Мастер-класс «Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
материал по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Суворенкова Людмила

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Золотой петушок»

г. Губкин Белгородская область

Мастер-класс

«Пластилинография - как средство

развития творческих способностей

старших дошкольников»

Выполнила: воспитатель

Суворенкова Людмила Анатольевна

2023 г.

Мастер-класс

«Пластилинография - как средство развития

творческих способностей старших дошкольников»

Проблема развития творческих способностей дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Известно, что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития - одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше

внимания  уделяет  изобразительной  деятельности,  как  средству  развития

талантливой, творческой личности.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и

свободно  мыслящей - постоянно  возрастает.  Формирование   творческой

личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Об этом говорится и в документе о федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.  Основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка". Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная  деятельность ребенка.  

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Одной из таких нетрадиционных методик является пластилинография. 

Пластилинография – это один из видов нетрадиционной изобразительной деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полу-объемных объектов на горизонтальной или вертикальной поверхности. Основной материал – пластилин. Пластилин используется как краска, а инструментом для работы служат пальчики ребенка.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

2. Развитию творческих способностей.

3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

        Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие»

(Г.Г. Григорьева).

        В данное время работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Занятия по пластилинографии организую с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей своих воспитанников. На каждом занятии решаю не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, идёт знакомство с миром разных предметов; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному». Занятия провожу в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации: снятию усталости и напряжения. Использую художественное слово, игровые методы и приемы, что позволяет достичь успехов в развитии у детей творческих способностей. И самое главное - всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы! Первые успехи в работе вызывают у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству.

Пластилинография предоставляет старшим дошкольникам возможность реализовывать игровые интересы и желания, создавая изображения, игрушки, подарки для близких людей. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности пластилинографией высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Детское творчество является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью.

Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»).

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

I Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной

формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали

II Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с

использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность

изображения

III Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность

( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур

рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной

формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения..

IV Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины  на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой.

Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого

желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать

слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

V Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек,

многослойных дисков.

VI Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность

изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

VII Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины

на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф,

контррельеф).

        Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        При работе с пластилином может возникнуть ряд отрицательных моментов:

 долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

 в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

        Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующих советов:

 твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

 при работе с пластилином использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности;

 чтобы картон со временем не потерял своей привлекательности, следует основу, с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

 на рабочем столе ребенка обязательно должна лежать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем

вымыть их водой с мылом.

       Организуя занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного

возраста, руководствуюсь следующими рекомендациями:

- предоставлять детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для

поддержания интереса к изобразительной деятельности;

- не критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребенка

в собственные силы;

- выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах;

- разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы

предупредить детское утомление;

- во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой детей во время занятия.

Этапы обучения «пластилинографии»

1-й этап: Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников. Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно.

На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

2-й этап: Воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло):   Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.

Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом.

Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие. При работе с пластилином цвета дети выбирают сами.

Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета.  Можно научить детей смешивать пластилин двумя способами. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.

3-й этап: Завершение работы, оценивание результата, выставка работ. Уборка рабочего места и приведение в порядок инструмента. На данном этапе важно сформировать личностное отношение ребенка к результатам своей деятельности.

        Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.

       На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Смешивание цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого.

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого.

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного.

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого.

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого.

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого.

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

       Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически.

        Таким образом, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность в области пластилиновой живописи позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка; развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

       В воспитании ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и

несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций.

При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого

давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДО может

стать необычным решением задачи творческого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "

Повышение  профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...

Мастер-класс «Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников»

Мастер класс раскрывает методику обучения логико-математическим играм Никитина «Собери узор», «Кубики для всех», методику игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, с  г...

Мастер – класс «Конструктор LEGO как средство творческого развития дошкольников с ТНР»

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса внедрению Лего игр с целью повышению уровня развития творческих способностей у детей с ТНР....

Мастер-класс "STEM-технологий в формировании творческих способностей дошкольников "

Цель: создание условия для формирования творческих способностей дошкольников через использование STEM-технологий.Задачи:образовательные: познакомить детей с новым способом изображения солнца...