"Индивидуализация педагогического взаимодействия-важное средство формирования психологической защищённости каждого ребёнка"
статья

Андреева Надежда Ивановна

Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_andreeva.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Надежда Ивановна, воспитатель ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Воспитатель – главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса в ДОУ. Выполнение психолого-педагогических требований реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий введения ФГОС ДО. Современные требования методического обеспечения образовательного процесса ДОУ обязывают воспитателя создавать рабочую образовательную программу. 
Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы необходимо тщательно продумывать. Эти требования - адекватная, позитивная перспектива развития предметно-пространственной среды в группе ДОУ. Собственная активность ребёнка и становление форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, зависит от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Реализуя образовательную программу можно использовать только те методы работы с детьми, которые соответствуют их индивидуальным психологическим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии, развивается восприятие, появляется наглядное мышление, возрастает регулирующая роль речи. Появляется игра –первый вид совместной деятельности. Ребенок усваивает определенные формы поведения. У ребенка резко возрастает познавательная активность. Именно на этом этапе развития у детей развивается познавательная активность , которая вначале связана с детским любопытством и любознательностью, затем развиваются познавательные интересы. Ребенок познает мир и у него вырабатывается собственное отношение к нему. Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольников. В коллективной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно – исторического опыта, носителем которого является взрослый. Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это процесс, ориентированный на идеи субъектности, диалогичности, гуманности и гуманитарности, принципы здоровьесбережения, социобразности и сопровождения ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира. Успешность реализации обозначенных идей зависит от готовности педагога к качественному выбору из существующего многообразия содержания и способов организации дошкольного образования, методов взаимодействия с субъектами педагогического процесса и моделей построения развивающей среды в детском саду. Нужно давать ребенку право выбора видов активности и участников совместной деятельности. Традиционно считается, что мальчики больше любят активные подвижные игры, им нужно много пространства, чтобы бегать прыгать, бросать мяч, догонять друг друга. В отношении девочек сформировался противоположный стереотип. Большинство девочек предпочитают играть в рамках определенного пространства, разыгрывая разнообразные игровые сценки. Однако, есть очень подвижные и активные девочки, которые с удовольствием бегают вместе с мальчиками, а есть мальчики, которым намного интереснее участвовать в играх девочек. Нужно дать ребенку право выбора, и поощрять его выбор, в рамках дозволенного. Только в этом случае мы сможем воспитать личность, человека, уверенного в своих способностях. Необходимо прислушиваться и уважать мнение ребенка.
Педагоги должны стараться поддерживать в детском коллективе дружескую, доброжелательную атмосферу. Всего этого можно добиться только совместными усилиями педагогов, психологов, а самое главное, - родителей. Все же именно с родителями ребенок проводит наибольшее количество времени. И никакой педагог не в силах что-то изменить , если между родителями и сотрудниками дошкольного учреждения нет взаимодействия. Поэтому большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями воспитанника. Семьи воспитанников вовлекаются в воспитательно - образовательную деятельность. Для того чтобы у родителей и воспитателей нашлось время для подобного рода встреч, эти встречи нужно специально организовывать. Подобные встречи могут быть как коллективными, так и индивидуальными . 
В настоящее время в сфере дошкольного образования появилось много нововведений. И это очень хорошо, ведь мир меняется, мы меняемся, нужно идти в ногу со временем. Но какими бы не были эти изменения и нововведения, они, в первую очередь, направлены на улучшение качества воспитательно – образовательного процесса. И успех, в первую очередь, зависит от согласованности действий всех звеньев этой цепочки.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей возможна 
через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Взаимодействие с родителями (законными представителями ) по вопросам образования детей необходимо через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы в ФГОС ДО . Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками. 
Главным требованием к образовательной деятельности ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком и проведения педагогического мониторинга. 
Значит и предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в рамках реализации ФГОС ДО"

Педагогический проект "Развитие способностей и творческого потенциала в рамках реализации ФГОС ДО"...

Доклад к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из тре...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Индивидуализация педагогического взаимодействия как средство формирования психологической защищенности ребёнка дошкольного возраста

В статье затрагиваются вопросы индивидуализации педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми....

Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...