Семинар - практикум для родителей.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Шешина Раиса Анатольевна

Родительское собрание в форме семинара - практикума по теме "  Познаём окружающий мир вместе с детьми, эксприментируя с предметами". Проведение родительского собрания в  такой форме организует родителей. Они  с большим удовольствием " превращаются в детей" и с интересом проводят эксперементы с предлагаемыми предметами. Конечно затруднялись с подведением итогов по окончании эксперимента, но мы им доставили большое удовольствие поспорить и прийди к единому соглашению. В книге отзыво,  родители поблагодарили нас за такую форму проведения собрания и предложили нам встречаться как можно чаще..

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное

учреждение – детский сад №3 образовательного вида,  с  приоритетным осуществление деятельности по социально – личностному развитию детей

ЗАТО посёлок Солнечный Красноярского края

 Родительское собрание

Форма проведения: семинар – практикум

«Познаем окружающий мир вместе с детьми, экспериментируя с предметами».

Старшая группа

Воспитатели : Шворина И.А.

Шешина Р.А.

 

МКДОУ №3 « Радуга»

ЗАТО п. Солнечный

Красноярский край

2015год

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком – дошкольником.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

Форма проведения: круглый стол, семинар – практикум (дискуссия)

План

I.

1. Приветствие.

2. Решение педагогической ситуации стр. 245- « Родительские собрания по ФГОС».

II.

1. Основная часть – тема собрания « Познаём окружающий мир вместе с детьми, экспериментируя с предметами».

2. Практическая часть – опыты – « Добро пожаловать в экологию!»

3. Работа с памятками: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

III.

1. Рефлексия.

2. Организационные вопросы.

Приложение:

Памятки для родителей, рекомендации - опыты в домашних условиях.

                                                                           

I.

1.Приветствие   – вступительное слово педагогов группы.

2.Решение педагогической ситуации :

Представьте такую ситуацию:

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: « Мама, почему пошёл дождь?» - и слышит ответ:

« Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? ( Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребёнка).

2. Как по – вашему, отвечать на детские « Почему?», чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался?

(Дискуссия)

II.

1. Основная часть.

     Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача родителей – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

   Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность  дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

        Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности    с детьми необходимо как можно больше  наблюдать. При наблюдениях нужно опираться на любознательность детей. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?»

       Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например,  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода"  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

      Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
                                                             

     В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

2. Практическая часть

А) Свойства воздуха – « Мы дышим воздухом»

Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?

  • Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте.

Что появилось в стакане? Почему? ( ответы родителей)

Вывод: Мы дышим воздухом, но он невидимый.

  «Воздух есть везде»

Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?

  • Опустите в ёмкость с водой кусочек хлеба, кусочек сахара, яйцо.

Что появилось на поверхности воды? ( ответы родителей)

  • Опустите в ёмкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку.

Что произошло с предметами?

Почему предметы всплыли н поверхность? ( ответы родителей)

Вывод: Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены лёгким воздухом, то они всплывают на поверхность.

Б) Свойства материалов – «Как сделать мостик из бумаги?»

Как вы думаете, можно ли построить мост из бумаги?

  • На 2 кубика положите лист бумаги и попытайтесь провести по « Мосту» игрушку. Мост не выдерживает испытания.
  • Укрепите мост.. Для этого лист бумаги сложите гармошкой. И снова уложите на кубики. Повторите испытание с игрушкой.

На этот раз мост выдерживает.

Вывод: Сложенный в несколько слоёв лист бумаги намного прочнее. Но в реальной жизни мостов из бумаги не делают. Это непрочный материал.

« Волшебный цветок»

Как вы думаете, бумажные лепестки цветов могут «распуститься»?

  • Опустите готовые бутоны лепестков в тарелку с водой. Что  произошло? ( ответы родителей)

Вывод: Бумага имеет свойства намокать в воде, при этом она тяжелеет. Под воздействием тяжести лепестки цветов « распускаются».

3. Работа с памятками

Памятка « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай    

                                           попробовать – и я пойму!»

Вот  советы:

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

           Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным,        

           радостным.

Опыт 1. Что сыплется легче песок или глина?                                                   Поинтересоваться у детей , что легче сыпать песок или глину? Предложить детям насыпать ложку  песка на тарелку медленно. Определить как сыплется? (легко ). Насыпался и ровно закрыл поверхность тарелки. Затем насыпать на другую тарелку ложку глины. Как она сыплется? Мелкими кусочками. Насыпалась неравномерно. Почему? Рассмотреть через лупу песок и глину.  Песок состоит из очень маленьких гладких частичек, а глина из более крупных слипшихся кусочков.                           Итог: песок более мелкий, поэтому белее сыпучий.

Опыт 2. Волшебный материал.                                                                                    Спросить у детей из чего можно изготовить посуду? Предложить смочить песок и глину и попробовать слепить из них различные предметы шарики, колбаски. Оставить на сутки. Понаблюдать что произошло. Почему предметы из глины стали твердыми, а из песка рассыпались? (глина более плотная, липкая). Попробовать изготовить чашечку из песка и глины и наполнить водой. Из песка почти сразу распалась, из глины не пролила воду.                                                                               Итог:  предметы из глины более прочные и не пропускают воду.

Опыт3. Куда исчез сахар?                                                                                          Поинтересоваться у детей растворится ли песок в воде? А сахар?  А где быстрее , в холодной или горячей? Предложить детям положить ложку песка в холодную и горячую воду, размешать.  Что произошло? Песок не растворился. Предложить положить в горячую и холодную воду сахар. Что произошло? Где сахар растворился быстрее?                                                                                                             Итог:  в воде одни вещества  не растворяются, а другие растворяются, причём, в горячей быстрее.

Опыт 4. Путешествие капельки.                                                                                   Спросить  у детей, что  произойдет с сосулькой? Предложить положить сосульку на марлю и понаблюдать, куда она делась? Откуда взялась вода в стакане? Куда исчезла вода из стакана?                                                                                                           Итог: вода постоянно путешествует,  превращаясь из одного состояния в другое.

III.

1. Рефлексия.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

2. Организационные вопросы.

А)  Постройки из снега на участке.

Б)  Конкурс рисунков и поделок к Новому году.

В)  Новогодние костюмы для детей.

Г)  Новогодние подарки.

Опыт 1. Поиск  воздуха.                                                                                          

Предложить рассмотреть стаканы и спросить у детей , что в стакане? Попросить опустить стакан вверх дном в емкость с водой медленно. Что происходит? Почему вода в стакан не попала? Ей мешает воздух. Проделать тот же опыт, только укрепив на дне стакана кусочек ватки. Почему ватка не намокла?

Итог: воздух находится в стакане, хотя и невидим.

Опыт 2. Подводная лодка их винограда.                                                         

 Поинтересоваться  у детей  , что помогает подводной лодке всплывать? Предложить налить в стакан газированной воды и бросить туда виноградинку. Что происходит? Виноградинку, упавшую  на дно облепили пузырьки воздуха, и подняли её на поверхность, лопнули , и она упала на дно. Так же поднимается и опускается подлодка и рыбы. У них есть воздушный пузырь, если рыбе надо опустится,  она его сжимает, и воздух выходит. Если подняться, то рыба его надувает .

Итог: познакомились со способом всплытия лодки и рыб.

Опыт 3. Как дышит растение?                                                                        

Поинтересоваться у детей , могут ли дышать растения? Предложить детям подышать через трубочки. Растение так же дышит. Воздух в него сначала поступает, потом выходит. Рассмотреть через лупу листочки, на них есть очень маленькие дырочки, через которые  растение дышит. Замажем вазелином ваши трубочки. Попробуйте подышать. Получилось? А теперь  намажем вазелином  листочки у одного цветка, с обеих сторон, а у другого только сверху. Оставим цветы на 7 дней. Посмотрим, что произошло? Листики,  намазанные с обеих сторон, погибли,  а намазанные сверху -  нет.                                                                                        

Итог:  растение дышит через нижнюю поверхность листа.

Опыт 4. Как пьют листья?                                                                                               

Спросить у детей: « Как вода проходит к листьям? По стеблям. Что тогда должно быть в стебле?» Дырки. Предложить детям рассмотреть через лупу срез стебля моркови. Сжать пальцами стебель  .Выходит вода. Как вода поступает к листьям?            

  Итог: вода поступает к листьям через стебель.

Опыт 5. Как  «пьют»  корни?                                                                                        Поинтересоваться у детей: «Какую функцию выполняют корни растений?» Укрепляют растение в почве, берут из неё влагу. А что еще могут брать корни? Предложить размешать краситель в  стакане с водой.  Опустить черенок в стакан. А если вода с красителем, что может произойти с цветом корней?  Оставить на 3-4 дня. Что произошло?                                                                                                                                    Итог: корни всасывают влагу.

Опыт 16. Свет и тень.                                                                                                       Рассматривать образование  тени можно на улице днём от солнца, вечером от света фонарей, в помещении от предметов разной степени прозрачности. Спросить детей: « Когда появляется тень?  Что такое тень? Тёмное пятно? Почему оно образуется? Свет не проходит через непрозрачные предметы?» Предложить рассмотреть тень от предмета , если источник света близко, далеко. Если источник слабый, сильный. Что происходит с тенью, если предметы прозрачные?                                                                                                                              Итог: свет не проходит через непрозрачные предметы.

Опыт 7. Волшебная рукавичка .                                                                        Продемонстрировать фокус -  набрать в рукавичку мелких предметов из металла и перевернув  руку разжать её, металлические предметы не упали. Почему? Предложить детям взять другие предметы из дерева, пластмассы, стекла, бумаги , рукавичка  перестает быть волшебной. Почему? В рукавичке есть что-то, что не даёт металлическим предметам падать. Дети находят магнит и пробуют применить его.                                                                                                                                                         Итог: магнит притягивает металлические предметы.

Опыт 8. Путешествие соли  или выращиваем  кристаллы.                                 

Спросить у детей: « Может ли соль  растворится в воде?».  Предложить посмотреть опыт. В банку наливаем кипяток. Воду можно подкрасить. Засыпаем в воду соль и размешиваем. Что происходит с солью? Ставим банку с водой в таз с горячей водой, чтобы дольше не остывала. Засыпаем еще соли , до тех пор, пока она не перестанет растворяться. На середину палочки или карандаша привязываем нитку с петелькой или скрепкой на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Кладем карандаш или палочку на горловину поперек банки, и опускаем нитку в банку. Осторожно вынимаем банку из миски, ставим в такое место, где ее не будут трясти. Вода остывает и не может удержать соль . Ниточка со скрепкой начнут обрастать кристаллами.. Наблюдаем почти две недели.                                                

Итог:  Если растворить в воде много вещества, то при испарении воды оно будет  кристаллизоваться.

Опыт 9.Язык ощущений.                                                                                                    Предложить детям на  ощупь определять, что лежит  в коробке, не заглядывая в неё. Устроить конкурс « Кто самый точный». Продукт оставлять на целый день и менять на другой.                                                                                                                        

 Итог:    тактильные ощущения помогают определить предмет.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".

Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...