Защита прав и достоинства детей
учебно-методический материал по теме

 Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_prav_i_dostoinstva_detey.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - Практикум

«Защита прав и достоинства детей».

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап.

Подготовка необходимого оборудования и материалов:

  • Статьи «Конституции о правах ребенка»
  • Сигнальные карточки (по количеству команд).
  • Карточки с заданиями и проблемными ситуациями.
  • Табло успехов.
  • Статьи о правах ребёнка

II. Организационный этап.

На семинаре планируется работа в подгруппах по количеству команд родителей ставят столы. На каждый стол – статьи «Конвенции о правах ребёнка», сигнальные флажки. Готовиться стол для жюри и сигнальные карточки для оценки выступления команд.

III. Этап проведения деловой игры.

Уважаемые коллеги!

 Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.

В статье 18 (п. 1) закона "Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:

принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;

установление контакта со специальными службами защиты детей;

проведение работы по формированию правового сознания родителей

Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д.

Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право  на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.

Сегодня на семинаре  мы постараемся закрепить полученные знания

Для этого нам необходимо разделиться на две команды.

"Правовая академия"

«Деловая игра»

Цель.

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

Участники игры.  Воспитатели

Жюри. Заведующий МБДОУ, методист.

ХОД ИГРЫ.

В игре участвуют две команды (по направлениям работы). Члены каждой команды рассказывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами. За каждую правильно названную сказку команда получает по 1 баллу.(1 конфета)

Задания и вопросы .

1 Тур.

•  Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)

2 Тур. Выберите правильный ответ.

•  Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

1. а) Ф.М. Достоевскому +

б) А.П. Чехову

в) А.М. Горькому

•  В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г .

б) 1959 г . +

в) 1966 г .

•  В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г .

б) 1982 г .

в) 1989 г . +

•  Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы/, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

•  Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

•  На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

•  Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

•  Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у них:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости + (Согласно статье 40 ребенок, нарушивший, как считается, закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

- Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

З) должностные лица образовательного учреждения;  +

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

"Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).

Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.

- Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?

1) да, только через родительские комитеты ; +

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

4) нет.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного  учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.

3 Тур 1)«Найди правильный ответ»

Суть её заключается в нахождении из серии сказок сказки, герои которых находились в неволе.

«Красная шапочка»

«Каша из топора»

«Теремок»

Царевна – лягушка»

«Репка»

«Колобок»

«Маша и медведь»

«курочка – ряба»

«Чипполино»

«Три поросёнка»

«Горшочек каши»

«Гуси лебеди»

2) «Права литературных героев»

  • Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
  • Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.
  • Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» Гаршин).

  • В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).
  • Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).

  • Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

3) Игра  «Волшебный сундучок»

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

  • Домик

 - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

  •  Свидетельство о рождении

 - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

  • Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

  • Конверт

- О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

  • Букварь

- О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

  • Игрушечные зайчиха и зайчик

 - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

V. Заключительный этап. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги.  

Ведущий: 

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнения.

Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека. Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Педагоги рассмотрели темы, способы и методы, с помощью которых можно проводить  данную работу в детском саду. (Подведение итогов) Призы.

 

 Используемая литература:

1.Антонов В.А. Изучаем права человека. - Вита-Пресс, 1997.  

2.Копытыва Н.Н. Правовое образование в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.-М.Ангстрем, 1993.

4. Шабельник Е.С.Права ребёнка,- М.: Вита Пресс, 1997.

5. Шабельник Е.С. Ваши права! - М.: Вита – Пресс, 1997.  

6.  Козлова С. А.  Мы имеем право! Обруч Москва 2010

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Наши дети на свет родились,чтобы радостно жить!Защита прав и достоинства маленького человека"

Обсуждение очень важной и актуальной проблемы, связанной с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотрение прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку....

Защита прав и достоинства маленького ребенка

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...

Защита прав и достоинства маленького ребёнка.

Из опыта работы социального педагога МДОУ...

Презентация защита прав и достоинства ребенка

1. Основные международные документы, регулирующие права ребёнка.2. Нормативные документы Федерального уровня.3.  Права ребенка....

Проект проведения недели «Защита прав и достоинств дошкольника» (межгрупповой, краткосрочный)

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Понимая, что дети –самое дорогое, что ...

Семинар «Защита прав и достоинства ребёнка – дошкольника»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.Задачи:1.    Расширения знаний педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.2.     Обогащение воспита...