Мастер класс для воспитателей Тема «Развитие творческих способностей у дошкольников»
материал на тему

Вихрова Ирина Николаевна

Развитие мелкой моторики руки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Мастер класс для воспитателей

Тема «Развитие творческих способностей у дошкольников»

 

        

Воспитатель:

Вихрова И.Н.

г.Тихвин

2014 год

Развитие мелкой моторики руки по определению ученых имеет большое значение. Немецкий философ Э.Кант писал, что «Рука – это вышедший наружу мозг», а русский физиолог И.М. Сеченов утверждал: «Рука – это щупальцы мозга». Одно из правил дидактики гласит: «Ребенок учится не глазами и ушами, а руками». Чем больше ребенок делает руками, тем он успешнее

   Развитием мелкой моторики необходимо заниматься с первого месяца жизни ребенка, особенно мальчиков, потому что рука мальчика отстает в своем развитии от руки девочки на 1,5 года. Почерк у мальчика начинает формироваться к 9 годам, к началу полового созревания.

   Категорически запрещается наказывать ребенка по рукам, заставляя его переписывать домашние задания в тетради, особенно мальчиков. Рука – это единственная часть тела, где сконцентрирована вся жизненная энергия: и положительная и отрицательная.

     Все занятия по продуктивным видам деятельности нужно начинать теплыми руками, для этого нужно их потереть, растереть, погреть. Количество упражнений для развития мелкой моторики как на занятиях, так и вне занятий и в самостоятельной деятельности.

Все продуктивные виды деятельности являются интеллектообразующими. Чем больше ребенок делает руками, тем он умнее.

Главное в лепке отработать разные приемы: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сглаживание, примазывание, скручивание, оттягивание; и умение пользоваться разными материалами: глина, пластилин, соленое тесто, бумажная масса (лучше всего из ячеек из-под яиц; в разбухшую бумажную массу добавить клей «Момент» и муку 2 сорта)

 

В аппликации важно создать условия для развития умения работать ножницами, пользоваться бумагой разной фактуры, клеем, кистью, салфеткой или тряпочкой

В рисовании – чем меньше ребенок, тем больше должен быть формат, так как у ребенка до 5 лет не сформировано понятие «границ».

Алгоритм проведения занятий по продуктивным видам деятельности.

  1. Наблюдение. Учить детей обращаться с любым объектом и предметом, как с живым, с максимальным включением всех сенсорных анализаторов (обоняние, осязание, зрение, слух, тактильный, двигательный, болевой, температурный). Чем больше ребенок знает о предмете и объекте, тем точнее это изображение.
  2. Моделирование. Учить выкладывать с помощью геометрических фигур на мольберте, фланелеграфе, ковролине, магнитной доске, волшебном экране, на подносах с манной крупой (объем по 1 фалангу пальца ребенка).Ребенокрисует образ или силуэт объекта или предмета
  3. Лепка
  4. Аппликация (силуэтная, плоскостная, полуобъемная, объемная
  5. Рисование – как конечный результат всех мыслительных процессов

Условия для развития творческих способностей детей в группе.

1.Уголки по изобразительной деятельности и ручному труду:

  • Развивающие игры
  • Предметы изобразительного искусства
  • Альбомы с фотографиями, репродукциями
  • Раскраски
  • Бумага разного цвета, формата и фактуры
  • Лекала
  • Художественный материал: мелки, фломастеры, краски, пастель и др.
  • Инструменты: ножницы, кисти
  • Природный и бросовый материал
  • Шкатулка с сюрпризом

2. Соответствие содержания уголков возрасту и уровню развития детей.

3. Участие детей в оформлении группы

4.Оформление и хранение детских работ (специально организованные выставки – коллективные и авторские – фотография ребенка и 6 -7 работ, может быть совместная деятельность с родными и взрослыми).

Планирование

  1. Различные формы организации развития творческих способностей детей (игры, занятия и т.д.)
  2. Нетрадиционные формы работы по изодеятельности и ручному  труду (организация праздников)
  3. Специально организованные игры (по ознакмлению с цветом, композицией, видами искусства и жанрами живописи, видами конструирования.
  4. Индивидуальная работа с детьми, учет их интересов и склонностей
  5. Использование специальной литературы

Примерное планирование занятий на учебный год

Группа

Длительность

Вид занятия

Количество

 в неделю

Количество

 в год

Старшая

20 минут

Лепка:

Предметная – 12

Сюжетная – 6

Декоративная - 9

По замыслу – 12

Аппликация:

Предметная – 12

Сюжетная – 6

Декоративная – 9

 По замыслу – 9

Рисование

Предметное – 18

Сюжетное – 18

Декоративное – 18

По ознакомлению с искусством (художники, выставки) – 9

По замыслу - 9

1

1

2

36

36

72

Подготов.

30 минут

Лепка: / через неделю

Предметная – 8

Декоративная – 4

По замыслу – 6

Аппликация:/ через неделю

Предметная –  5

Сюжетная – 5

Декоративная – 4

 По замыслу – 4

Рисование

Предметное – 18        

Сюжетное – 18

Декоративное – 18

По ознакомлению с искусством (художники, выставки) – 9

По замыслу – 9

2

18

18

72

Занятия – как основная форма работы по развитию творческих способностей детей.

Должно быть:

  • Наличие перспективных планов занятий с детьми (кружок – программа кружка, «от простого к сложному»)
  • Разнообразная тематика занятий
  • Систематичность, как показатель качества работы воспитателя
  • Формы организации занятий (фронтальная, групповая, индивидуальная)
  • Место проведения занятий
  • Использование различных нетрадиционных приемов рисования и нетрадиционных материалов в конструировании
  • Знакомство с различными видами искусства, жанрами живописи и новинками технических моделей.
  • Педагоги должны знать инновационные программы и уметь применять их на практике.
  • Проведение диагностики на выявление уровня развития творческих способностей детей по изодеятельности и контструированию ( низкий уровень – 30 -35%; средний -58 -60%;)
  • Взаимосвязь работы воспитателя с музыкальным руководителем, инструктором по физо и другими специалистами, работающими в ДОУ
  • При проведении занятий должен быть высокий темп и соблюдаться чередование видов деятельности, физминуток и физпауз.

Кроме того, должна проводиться работа с семьей (индивидуальные и общие консультации, практикумы, выставки детских работ).

        Практическая часть

       Создание модели человека 

            Кукла Таня (Ваня)

1.Из плотной бумаги создать модель человека: разделить лист на 3 части. 1-я часть – голова; 2 и 3 части – туловище, ноги, руки.

2.Создание игровых ситуаций для модели: игра в футбол, танец, штанга, игра в мяч, катание на лыжах, плавание, ползание на четвереньках, приседание, сидение на стуле.  

3.Оживление модели человека (нарисовать лицо, придумать имя)

4. Создание модели мальчиков и девочек (бантик, платье – трапеция, фигурка – свеколка; у мальчиков –фигурка морковка, галстук, брюки, ремешок)

5. Изготовление кулачков и ботиночек

6.Придумывание сказки или рассказа, где модель будет главным действующим лицом.              

7. Модель человека (куклу) можно использовать на занятиях по РЭМП при обучении ориентировке в пространстве, при составлении рассказов и сказок.

Кукла – закрутка «Оберег»

Куклы появились в Х1Х веке. Сначала была обрядовая кукла ( с ней не разрешали играть), клали как оберег из ткани, соломы.

  1. Туловище изготавливается из вафельного полотенца или из другой ткани. Вырезается прямоугольник размером 15 х 20-30 см.
  2. Сверху и снизу отогнуть по 1 см и отгладить о край стола
  3. Закрутить внутрь, как  трубочку
  4. Завязать нитками на расстоянии 1 -1,5 см (голова, лицо) и низ на таком же расстоянии.
  5. Из квадрата (ткань или бумажная салфетка) сделать руки и рукава платья, завязать нитками, отступив от концов по 1 см.
  6. Из прямоугольных полосок из ткани, загнутых внутрь и проглаженных о край стола сделать бретельки,
  7. Ближе к шее подложить сделанные ранее рукава, сверху наложить бретели и завязать их накрест.
  8. Из бумажной салфетки или ткани прямоугольной формы сделать юбку, подняв её к верху к голове, закрепить нитками вместе с бретельками (как бы с изнанки).
  9. Из узкой прямоугольной тонкой ткани или бумажной салфетки выполнить фарту, закрутить его с обратной стороны нитками.
  10. Место закрутки ниток на юбке закрыть узкой полоской ткани или узкой лентой, тесьмой как поясом.
  11. На голову привязать ленточку или тесьму (как кокошник)  

 

Можно изготовить и разных других кукол («крупеничка» – круг из ткани набить крупой: гречей, горохом – затянуть ниткой - туловище, голову – сделать из ваты и пришить к кругу с крупой, оживить; можно для головы использовать кегли, скорлупки от киндер – сюрпризов. Вместо крупы можно использовать травы, корочки от лимонов, апельсинов и других фруктов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...

Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "

Повышение  профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...

Мастер-класс «Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.2. Раз...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....