Использование приема сравнения при ознакомлении дошкольников с животными
методическая разработка (средняя группа) на тему

Майорова Светлана Алексеевна

Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение к различным представителям животного мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются приемы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приемам относится сравнение (в приводимых ранее занятиях оно используется достаточно широко).

Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог ― для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором ― как дидактический прием.

В советский педагогике определено значение сравнения как основного методического приема: в процессе обучения оно способствует легкому и более качественному усвоению знаний детей о живой природе; сравнение необходимо для прочного и сознательного усвоения программного материала, для установления связи новых представлений с уже имеющимися.

Прием сравнения может быть использован ка любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закреплении уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное ― у них появляется глубокий интерес к природе.

Сравнение должно проводиться систематически. Мир животных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия как во внешнем виде животного, так и в образе их жизни, среде обитания, размножении. Выявление общего и отличительного способствует более полному и точному определению характерных особенностей животных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса (например, перелетные, зимующие, водоплавающие, хищные птицы). В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, голосе, приспособлении к среде и т. д., характеризующие животных одного и того же или различных классов. На основе полученных знаний у дошкольников формируются начатки материалистического представления о живом мире.

Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. У детей дошкольного возраста наблюдается несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения.

На первом этапе дети ориентируются на внешние явные признаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различие в строении тела животных. Однако, определяя их движения, пользуются неточной терминологией, часто применяют слова, характеризующие действия человека. Различают животных по среде обитания, определяя ее конкретно, но иногда примитивно: не выделяют и не объясняют при этом элементарные причинные связи. При сравнении осуществляют прямой, часто случайный перенос знаний из одной области в другую.

На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных, более точно определяют особенности их строения, замечают повадки, заботу о потомстве.

Более четко представляют пользу, приносимую животным. На этом этапе сравнение необходимо для выделения некоторых зависимостей в жизни животных. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяснения: их словарь беден терминами, необходимыми для обозначения движения; звуков, повадок животных.

На третьем этапе осуществляется переход детей к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резкоконтрастных, но и более похожих животных, точно определяя особенности их внешнего вида. Могут давать животным точную и полную характеристику в определенной последовательности: внешний вид, жизненные проявления, сезонная жизнь, приносимая польза. На этом этапе дети правильно и точно словесно определяют движения, голоса, прибегая к словам-терминам. На основе сравнения последовательно, точно и эмоционально рассказывают о животных.

Принимая во внимание поэтапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдений с детьми разного возраста. Так, в младшей и средней группах сравнительные наблюдения лучше всего проводить за знакомыми животными, на однородном, но контрастном материале. Дети 5 лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать рассмотреть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющих общие признаки (четыре ноги, шерсть, хвост и т, д.).

Дети подготовительной к школе группы более детально сравнивают внешний вид, повадки, приносимую пользу, поэтому для сравнения им дают животных, объединенных одним каким-либо общим признаком (например, средой обитания).

Способы сравнения, которые педагог предлагает детям, могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнения по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.


Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, например: «Ты видел кошку? а ежа? Они похожи? Чем они не похожи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы; о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и. его окраска), о жизненных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки, размножение и развитие, забота о потомстве), о месте обитания, приносимой пользе.

Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими. Так, например, этот прием хорошо сочетается с чтением художественных произведений Ю. Дмитриева, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Павловой о природе, - дидактическими играми («Кто летает?», «Чей домик?», «Кто как кричит?» и др.).

Например, после сравнения двух насекомых воспитатель предлагает детям подготовительной к школе группы поиграть в игру «Кто летает?».

Цель. Закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу передвижения. Обогащать знания о характерных особенностях насекомых.

Ход игры. 1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением различных насекомых. По сигналу воспитателя трое детей отбирают картинки с насекомыми, которые летают (бабочка, комар, стрекоза и др.), ползают (муравей, жук, муха), прыгают (кузнечик). Задание дается на время. Выигравший получает приз (флажок, фишку).

2-й вариант. У каждого ребенка на столе лежат карточки-иллюстрации. Воспитатель показывает одну из картинок и предлагает детям поднять свои карточки, на которых изображены насекомые тоже летающие (прыгающие, ползающие). Задание дается на время. Можно усложнить ход игры: ребенок выполняет игровое действие, а затем рассказывает по своей картинке.

Таким образом, прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их в классы, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных), развивать у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, желание пополнять свои знания об окружающем мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приема сравнения при ознакомлении дошкольников с животными

Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение к различным представителям животного мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются приемы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приемам относится сравнение (в приводимых ранее занятиях оно используется достаточно широко).

Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог ― для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором ― как дидактический прием.

В советский педагогике определено значение сравнения как основного методического приема: в процессе обучения оно способствует легкому и более качественному усвоению знаний детей о живой природе; сравнение необходимо для прочного и сознательного усвоения программного материала, для установления связи новых представлений с уже имеющимися.

Прием сравнения может быть использован ка любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закреплении уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное ― у них появляется глубокий интерес к природе.

Сравнение должно проводиться систематически. Мир животных очень разнообразен, многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные разных классов резко отличаются друг от друга; внутри одного класса также имеются некоторые различия как во внешнем виде животного, так и в образе их жизни, среде обитания, размножении. Выявление общего и отличительного способствует более полному и точному определению характерных особенностей животных, объединению и группировке их по существенным признакам внутри класса (например, перелетные, зимующие, водоплавающие, хищные птицы). В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, голосе, приспособлении к среде и т. д., характеризующие животных одного и того же или различных классов. На основе полученных знаний у дошкольников формируются начатки материалистического представления о живом мире.

Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. У детей дошкольного возраста наблюдается несколько этапов в развитии умения пользоваться приемом сравнения.



На первом этапе дети ориентируются на внешние явные признаки и сравнивают только их. По контрастным признакам легко находят различие в строении тела животных. Однако, определяя их движения, пользуются неточной терминологией, часто применяют слова, характеризующие действия человека. Различают животных по среде обитания, определяя ее конкретно, но иногда примитивно: не выделяют и не объясняют при этом элементарные причинные связи. При сравнении осуществляют прямой, часто случайный перенос знаний из одной области в другую.

На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных, более точно определяют особенности их строения, замечают повадки, заботу о потомстве.

Более четко представляют пользу, приносимую животным. На этом этапе сравнение необходимо для выделения некоторых зависимостей в жизни животных. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяснения: их словарь беден терминами, необходимыми для обозначения движения; звуков, повадок животных.

На третьем этапе осуществляется переход детей к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резкоконтрастных, но и более похожих животных, точно определяя особенности их внешнего вида. Могут давать животным точную и полную характеристику в определенной последовательности: внешний вид, жизненные проявления, сезонная жизнь, приносимая польза. На этом этапе дети правильно и точно словесно определяют движения, голоса, прибегая к словам-терминам. На основе сравнения последовательно, точно и эмоционально рассказывают о животных.

Принимая во внимание поэтапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдений с детьми разного возраста. Так, в младшей и средней группах сравнительные наблюдения лучше всего проводить за знакомыми животными, на однородном, но контрастном материале. Дети 5 лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать рассмотреть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющих общие признаки (четыре ноги, шерсть, хвост и т, д.).

Дети подготовительной к школе группы более детально сравнивают внешний вид, повадки, приносимую пользу, поэтому для сравнения им дают животных, объединенных одним каким-либо общим признаком (например, средой обитания).

Способы сравнения, которые педагог предлагает детям, могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнения по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.



Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера, например: «Ты видел кошку? а ежа? Они похожи? Чем они не похожи?» Затем в зависимости от высказываний детей вопросы могут быть конкретизированы; о признаках внешнего вида (строение тела и название его частей, покров тела и. его окраска), о жизненных проявлениях животных (передвижение, издаваемые звуки, размножение и развитие, забота о потомстве), о месте обитания, приносимой пользе.

Сравнение может быть использовано как ведущий прием занятия или выступать наравне с другими. Так, например, этот прием хорошо сочетается с чтением художественных произведений Ю. Дмитриева, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Павловой о природе, - дидактическими играми («Кто летает?», «Чей домик?», «Кто как кричит?» и др.).

Например, после сравнения двух насекомых воспитатель предлагает детям подготовительной к школе группы поиграть в игру «Кто летает?».

Цель. Закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу передвижения. Обогащать знания о характерных особенностях насекомых.

Ход игры. 1-й вариант. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением различных насекомых. По сигналу воспитателя трое детей отбирают картинки с насекомыми, которые летают (бабочка, комар, стрекоза и др.), ползают (муравей, жук, муха), прыгают (кузнечик). Задание дается на время. Выигравший получает приз (флажок, фишку).

2-й вариант. У каждого ребенка на столе лежат карточки-иллюстрации. Воспитатель показывает одну из картинок и предлагает детям поднять свои карточки, на которых изображены насекомые тоже летающие (прыгающие, ползающие). Задание дается на время. Можно усложнить ход игры: ребенок выполняет игровое действие, а затем рассказывает по своей картинке.

Таким образом, прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (они находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их в классы, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных), развивать у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, желание пополнять свои знания об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ.

Публикация раскрывает значение применения игровой технологии при ознакомлении дошкольников с животными....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада....

Статья: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях....

«Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию» (конспект НОД с детьми старшей группы)

laquo;Использование приема мнемотехники в обучении дошкольников связному рассказыванию».(конспект НОД с детьми старшей группы) Задачи:Область «Коммуникация»1.Закрепить и расшир...