г.
    3. Павлов И. П. Собрание сочинений – М., 1951 – Книга 2, с.188.
    4. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка– М.: МГПИИЯ, 1971. С.36-40


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".

    Материал содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дшкольного возраста.  Представлены конкретные рекомендации , упражнения. Статья представляет интерес для воспитате...

    Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

    Статья о влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка...

    Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

    Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

    Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является разви...