статья Возможности использования музейной педагогики в развитии дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Голофастова Ирина Александровна

в статье расскрыты понятия: музейная педагогика, виды музеев, формы, приемы музейной педагогике в дошкольном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Возможности использования музейной педагогики в развитии дошкольников

Психологи и педагоги ищут пути использования возможностей музейной педагогики в развитии, образовании детей. А.В. Бакушинский, Е. Г. Ванслова, Н. Л. Кульчинская, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич разрабатывают содержание данной работы и направления преемственности в формировании музейной культуры у дошкольников и школьников. О.А. Ботякова, Н.Б. Кутьина, В.М. Мацкевич, Н.Д. Рева ищут пути сочетания данной работы в условиях образовательного учреждения и музея. Н.П. Макарова,  А.Н. Морозова, Л.В. Пантелеева  разработали содержание работы по созданию мини – музея  в образовательных учреждениях.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в конце ΧΙΧ века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя. В 1897 году А. Лихтварк в  своей публикации «Упражнение в рассматривании произведений искусства» или «Музейные  диалоги» предложил основные рекомендации работы в музее изобразительного  искусства [3].

Первоначально понятие «музейная педагогика» трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). Как особая область знаний и исследований музейная педагогика  начинает формироваться в 1960-е годы, чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики  в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная.

Для формирования представления о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся в 1970-1980 годах дискуссия, в которой приняли участие ведущие западногерманские музееведы Р.Ромедер, А.Кунц, В. Клаузевиц и другие. Ее основным итогом стали расширительная трактовка музейной педагогики и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской работой музеев. Все же исследования этого периода обнаружили разобщенность в понимании сущности и дефиниций музейной педагогики, свидетельствующую о том, что ее можно рассматривать как формирующуюся научную дисциплину.

        Б.А. Столяров определяет музейную педагогику как «область научно-практической деятельности современного музея, ориентированную на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды».

      Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, она тесно связана с музееведением, культурологией, искусствоведением и др. В нашей стране термин «музейная педагогика стал употребляться только в 70-е гг. В 1960-1980-ые гг. музей  обратился к работе с дошкольниками, но она шла в малочисленных по составу студиях при художественных музеях (Э.И. Ларионова, Н.Л. Кульчинская, О.Л. Некрасова-Каратеева). В конце 1980-ых гг. в российском музееведении образовательные возможности музея были раскрыты с позиции теории музейной коммуникации  М.Б. Гнедовским, опиравшимся на теорию Д. Камерона. К этому периоду осмысление художественного музея как интерактивного пространства  делает возможным разработку специализированных циклов занятий для широкой дошкольной аудитории на основе  драматизации (С.А.Калмыкова), тематического сценирования экскурсий в форме «сказочных путешествий» (М.В.Мацкевич), а также включения в них элементов детской изобразительной деятельности. В этот период было выделено содержание культурно-образовательной деятельности музея. Оно состоит в организации работы с музейной аудиторией и взаимодействии с системой образования. Сейчас ведется активный поиск новых форм и методов работы с детьми и педагогами.

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал.

Значимым понятием в музейной педагогике является  понятие «музей». Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). Художественный музей – музей, изучающий и иллюстрирующий историю и закономерности развития искусства.

Выделяют следующие виды музея: - по построению композиции:  тематические (посвященные проблеме, идее, наследию автора и т.п.), систематические (представлены некоторые коллекции: нумизматика), ансамблевые (музей под открытым небом, быт народа и т.п.);  - по содержанию экспозиции: исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, архитектурные, естественнонаучные, технические, отраслевые, комплексные и т.п.; - по цели создания: учебные, научно-исследовательские, просветительские и др.

Д. Камерон рассматривает музей как коммуникационную систему, включающую в себя каналы визуальной и вербальной информации. Мы воспринимаем музейный предмет – в единстве нескольких составляющих: исторических, эстетических (как часть обстановки, в единстве с другими экспонатами). Музейный предмет – подлинник, извлеченный из реальной действительности и включенный в собрание носителей социальной и естественнонаучной информации. Музейная коммуникация по Д. Камерону – процесс художественного восприятия произведения и эстетического отношения к нему.

          Роль музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии ребенка неоценима, так как опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной работы педагогов, ребенок включает в свое творчество. Ознакомление детей с искусством в пределах детского сада (иллюстрации, репродукции картин и т.д.)  не может в полном объеме сформировать умение понимать, принимать,  чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребенка с подлинными произведениями искусства.

Уникальная среда музея позволяет объединить в сознании ребенка два направления постижения окружающей действительности – исследовательское и художественное. Предметы искусства, архитектура – все это объект исследования ребенка. Рассматривая творения искусства, дети узнают о существовании разных материалов, которые  использовал мастер для создания тех или иных вещей, удивительно становится то для ребенка, что из одного и того же материала можно выполнить разные предметы (чугунные перила лестницы или чугунные подсвечники и др.)  и наоборот одни и те же предметы из разного материала (вазы, скульптуры, посуда и т.д.) Материалы искусства – одна из важнейших тем, которая присутствует почти на всех занятиях в музее. Знакомясь с формой, фактурой, цветом,  у ребенка появляются простые представления о композиции и даже о стилях.  Происходит то, что можно назвать постижением  языка искусства.

Одна из главных задач в развитии  творчества детей – поиск средств,  для поддержания положительного эмоционального фона ребенка стимулирующий его творческие проявления, в дальнейшем способствующий  благоприятному творческому развитию ребенка.      Развитие творческих начал – высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества подразумевает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенный – «вхождение» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. [3].

Как же формируется это отношение? Даже у таких маленьких участников творческого процесса постижения мира художественного музея, формирование отношения к произведениям искусства осуществляется при опоре на особенное творческое, опосредованное отношение к окружающему миру творца, человека – создателя увиденных произведений. Особое отношение к природе, к миру, к себе человек проявляет в своих работах. В этом одна из основных особенностей воздействия подлинных  вещей – возможность через вещь общаться с художником, скульптором, архитектором; увидеть мир его глазами, почувствовать красоту и гармонию этого мира; почувствовать в предметах создателя – человека.

Каким образом ребенок познает мир музея?  Всякое познание начинается с чувственного восприятия окружающих вещей и явлений. Большое значение на первых этапах играет «живое созерцание», т.е. непосредственная чувственная связь ребенка с предметным миром художественного музея. В раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка  вещей. Среда музея способна обогатить ребенка впечатлениями от новых, неизвестных, удивительных предметов.

В исследованиях А.М. Вербенец, М.В. Мацкевич и др. было выявлено, что для дошкольников характерен малый опыт посещения музеев, начальный уровень развития художественно-эстетического восприятия, наличие фрагментарных, конкретных, часто ситуативных представлений об объектах окружающего мира, относительно невысокий уровень эстетических суждений. Что определяет необходимость активизации, интереса к восприятию, познанию предметов в условиях музея.  

Успешность занятий в первую очередь зависит от эмоционально-положительной настроенности  детей, на встречу с новым, удивительным. Это было доказано исследованиями, проводившимися в музеях-парках Петергофа лабораторией НИИ дошкольного воспитания Российской Академии Образования, возглавляемой доктором биологических  наук Т.П. Хризман Воздействуя на органы чувств ребенка подлинные произведения искусства в художественном музеи вызывают ощущения, за ними следует восприятие и представление. Вещи, которые видит ребенок, не просто воспроизводятся в виде образных отражений, но и вызывают специфический эмоциональный  резонанс. Возникает человечески-оценочное отношение к увиденному, к «прочувствованному». От того, какие ощущения возникнут у детей при общении с миром музея, зависит и отношение детей к миру, к предметам его составляющим. Отсюда следует,  все, что происходит с ребенком в музее должно быть позитивно окрашено.

В наше время существует много образовательных программ, разработано методических пособий, рекомендаций по работе с детьми в рамках музейной педагогики, одна из задач  – развитие творчества детей. («Предметный мир культуры», «Музей и культура» (МИРОС, Москва), «Здравствуй, музей» (Русский музей, Санкт – Петербург), «Кругозор», авторы Л.М. Ванюшина, Л.Ю. Копылов, А.А. Соколова и др.) Многие музеи не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в других городах России сотрудничают с ДОУ, проводят работу с дошкольниками. М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансимова, Н.Л. Кульчицкая авторы программы «Музейный всеобуч» в своей программе реализовывают задачи формирования музейной культуры, идеи программы: преемственность ДОУ-школы, ВУЗа; взаимосвязь видов искусства. Б.А. Столяров, О.Л. Некрасова – Коротаева, И.А. Рева разработали экскурсионно-музейную программу «Здравствуй, музей!», цель и задачи программы:  развитие визуального мышления, самостоятельности суждений, интерпретации образа, активного творческого отношения к действительности, идеи: преемственности младшего – среднего - старшего дошкольного возраста. Т.И. Алиева, Е.М. Волкова, С.А. Новоселова авторы программы «Истоки» реализовывают в программе следующие задачи:  ввести ребенка в мир искусства, развитие художественной культуры, формирование ценностного отношения, образа музея как собрания предметов, развитие художественного восприятия, идея программы - объединение работы в ДОУ и музее, взаимосвязь восприятия и деятельности.

Смысловой частью посещения музеев являются экскурсии. Выделяют требования к их тематике, направленности, организации. Как показывает опыт работы музейных педагогов с дошкольниками в ходе занятия - экскурсии дети в состоянии познакомиться с 10 – 15 предметами, а потом по памяти описать их. При недостаточном опыте посещения музеев лучше отдать предпочтение тематическим выставкам («Мир детства глазами художника», «Сказки на полотнах и камне»), свободным путешествиям по залам. Можно ограничить первичный поход короткой прогулкой у здания музея, посещением одного-двух залов. Желательное время посещения от 20-30 минут в начале накопления опыта. Отдать предпочтение живописным и скульптурным произведениям, реалистично отображающим объекты окружающего мира. Избегать сложных по тематике, средствам выразительности, решению полотен и скульптурных объектов. Отдать предпочтения соразмерным детским возможностям произведениям и предметам, находящимся на уровне глаз дошкольников и позволяющим рассмотреть их с разных точек зрения. Экскурсия не должна превращаться в монолог взрослого, сообщение знаний об объекте.[1].

Музейные педагоги в работе с детьми используют разные формы и методы: экскурсии, в экскурсиях  используют сказки, мифы, музейные игры; игры направленные на творческое развитие («Ожившие экспонаты» и др.), творческие задания сочинить, нарисовать и  т.д. Цель этой работы не только дать детям знания, но и вызвать интерес к произведениям искусства, воспитывать эстетический художественный вкус, развивать восприятие, обогащать детей впечатлениями, эмоциями, переживаниями.

Также педагоги в работе с детьми в рамках музейной педагогики используют следующие приемы: экскурсионная справка, описание, объяснение, комментарии, цитирование, литературная мозаика, движение, элементы ритуала, метод Открытий, метод Воображения, сравнение, осязание, игра, воспросно-ответный,  художественная деятельность, сюжетно – ролевые игры «Экскурсовод», «К нам приехали гости из другого города», создание мини – музеев в пространстве ДОУ, создание музейных уголков в группе, коллекционирование, развивающие игры «Подбери экспонаты в музей», «Пройди по лабиринту», «Отгадай какой это музей» и т.д.  

После посещения музея, педагоги могут предложить детям создавать свою коллекцию, выставку экспонатов, мини – музей в ДОУ, проводить экскурсии в мини – музее, рассказывать о своем любимом экспонате, предмете коллекции; описать свои впечатления от экскурсии в музей, сочинить сказку, рассказ по теме экскурсии, нарисовать парк, дворец, вылепить сказочных персонажей, которые могли бы жить во дворце, построить дворец; совместно с родителями и детьми составлять творческие альбомы с детскими стихами, сказками, загадками, рисунками по музейной тематике и т. д. В стенах музея по договоренности с музейными работниками проводить детские баллы, ассамблеи.  

Педагог, формируя детей в стенах музея, должен помнить, что восприятие предметного мира, в том числе и мира музея, идет в двух  направлениях: 1) отражательно-познавательном, 2) эмоционально-ценностном. В первом случае  предмет воспринимается таким, какой он есть, а во втором случае предмет сигнализирует о том, какое переживательное ощущение или состояние этот предмет может вызвать. Для ребенка важно почувствовать связь мира музея со знакомыми для него мирами (сказка, природа и т.д.). Устанавливаются тонкие связи, формируется ассоциативное мышление. Педагогам детского сада нужно учитывать тот сенсорный опыт, который есть у ребенка, и развивать сенсорные возможности не только на занятиях в музее, но и на других занятиях в детском саду.

Говоря о предметном мире художественного музе, не следует забывать и о влиянии самого здания музея, памятника архитектуры, построенного по законам красоты и гармонии, предметный музейный мир прекрасен, многообразен и в тоже время един, великолепен, на это и делает акцент педагог вводящей ребенка в мир музея. Находясь в таком музее, где и здание, и предметы являются памятниками искусства прошлого, дети путешествуют во времени, погружаются в мир прекрасного, оставленного прошлыми поколениями, постигают духовную культуру. Используя эти условия, педагог постепенно может вызвать у детей ощущение времени, исторического пространства. У детей происходит знакомство с исторически сложившимся представлением  о  прекрасном. Погружение в контекст музея – это общение с творениями искусства, выработка отношения к ним, это установление тонкой связи (через предметный мир) с создателями этих произведений, с людьми, которым эти творения принадлежали, а уже через них устанавливаются невидимые связи с историческим прошлым.

Педагоги на занятиях в музее часто используют сказку, что, безусловно, влияет на формирование любви, интереса к художественному слову. Здесь происходит взаимовлияние – сказка помогает детям войти плавно в мир музея, но ведь и музей в свою очередь помогает сделать предметным мир самой сказки. Формируется стиль восприятия сказочного художественного произведения, как показали исследования, после таких занятий в музее дети при чтении сказок, уже не пользуясь иллюстрациями в книге, дети легко «представляют» себе то, что описывается писателем. Образное мышление, которое развивается у детей на каждом занятии, естественно, влияет на общее восприятие мира ребенком, оно становится более сложным, опосредованным, ребенок сам легче создает художественные образы.[2].

Самым главным на каждом занятии является необходимость создания атмосферы заинтересованности, увлеченности, включенности детей в процесс общения с миром музея, создания особого позитивного эмоционального состояния. Очень важно дать возможность детям высказать свою точку зрения, «выплеснуть» эмоции, Дать возможность поделиться переживаниями, впечатлениями, таким образом, дошкольник начинает кодировать, то есть словами передавать свои эмоциональные состояния. Это должно проходить на активном  эмоциональном фоне, при желании само ребенка.

В процесс музейной коммуникации (восприятие и деятельность в условиях музея) возможно проявление творчества детей в понимании и трактовке образа, обыгрывании  изображенного, эмоционального отклика на содержание, отражение впечатлений в разных формах (рассказе, вопросах, рисовании, игре).

Преимущества творческого развития в условиях музея:

- обогащение эстетического и познавательного опыта в единстве.

- общение с подлинниками, воздействие образов на эмоциональную сферу, эффект новизны и неожиданности.

- вариативность используемых экскурсоводом методов и приемом.

- развитие умений воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи.

- развитие коммуникативных навыков, опыта как общения с искусством, так и общения «по поводу…» (с педагогами, экскурсоводами, другими посетителями), что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию.

        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея // детский сад: от А до Я – 2007 - № 6.
  2. Кункова Н.А. В гости к музам // программа эстетического развития детей 4-7 лет – СПб: 1996.
  3. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика – М: Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Возможности использования ИКТ в познавательном развитии дошкольников"

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций....

Использование музейной педагогики в развитии дошкольников».

Использование  музейной   педагогики в развитии дошкольников»....

Скрытые возможности использования домино. Польза для развития дошкольников

Есть множество различных детских игр, которые способствуют всестороннему развитию детей. В своей публикации я хочу обратить внимание на использование домино в работе с детьми и поделиться интересными ...

Комплексное использование средств музейной педагогики в развитии дошкольников

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение ребенка с соци...

Статья «Возможности использования лего-конструирования в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях развития, дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), ...

Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы ...

ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

 Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...