Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 учебный год
рабочая программа

Залялеева Рамзия Файзулловна

Нравственное воспинание дошкольников через ознакомлениес культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._plan_po_samoobr-yu.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

на тему:

«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность»

Воспитатель: Залялеева Рамзия Файзулловна

Индивидуальный план по самообразованию

на 2015-2020 г

«Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность»

Актуальность.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее;  она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающего мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Организация детского экспериментирования, это особый способ практического освоения действительности, направленного на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.                                                                                                                                                                     Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности.

В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализация и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению здоровья и развития личности дошкольников. Также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Цель:

  • развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
  • создание условий для формирования  целостного мировидения дошкольников средствами элементарного экспериментирования.
  • развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
  • формирование  у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи:

  • формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы по теме;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов образовательного процесса.

Предполагаемый результат:  

  • Ребёнок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным. Делает обобщения.
  • Проявляет интерес к познавательной литературе, пытается самостоятельно «читать» схемы.
  • Отражает свои наблюдения в разных видах деятельности.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

План реализации темы

                                        на 2015-2016 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч.

года

Организовать сбор природного и бросового материала в уголок. 

Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”

Сен-тябрь, октябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

В теч.года

2

Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

Консультации:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу».

-«Моя семья на даче».

- «Мои домашние питомцы».

В теч.

года

Просмотр занятия на ГМО

ноябрь

3

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

 В теч. года

 Просмотр занятия с элементами экспериментирования(видео)

Обсуждение.

Январь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

декабрь

4

Разработка серии конспектов с элементами экспериментирова-ния.

В теч. года

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

март

Содержание уголков экспериментальной деятельности.»

февраль

5

Составление серии опытов для младших дошкольников.

В теч. года

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

 В теч.

года

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

апрель

                                                         на 2016-2017 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Конкурс на самое интересное исследование в природе

В теч.

года

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные экспериментаторы»: собрать природный материал.

Ок

тябрь, ноябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

В теч.года

2

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

В теч. года

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятки для родителей «Я познаю мир»

В теч.

года

Мастер-класс «Детское экспериментирование».

ноябрь

3

«Электричество в природе». Выявить взаимодействие двух наэликтролизованных предметов.

 В теч. года

 Чтение книг, рассматривание изображений на тему «Электричество в природе».

Ян-варь

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание в детях способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей».

декабрь

4

Разработка серии конспектов с элементами экспериментирова-ния.

В теч. года

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

март

Доклад и презентация по теме  «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

март

5

Создание «копилки опытов и экспериментов»

В теч. года

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

 В теч.

года

Создание и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

апрель

на 2017-2018 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Пополнять и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей 

В теч.

года

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сен-

тябрь, октябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов. 

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

В теч.года.

Сентябрь

2

Оформить накопительную папку на тему: “Мы – исследователи”

Рассказы детей «Зима в моём городе».

В теч. года

Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?”.

январь

Сообщение на педагогическом совете: «Экспериментирование - как вид деятельности в реализации образовательной области «Познавательное развитие»

ноябрь

3

смотр – конкурс “Лучший уголок экспериментирования”

 Де

кабрь

 Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?”

Практикум:

 «Организация домашней лаборатории»

март

Консультация для педагогов ДОУ «Здоровый дошкольник сейчас – в будущем научный сотрудник».

4

Обмен опытом на сайтах по теме самообразования.

В теч. года

Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?” Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

апрель

Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности.                

декабрь

5

Рассказы из личного опыта «Воздух помогайка». Изготовление поделки «Флюгер» из бросового материала.

В теч. года

Консультация «Берегите воду».

Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”

 В теч.

года

Сообщение о результатах экспериментальной деятельности «Познай себя» на собрании по итогам работы за год.

апрель

                                                      на 2018-2019 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

В теч.

года

Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала

Сен-

тябрь, ок

тябрь.

Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати).

В теч.года

2

Познавательная минутка «А знаете ли вы, что…..»

В теч. года

Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”

“Как научить ребенка исследовать?”

В теч.

года

Просмотр образовательной деятельности.

ноябрь

3

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

 В теч. года

 Памятка для родителей «Чего нельзя Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Де-

кабрь

Консультация для педагогов ДОУ “ Методики и тесты по исследовательской деятельности”».

февраль

4

Проведение опытов на занятиях и в свободное время.

В теч. года

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборато-рия- волшебника».

март

Презентация альбом "Техника безопасного поведения во время проведения  экспериментиро-

вания».

март

5

Итоговая игра «В гости к дедушке Знаю»

май

Творческая мастерская «Умелые руки не знают скуки». 

 Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей».

 В теч.

года

Консультация на тему: «Экспериментальная деятельность в летний период».

апрель

                                                       на 2019-20220 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч.

года

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. Привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Сен-

тябрь, октябрь.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

В теч.года

2

Природоохранная акция «Природа просит защиты».

В теч. года

«Памятка для родителей по организации  познавательно-исследовательской деятельности»

В теч.

года

Просмотр занятия на РМО

ноябрь

3

Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

 В теч. года

 Просмотр занятия с элементами экспериментирования (видео)

Обсуждение.

 Игротека-практикум:

 «Поэкспериментируем!»

Январь

Мастер класс для педагогов:

 «Растим любознайку».

4

Публикация в социальной сети для педагогов по теме: «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка»

В теч. года

Конкурс домашних фокусов.

 Оформление папки «Мои открытия».

март

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве.

В теч. года

5

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Оформление фотоальбома «Умные предметы»

 В теч.

года

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

апрель

Механизмы реализации плана по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (проблемно-поисковые, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.)

2015 – 2020

год

Курсы повышения  квалификации .

1.Изучение  психолого – педагогической литературы: Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

2.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 4.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.

6.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по познавательному развитию отслеживание результатов работы)

2015– 2020

год

Участие в семинаре - практикуме, педсовете.

Публикация, консультация, сообщение на педсовете «Из опыта работы» .

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса по познавательному развитию.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2015 – 2020 год

На муниципальном, районном уровне.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования. Распространение опыта своей работы

2020год

На  всероссийском, муниципальном уровне.

Список используемой литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное  рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 20045.

 6.Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.

10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

11.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План повышения профессионального уровня с 2015-2020 учебные года

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры в условиях реализации ФГОС ДО»...

План повышения профессионального уровня с 2015-2020 учебные года воспитателя ИБРАГИМОВОЙ ЛАНДЫШ ИЛЬДАРОВНЫ

Тема: « Воспитание гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСДО»   Направление: социально-личностноеОбразовательная область: коммуникативно...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 годы

: Повысить уровень профессионального мастерства для эффективной реализации учебно-методического комплекта (УМК) при обучении детей государственным языкам РТ....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2015- 2020 годы...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 годы

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2015-2020 годы...