Статья "Гармоничное развитие детей раннего возраста"
статья на тему

Платоненко Нелля Степановна

В статье описан педагогический опыт гармоничного развития детей раннего возраста. Представлены задачи, принципы и способы реализации моей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_statya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и  становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга. Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека.

В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству.

В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:

  -подражание,

  -воспризведение,

  -умение смотреть и слушать,

 - сравнивать,

  -сопоставлять,

  -обобщать и др.

         Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а  это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему  и т.д.)

Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ! Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.

        Поэтому моя программа «Гармоничное развитие детей раннего возраста» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его индивидуальных особенностей.

Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает  адаптацию к детскому саду. Мамы приобщаются к миру ребенка. Создается основа для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить  работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.        

В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.

 В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

 Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Задачи программы:

-развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, активное развитие речи и интеллекта;

-развитие мышления, умения сосредотачиваться и удерживать внимание;

-углубление знаний об окружающем мире;

-развитие целенаправленной двигательной активности;

-развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;

-развитие интереса к творчеству.

Основные принципы знакомства детей с окружающим миром:

         -постепенное расширение исследуемого и осмысливаемого пространства, времени, норм поведения;

         -включение программного содержания в беседы, занятия, проекты, игры, насыщение интересной информацией повседневной деятельности детей;

         -включение детей в деятельность по освоению соответствующего представления;

         -создание детьми своих собственных материалов по ознакомлению с окружающими миром, рисунков, аппликаций, моделей и т.д;

         -обыгрывание одной и той  же темы в разных видах деятельности.

Программа включает:

         -развитие координации: ритмика, физкультурные разминки, хороводы, подвижные игры, разучивание танцевальных движений;

         -пение (потешки, детские песни, песни из мультфильмов и сказок);

         -развитие музыкальных способностей: ритма (игра на шумовых инструментах – бубны, треугольники, маракасы и т.д.), слуха (пение и игры на развитие музыкального слуха);

-артикуляционная гимнастика;

-развитие детского творчества: рисование (нетрадиционные техники рисования); лепка (пластилин, глина, тесто); аппликации из различных материалов;

-развитие речи, речевого дыхания (пальчиковые игры, потешки, считалки);

-знакомство с формами, цветом, простейшими размерами и величинами (обучающие игры);

-наглядное представление русских народных сказок.

 Занятия состоят из двух блоков, и проводятся в двух разных помещениях.

Познавательное развитие:

– развитие речи;

– развитие мелкой моторики: пересыпание и перебирание крупы, шнуровка, нанизывание бусинок, игра с рамками-вкладышами;

– развитие элементарных математических представлений;

         Эстетическое развитие:

– музыкальное воспитание;

–знакомство с устным народным творчеством (сказки) и малыми фольклорными формами (частушки, потешки, попевки…) Также  показ кукольных спектаклей – совсем короткие, на 3-5 минут, по сказкам, которые дети уже хорошо знают («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя» и т.д.);

–изобразительная деятельность: лепка из пластилина и теста, моделирование, освоение кисточки и красок, аппликация из бумаги и ткани. На занятиях дети обязательно рисуют разными способами – пальцами, губкой, кисточками, гуашью, мелками, фломастерами; лепят, делают аппликации.

– развитие крупной моторики;

 -игры в кругу: с пальчиками и кулачками на крупную и мелкую моторику, хороводы, игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха, развитие дыхания и речи, а также детские потешки и песни;

-конструирование;

-музыкальная терапия;

-театр своими руками.

Занятия по комплексному раннему развитию проводятся 1 раз в неделю с родителями, продолжительность одного занятия — 1 час, в группе  5-7 человек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...