Творческая работа
творческая работа учащихся (старшая группа) на тему

Чекаурова Анна Андреевна

Сказка как средство формирования элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Городской центр развития образования.

Городской конкурс профессионального мастерства молодых педагогов дошкольных образовательных учреждений

«Педагогический дебют»

Творческая работа

        

        Выполнила: Чекаурова Анна Андреевна, учитель – дефектолог,

МДОУ «Детский сад №140»

Ярославль, 2015г.


Выбирая тему творческой работы, я задумалась над тем, что является моими первыми шагами в профессии. Может мои первые шаги, я сделала еще в школе, когда вела уроки в дни самоуправления. Или когда выбрала профессию педагога и поступила в Педагогический университет. Размышляя над этим, мне вспомнилась моя первая педагогическая практика в интернате для детей с нарушением интеллекта. Я вспомнила свое волнение, свои робкие попытки применить педагогические знания, а самое главное мне вспомнились большие, открытые, доверчивые глаза детей. Их радость при встрече со мной. И тогда я поняла, что сделала правильный выбор. Не смотря на то, что дети были «сложными», мне удалось найти к ним подход. В этом мне помогли слова К.И Чуковского:  «От двух до пяти» подчеркивает, что «сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту ничем не заменимую пищу». Из них я поняла, что именно сказка делает обучение детей с нарушением интеллекта интересным и доступным.

Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Восприятие сказки позволяет ребенку свободно мечтать  и фантазировать. При этом сказка для него не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством навязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает доктор психологических наук И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами и вносить много позитивного в чувственный мир ребенка. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Вместе с героями ребенок одерживает победы и терпит неудачи, смеется и плачет, радуется и огорчается.

По моему мнению, эта уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и ставит сказку в ряд самых эффективных способов развития и коррекции детей.

Эти слова объясняют главную причину того, почему меня заинтересовали сказки.

Актуальность данного направления работы обусловлена тем, что у детей со смешанным специфическим развитием психологического развития (ЗПР) наблюдается отставание в развитии всех психических процессов, что в свою очередь влияет на процесс обучения.

Из своей практической деятельности я поняла, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразно при работе с детьми с ЗПР, а использование сказки позволяет воспитывать и развивать детей интересно и занимательно.

Поэтому считаю сказку одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. При этом я решаю следующие задачи:

  • Развитие математических преставлений посредством создания сказочных ситуаций;
  • Развитие математического мышления, фантазии;
  • Формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Воспитание активной творческой личности.

Работа со сказкой ведется мною в 2-х направлениях – развитие речи и математика.

Вхождение в сказку является важным компонентом. Это – момент волшебства, таинства, поэтому свою работу я строю в несколько этапов.

1 этап – подготовительный. Сказка должна быть известна ребятам. Ее они читают дома с родителями или читают с воспитателем в вечернее время.

Это очень важный этап и прежде чем воспитатель или родители будут знакомить ребенка со сказкой, я провожу консультацию «Как же читать сказку детям?» (приложение 1). Одно из главных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь педагог или родители берут на себя функцию образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.

Во время чтения необходимо следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием ребят. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали. По отношению ребенка к рассказываемому можно определить те или иные психологические проблемы, понять, что волнует ребенка в данный момент его жизни.

После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства.

На этом этапе воспитатель вместе со мной заранее планирует вопросы для беседы. Родителям предлагается ряд готовых вопросов, которые они могли бы обсудить с ребенком после чтения сказки.

2 этап – «вхождение» в сказку. На занятиях по речевому развитию закрепляем знания о героях, событиях, чувствах, которые мы испытываем. На этом этапе к работе я привлекаю  специалистов группы.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

На данном этапе я использую следующие группы игр:

Первая группа игр направлена на усвоение последовательности событий в сюжетной линии.

  • «Что за чем», «Раньше – позже» - выкладывание перетасованных кадров в сюжетную цепочку, определение последовательности событий;
  • «Все в сказке перепуталось», «Ловите ошибку» - исправление неверной последовательности кадров;
  • «Что потерялось» - поиск спрятанного кадра.

Вторая группа игр используется для словарной работы.

  • «Не называя его, скажи о нем» - описание объектов из сказки;
  • «Как бы вы его назвали» - подбор синонимов, обучение составлению загадок.

Здесь же использую приемы, предложенные Л.Б. Фесюковой в ее книге «Воспитание сказкой»:

  • конструирование слов, словосочетаний, предложений
  • придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения (например, «Теремок» - «Домик для зверей» (приложение 2))
  • подобрать антонимы к названию сказки («Кот в сапогах» - «Мышь в лаптях»)
  • извлечение из знакомой сказки глаголов или существительных, или части слов.

Третья группа игр направлена на работу с характерами героев. Чтобы помочь детям оценить поступки героев, можно использовать  ТРИЗовские игры и приемы: «Точка зрения», «Хорошо – плохо», «А если бы герой был таким, чтобы случилось…», «Эмпатия» (Кого тебе жалко в этой сказке и почему? Как бы ты поступил на месте…).

Последнее направление – «Сочиняем новую сказку». С помощью известных персонажей сказки с детьми придумывается новый сюжет.

3 этап – математика в «сказке». Только теперь я использую сказочный сюжет непосредственно на занятии по математике.

Чтобы математика стала доступна для понимания ребенком, рекомендуется максимально связать ее с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями, поэтому использовать его можно по-разному:

  • беседа по содержанию сказки, в которую включаю вопросы математического характера.

Например: «Зимовье»                                

*Сколько зверей жило на зимовье? *Где еще в жизни встречается цифра 5?

«Маша и медведь»

*Сколько раз медведь садился на пенек отдохнуть?

*Вспомните 4 сказки про медведя

«Лиса и волк»        

*Сколько раз и кого лиса обманывала в сказке.

Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.

На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки. Например:

Сказка: Волк и семеро козлят.

Задачка: *Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)

Сказка: Гуси-лебеди.

Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

А прочитав сказку «Белоснежка и семь гномов», я предлагаю детям дать имена гномам. Задаю детям вопрос: сколько гномов в сказке? Потом загадываю загадку:

                           Братцев этих ровно семь,

                           Вам они известны все.

                           Каждую неделю кругом,

                           Ходят братцы друг за другом.

                                                                           (дни недели)

Таким образом, мы с детьми приходим к выводу, что гномов можно назвать днями недели. Детям такие задания нравятся, они с удовольствием перечисляют имена гномов, и в тоже время идет закрепление дней недели.

  • моделирование сюжета

Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. Например:

                   И        

                        Волк и семеро козлят

С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

  • в самой сказке могут содержаться понятия, связанные с математикой («Девочка Женя и Цветик - семицветик» - количественный и порядковый счет до 7) (приложение 3)
  • «путешествие» по сказке (выполняются различные задания, чтобы спасти героя или помочь ему) (приложение 4)
  • соединение разных сказочных героев в одной ситуации (дети сами выполняют роли сказочных героев).
  • использование готовых и самостоятельно придуманных математических сказок (приложение 5, 6, 6.1)

4 этап – итоговый. Он может проводиться по разному:

  • коллективная работа (аппликация, рисунок как в детском саду, так и дома с родителями);
  • драматизация (только дети, дети и родители);
  • совместные занятия (дети и родители)
  • конкурсы («Лучшая иллюстрация», «Лучшая сказка»)

 Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок.

  • использование сюжета сказки в режимных моментах (приложение 7).

Заключение

Если внимательно присмотреться, то можно в любой сказке найти элементы тех знаний, которые необходимы для занятий. Мною были проанализированы наиболее известные сказки и составлена таблица, позволяющая использовать их при изучении различных тем.

Работа над каждой сказкой проводится комплексно (одна сказка – одна неделя) (приложение 8). На таких занятиях используется материал, развивающий все психические процессы, мелкую моторику рук,  эмоциональную сферу.

Игры со сказкой обеспечивают мотивацию, не занимают много времени, позволяют скорректировать работу с каждым ребенком.

Такая система осуществляет тесную взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса.

Мои наблюдения показали, что на занятиях по математике возросла мыслительная активность детей, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости, не смотря на усложнение материала. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой как об интересном и радостном событии своей жизни. И в целом, я считаю, моя работа с использованием сказки способствует развитию творческой личности.

Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Надо только почаще смотреться как в зеркало, в удивительные детские глаза.


Список литературы:

  1. БНПИ Малышева И.В. «Использование сказки при формировании элементарных математических представлений и развития речи у детей с ЗПР.
  2. Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М.:ООО «Издательство АСТ», 2000.
  3. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк.учреждений/Науч.рук.Ю.А. Лебедев.-М.:Гуманит.изд.центр Владос,2001.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Творческая работа "Декоративное искусство в работе детского сада"

В системе работы по ознакомлению детей с родным краем важное место отводится их приобщению к национальной культуре, в частности формированию представлений о народных промыслах. Наш край, как изв...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Творческая работа "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ" ...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...