Проект "Здравствуй, театр"
проект (старшая группа) на тему

Безуглова Оксана Николаевна

Проект, постановка спектаклей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx803.92 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

для старшей группы детского сада

« Здравствуй, театр!»

Авторы проекта: Безуглова Оксана Николаевна, Кустова Оксана Анатольевна, педагоги детского сада « Белочка»

Тип проекта:

Практико-ориентированный, краткосрочный.

Возраст:

Дети 5- 6 го года жизни (старшая группа детского сада).

Актуальность проекта:

В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду является частью приоритетного направления, возникла  необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, клубная работа, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.
        В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей,  связанный с:


- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Поэтому, я считаю,  реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель проекта                                                                                                            Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и  коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

 

Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2.Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
3.  Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.                     

4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
7. Способствовать формированию эстетического вкуса.                     
8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектакля;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Здравствуй, театр» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей  группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

 Ребенок

 В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Результат проекта

Участие в проекте 60 % семей группы.
Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания.
При проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры.
Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 5 – 6 лет.
Фотоотчёт проекта «Здравствуй, театр ».
Слова благодарности в тетради отзывов и предложений!

Конспект театрализованного занятия «Путешествие в театр»

(для детей старшей группы)

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона).

Развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе. Упражнять в управлении куклами. Развивать умение передавать изобразительными средствами внутренний мир куклы, показать своё отношение к ней.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: 

проигрыватель, куклы - марионетки, объёмные куклы из поролона, декорации, «волшебный сундучок», фломастеры, рамка- зеркало, ноутбук.

Ход занятия 

Дети входят в группу, встают полукругом. 

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть. Давайте встанем в круг и познакомимся. Зовут меня Людмила Алексеевна.

А как зовут вас, я сейчас узнаю. Вы будете по кругу подавать руку друг другу и называть свое имя ласково.

Давайте пожелаем всем «Доброго дня и веселого настроения!»

Дети, кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей) 

Что вы там делали? (Ответы детей) 

Кто вам показывал сказку? (Куклы) 

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, увидим театральные куклы и научимся ими управлять. Итак, в путь.

Воспитатель: послушайте какие слова надо сказать: Повернись, повернись и в театре окажись. Давайте скажем вместе. Присаживайтесь на ковёр и послушайте мой рассказ.

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) (Давайте вместе скажем (трагедия, комедия вместе; шёпотом).

Предлагаю вам игру «Зеркальце». Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Воспитатель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена на которой выступают актёры. Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации (закрепить мальчики. девочки). Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.

В нашем городе Слободском нет театра, но в детские сады приезжают артисты из кукольного театра города Кирова. В кукольном театре актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод (закрепить с детьми индивидуально)

Воспитатель: чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Сейчас для вас будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс». Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель: представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители, по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть небольшая сцена. Обратите внимание на ней что-то есть.

Воспитатель: Да, там есть волшебный сундучок и театральные куклы, а зовут их Приветики! Возьмите по куколке. Но что – то они не очень похожи на Приветиков. Как вы думаете почему? (нет лица). Если кукол зовут Приветиками, какие у них должны быть лица? (приветливые). Как же нам помочь им? (нарисовать). Подойдите к столу и нарисуйте приветливое лицо своей кукле. (дети выполняют задание) Можно сесть на стульчик или рисовать стоя, кому как удобно. (воспитатель по ходу выполнения задания даёт оценку)

Воспитатель: Я рада что у вас получились приветливые куклы.

Давайте поиграем с ними в игру «Найди друга». Найдите своей кукле пару по узору. Подойдите друг к другу и скажите приветливые слова. Послушайте какие добрые слова знает мой Приветик. (Показывает куклу и говорит «добрый день! Я очень рада тебя видеть»)

Воспитатель: Какие хорошие слова вы знаете и говорите их ласково, приветливо. Положите куколок обратно на сцену. Посмотрим, что ещё есть в волшебном сундучке. Но сундучок не откроется, если мы не скажем ему волшебные слова, как вы думаете какие. Скажем вместе «откройся, пожалуйста!»

Воспитатель: посмотрите, какая интересная кукла. Может быть вы знаете как она называется – марионетка (повторить хором и индивидуально). У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянной палочке. Кукловоды с помощью палочки и нитей приводят марионеток в движение.

Воспитатель: брать кукол надо осторожно, за палочку, чтобы не оборвать нити. Девочки подойдите и возьмите куклу, какую вам хочется. А сейчас – мальчики. Попробуем управлять ими. (действует вместе с детьми).

Эти куклы так нежны, меж собою так дружны.

Всех их в круг соберём, хоровод мы заведём.

Обратите внимание: все куклы разные. Как вы думаете герои какой сказки здесь собрались? (Теремок)

У нас сегодня будет необычная сказка, как вы думаете, почему? Предлагаю вам показать эту сказку, я буду рассказчицей, а вы – артистами –кукловодами. 

Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления.   Здесь – сцена, на которой стоят декорации, а стульчики – наш домок – Теремок. Кто в сказке первый подошёл к теремку? (затем кто и т.д.). Посмотрите как моя кукла будет двигаться по сцене. Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали)

Воспитатель: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Мышка говорила тонким голоском, а от голоса медведя даже мне стало страшно.

Воспитатель: вот и закончилось наше театральное представление. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку. Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.

Вам понравилось в театре? На память о нашем путешествии я дарю вам этих сказочных героев.

Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подходит к концу. Давайте скажем «Повернись, повернись и в саду очутись!»

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

4. Как называют кукол, которых приводят в движение, дёргая за нити.

5. Кто управляет куклами. (кукловоды)

Воспитатель: если вам понравилось наше путешествие, покажите большой палец, подняв его вверх. Если не понравилось – опустив его вниз.

Я рада что вам всем понравилось. Всего доброго, до свидания.

Для наших гостей я тоже приготовила куколок

Знакомство с видами театров

Конспект занятия.

Знакомство детей с видами театров, старший дошкольный возраст.

«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! »

Программное содержание: Расширить знания детей о театрах.

Совершенствовать фразовую речь.

Учить отвечать предложениями из 3-5 слов.

Цель: Познакомить детей с различными видами театра. Развивать мышление, память и фантазию. Развивать речевой ритм и мелкую моторику.

Задачи:

1. Последовательное знакомство с видами театров.

2. Формировать интонационную выразительность.

3. Развивать восприятие основного тона эмоциональной направленности.

4. Вызвать положительные эмоции, подарить ребенку счастья творчества.

Ход занятия.

Дети в группе, встают полукругом.

Воспитатель: Я колобок. Мне нравиться играть в веселые игры, узнавать новое, читать книжки. Особенно я люблю сказки. Мне нравиться путешествовать по сказкам и встречаться со сказочными героями и во всем участвовать вместе с ними и выполнять интересные задания. Я хочу вас познакомить с тем, как можно рассказать сказки. Я все время буду рядом, если понадобиться моя помощь, помогу. И так, театры открываются сказки начинаются.

1. Фланелеграфный театр.

Рассказ воспитателя о театре: Фланелеграфный театр можно использовать для иллюстрации сказок, стихов, придуманных историй и просто для интересных игр.

Показ сказки "Лиса и журавль".

- Пригласила лиса, журавля в гости, наварила манной каши размазала по тарелке и угощает журавля. Журавль стук, стук носом по тарелке не может каша в рот не попадает. А лиса всю кашу слизала.

-Почему? спрашивает колобок (ответы детей)

Воспитатель (колобок) : Я задания вам приготовил.

Найди 2 одинаковых, кувшина, раскрась.

2. Куклы на руке.

Рассказ воспитателя об этом виде театра. Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землей, в воде живут разные боги, злые и добрые духи. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища все больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, чертях, ангелов, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

Показ сказки: «Маша и медведь».

Воспитатель: взвалил медведь короб и пошел в деревню, шел, шел, устал и говорит:

Медведь: Сяду на пенек, съем пирожок

Воспитатель: Маша из короба.

Маша: Вижу, вижу, не садись на пенек не ешь пирожок, неси к бабушке, неси к дедушке.

Медведь: Ишь какая глазастая все видит.

Воспитатель: Все знают, конец сказки? Принес, медведь короб до Машиного дома? (Рассказы детей) .

Воспитатель (колобок) : предлагает детям игру:

1, 2- все хлопают

Маша в лес пошла - шаги на месте.

3, 4, 5 – все хлопают

Грибы, ягоды искать – эмитация сбора ягод, грибов.

Их в корзину собирала

И дорогу потеряла.

1, 2, 3 – все хлопают,

Ау, Маша, выходи – ладошки возле рта трубочкой.

3. Пальчиковый театр.

Рассказ воспитателя: Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

Показ сказки: «Репка».

Показывает 1 ребенок, другой ему помогает, подавать героев сказки.

Колобок предлагает угадать сказки по картинкам.

4. Маски – Шапочки.

Рассказ воспитателя об этом виде театра:

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

Дети сами выбирают маску или шапочку, называют героя и из какой он сказки. После, все герои танцуют.

Заключительная часть:

Воспитатель: Возьмитесь за руки, друзья, и глубоко вдохните воздух,

И всем сейчас скажите громко:

"Клянусь театром дорожить,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным".

Вывод: Ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театральной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного коммуникативного воздействия.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и как в жизни, ищет пути решение проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство- это еще и превращение. В сказке- реальное, а в жизни- не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно сказкотерапия- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто не реализованное.


Задачи сказкотрапии:
1.Развить речь детей с помощью:
- перессказывания сказок;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу;
- сочинения сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4.Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Развить умения преодолевать трудности и страхи.
6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоции.
7. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
8. Научить изготавливать куклу для домашнего кукольного театра и манипулировать ею.


Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытия внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. И именно ТЕАТР- один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, который раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Ведь сказка лечит, сказка греет, Сказка учит жить!

I. Познавательные занятия:

«Путешествие в театр», «Знакомство с видами театра».

1.Чтение сказки «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева   Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

2.. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

3. Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

4. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

5. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

6. Оформление вместе с детьми сцены, зала

7. Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

8. Творческий отчёт Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.

9. Обсуждение спектакля. Подведение итогов. Учить детей высказывать своё мнение о собственной работе, обращать внимание на работу своих товарищей.

10. Итоговое занятие. Подвести итог работы театрального проекта.

II. Продуктивная деятельность:

Лепка «Герои сказки «Под грибом»».

Рисование: «Какими ты видишь героев сказки», «Нарисуй эмоции».

Аппликация: оформление сцены (декорации, атрибуты).

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

10. Интернет

C:\Users\Виктор\Desktop\мое с флешки\Новая папка (2)\фото\DSCN2087.JPG

C:\Users\Виктор\Desktop\мое с флешки\Новая папка (2)\фото\DSCN2091.JPG

C:\Users\Виктор\Desktop\мое с флешки\Новая папка (2)\фото\DSCN2094.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...