Этапы реализации технологии проектного обучения»
статья

Демченко Зинаида Яковлевна

С чего начинать работу над проектом? Как заинтересовать малышей?  Все эти секреты раскрывает эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Содержание

Введение......................................................................................................................... ..2

Понятие и сущность технологии проектной деятельности.…………………………..2

Актуальность проектов как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса…………………………………………………3

Технология проектной деятельности ориентирована на личность………..…………3

Тематика и содержание игровых проектов……………………………………...……..6

Глава I.  Работа над проектом состоит из четырех этапов

Ценностно-ориентационный этап…………………………………………….………..7

Конструктивный этап…………………………………………………………………..6

Оценочно-рефлексивный………………………………………………………………..6

Создание презентации…………….……………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………..…………….……………9

Литература…………………………..........................................................................…10

                           

                                                 

                                                          Введение

                Понятие и сущность технологии проектной деятельности.

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.  В толковом словаре  В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве». Проект - это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это специально организованный комплекс действий, при которых происходит создание творческого продукта и дети видят результат труда. Проект - это «обучение через делание». (Дж. Дьюи).

Оценка общемировых тенденций развития образования дает возможность утверждать, что проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания — «знание о будущем».

Проектная технология реализуется в несколько этапов и  определяется отрезком  времени, в который осуществляется совместная деятельность детей и взрослых от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проект – это «пять «П»

 Проблема  (ситуация, идея, предложения).

Проектирование (планирование) (принятие решения о теме проекта, формирование групп, определение цели).

Поиск информации (подбор соответствующей литературы по теме.)

Продукт (Обогащение развивающей предметно – пространственной среды продуктами деятельности)

Презентация  (итоговое мероприятие: создание книги «Мир открытий», праздник, коллаж, макет, газета, фотоальбом…)

На этапе планирования необходимо  организовать интересную дискуссию (мозговой штурм) с детьми. Каждый ребенок высказывает  свое мнение и пожелание. Вместе дети  находят идею, которую будут претворять в жизнь. Детям можно задать следующие вопросы.

  • Что вам интересно в этой теме?
  • Что вы уже знаете?  (Содержание)
  • Что еще хотите узнать?  (План, тема проекта)
  • Что сделать, чтобы узнать? (Источники новых знаний, т.е. средства)

 Название проекта должно звучать, как постановка проблемы.

«Вред и польза молока»,  «Чаще умывайся, чистюлей оставайся», «Растишкой питайся, здоровьем укрепляйся!»

  Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного,  создание презентации и продукта. 

Педагогом разрабатывается положение о  проекте.

Цели.  Исследование или влияние темы, проблемы.

Задачи.

  • Повысить  уровень образованности детей, обеспечить готовность к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества.
  •  Подобрать  соответствующую литературу.
  • Составить критерии оценки проектных работ,
  • Разработать сценарий финала, продукт проекта.  

Актуальность проектов как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы важным критерием качества дошкольного образования является  развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.

На этапе становления новых типов ДОУ,  актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

    Технология проектной деятельности ориентирована на личность.

 Одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач (Л.А. Каменщикова).

К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность,  отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М.И. Гуревич).

Педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М.С. Коган).

 Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса,  направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях (Л.А. Каменщикова).

Под проектированием (деятельностью или процессом проектирования) Н.Г. Алексеев понимал «просмысливание того, что должно быть».

По мнению В.В. Гузеева, метод проектов стимулирует истинное учение самих детей, потому что оно:

—        личностно-ориентированно;

—        использует множество дидактических подходов;

—        самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;

—        поддерживает педагогические цели в когнитивной аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;

—        позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

—        приносит удовлетворение детям, видящим продукт своего труда.

Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями (М.И. Гуревич). В ходе подобных дискуссий определяются его следующие позиции.

Метод проектов:

  • динамично отражает меняющиеся потребности общества.
  • Дает четкий алгоритм действий.
  •  Формирует у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
  • Актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Позволяет оптимизировать стиль взаимодействия педагога и детей.

Как отмечают авторы, в настоящее время проектирование в образовании развивается в трех направлениях:

—        интегрированное обучение дошкольников, основанное на интересе,

—        формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей;

—        совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности.

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями (Л.А. Каменщикова).

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний,

- исследовательский поиск решения.

Проблема проекта или актуальность должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической.

Проекты бывают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Тематика и содержание игровых проектов

Тематика и содержание игровых проектов для детей старшего дошкольного возраста может быть очень разнообразной и зависит от степени развития игровой деятельности самих дошкольников.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

  • исследовательско-познавательные — совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
  • игровые — использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
  • информационно-практико-ориентированные — сбор информации и  реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.);
  • творческие — оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;
  • досуговые — спортивные и развлекательные мероприятия;
  • комплексные — смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.

В реальной практике проекты носят комбинированный характер, сочетая в себе различные признаки.

 Педагогическое проектирование многообразно: проектирование обучающих занятий с дошкольниками в цикле «Я умею одеваться и обуваться», конкретных воспитывающих ситуаций «Влияние потешек на формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»;  «Основы безопасного поведения детей дошкольного возраста» и т.д.

  Участники проекта: дети, родители и воспитатели. 

Принципы в работе:

  • принцип активности
  • посильной самостоятельности;
  • принцип познавательной активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип поэтапности.

Глава I Работа над проектом состоит из четырех этапов

 Ценностно-ориентационный этап (первый этап) это -  осознание мотива и цели деятельности детьми, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно выдвинуть идеи, обобщить и классифицировать основные направления.

Важную роль на первом этапе играет мотивация детей, которая направленна на успех предстоящего дела.

 Конструктивный этап  (второй этап). Дети осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление фотоальбома, дневника, буклета, газеты  и т.д.).

 В этот период дети  учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Взрослый на данном этапе помогает и приучает дошколят к поиску. Этот период самый длительный по времени.

 Оценочно-рефлексивный этап (третий этап).  

На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен. Потому что каждый из участников проекта «пропускает через себя» полученную всей группой информацию. Каждый ребенок участвует в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний взрослых). Дети делают выводы:

  •  что удалось узнать,
  • что не получилось,
  • вклад каждого участника в работу.

 Создание презентации (четвертый этап), на котором происходит    защита проекта. Презентация — результат работы, итог. Защита проекта проходит как в игровой форме (КВН, развлечение), так и в неигровой форме.

Дети  представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе дошколята приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации  включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, самостоятельно или при участии педагога) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а в уже синтезированном, как это и бывает в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.

                                                  Заключение

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.  Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, проектная деятельность пытается заложить основы способностей:

  • принимать и осуществлять перемены;
  • осуществлять выбор,
  • проявлять творчество, фантазию, изобретательность

           

                                                          Литература

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии - проектное обучение

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично...

Реализация технологий развивающего обучения в игровой деятельности дошкольников

Реализация технологий развивающего обучения в игровой деятельности дошкольников...

Технология проектного обучения в экологическом воспитании дошкольников

Использование технологии проектного обучения  выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий ....

Консультация для воспитателей "Технология проектного обучения"

Консультация для воспитателей "Технология проектоного обучения"...