Современные педагогические технологии - проектное обучение
учебно-методический материал на тему

Федина Жанна Рушановна

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

 Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

 Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

 Работа над проектом тщательно планируется педагогом и обсуждается с детьми. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.

Создание проектов, привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Основой является проблема, при работе с которой необходимо следущее:

1. Иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). То есть система должна иметь необходимый «запас маневра») .

2. Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.

3. Целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыта педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы.

4. Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников. школьников; может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ»

В статье речь идет о современных педагогических технологиях  для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педаго...

Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ

В статье речь идет о современных педагогических технологиях  для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педагогами д...

"Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ"

Презентация на тему "Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ"...

Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».

Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста....

«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...

Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"

quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...