Статья "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ".
статья на тему

«Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы  и группового взаимодействия, научиться учиться…»

А.М.Асмолов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.gorbunova.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

Горбунова Е.А.

МДОУ д/с № 192

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

«Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой,

получить в игре навыки индивидуальной работы

 и группового взаимодействия,

 научиться учиться…»,

А.М.Асмолов

В свете последних принятых документов «Закона об образовании» и как следствие Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования перед педагогами детских садов встала задача, как изменить систему образовательной деятельности таким образом ,чтобы «ребенок обучался не подозревая этого».

  Одним из методов, который является наиболее эффективным - метод проектов.

 Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными , творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Так что же такое проектный метод с позиции детей, воспитателей и родителей? Попробуем разобраться.

  Технология «метода проектов», где отношения «ребенок – взрослый» строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими дошкольниками; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими.

   В процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно – ориентированное взаимодействие и индивидуально – дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем – эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем – сотрудничает с детьми и взрослыми.

   В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. В этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

   В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

  Таким образом, мы можем сформировать основные теоретические позиции проектного обучения:

1. В центре внимания ребенок.

2.Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

3.Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

4. Глубокое усвоение базовых знаний счет универсального их использования в разных ситуациях.

  Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагогов: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать.

Знания, умения, навыки, приобретаемые осознано в ходе работы над личностно – значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносится на другие виды деятельности.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненых проблем.

  Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и миром людей (сверстниками, воспитателями и т.д.), партнера, консультанта.

Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата,деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого ребенка.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

1.Доминирующая в проекте деятельность:

- исследовательский проект

- практико - ориентированный

- творческий

- игровой

2.Предметно – содержательная область:

- монопроект (в рамках одного раздела программы)

- межпредметный

3.Характер контактов:

- среди детей одной группы

- среди детей нескольких групп

- среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д.

4.Колличество участников проекта:

- индивидуальный

- парный

- групповой

- коллективный

5. Продолжительность проекта:

- краткосрочные

- среднесрочный

- долгосрочный

   Но несмотря на все вышесказанное, мы так же можем утверждать, что методика организации детской проектной деятельности строится с учетом возрастной психологии. Установлено, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, и начинается это развитие на подражательно – исполнительском уровне. Поэтому, на данном этапе,активная роль принадлежит всетаки взрослому – педагогу и родителям. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания вместе с родителями.

Разумеется, вдохновить на проектно-исследовательскую деятельность надо не только ребенка, но и родителей, поэтому тематика детских проектов должна учитывать и интересы родителей. Это еще один момент, где педагог должен показать свое мастерство.

Таким образом, создание общего контекста жизни детей и взрослых в рамках темы проекта и на этой основе – качества воспитания и развития ребенка – основная задача проектной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии - проектное обучение

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично...

Технология проектного обучения в экологическом воспитании дошкольников

Использование технологии проектного обучения  выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий ....

Проектное обучение дошкольников

Сегодня мне бы хотелось остановиться на практической форме реализации содержания образования, а именно проектном обучении....

Проектное обучение в детском саду. Шабала Т.А.

Представляю опыт работы по проектной деятельности в детском саду....

Проектное обучение в ДОУ

Метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются...

Технология современного проектного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

В статье представлен материал по проектному обучению детей с ОВЗ...

Этапы реализации технологии проектного обучения»

С чего начинать работу над проектом? Как заинтересовать малышей?  Все эти секреты раскрывает эта статья....