Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя при обучении дошкольников игре на ДМИ
методическая разработка на тему

Мальцева Елена Ивановна

Выступление на семинаре музыкальных руководителей ДОО Зерноградского района по теме: "Игра на детских музыкальных инструментах как проявление творчества дошкольников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  «Звёздочка»  г. Зернограда

MC900234372[1]

                                             

                    Мальцева  Елена  Ивановна,

                    музыкальный  руководитель

2015г.

Вопросы  успешного  сотрудничества  воспитателя  и  музыкального руководителя  ДОУ  в  условиях  внедрения  ФГОС  дошкольного образования

____________________________________________________________________________________

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребёнка и наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения.

Одной из таковых является системно-деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Системно-деятельностный подход даёт возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдаётся готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развитии памяти, воображения, фантазии. 

И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу не может осуществляться каждым участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только при тесном взаимодействии педагогов, в данном случае музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия. Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии  с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период - дошкольное детство - станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Детское  инструментальное  музицирование

____________________________________________________________________________________

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми гораздо чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает индивидуальные особенности и предпочтения каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, танцами и хороводами, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (дети чище интонируют), музыкально-ритмических  движений (четче воспроизводят ритм). Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию мышления, творческой инициативы, партнёрских отношений между дошкольниками.

Поэтому стоит уделять больше внимания обучению детей игре на ДМИ; оснащать музыкальные уголки в группах,  постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов с учётом возрастных особенностей дошкольников. Можно привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в изготовлении различных шумовых инструментов, в обустройстве музыкальных уголков. Здесь их помощь будет неоценимой.

Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе НОД с музыкальным руководителем, где воспитатель выступает активным помощником детям. И если воспитатель с радостью ждёт этих занятий, готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передаётся настроение педагога.

Если же говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует вместе с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, погремушках, так как первоначальные самостоятельные музыкальные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у детей  интерес к музыкальной игрушке или некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться, вместе с музыкальным руководителем обыгрывает музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет  на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми воспитатель выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе, формирует у малышей умение реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушки).

В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами – металлофоном, треугольником, ложками, маракасами и др. При этом воспитатель обязательно исполняет мелодию с ребёнком, так как музыкальный руководитель играет сопровождение. Воспитатель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если ребёнок затрудняется, педагог проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребёнка). Воспитатель играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление. Знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно исполнять знакомые мелодии на металлофонах и ударных инструментах. Таким образом, получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость – ведь они играют вместе, в коллективе!

Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Если воспитатель делится своими впечатлениями после посещения концерта или театра, то дети обязательно расскажут о музыкальных передачах, увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся самостоятельно выразить своё творчество в музыкальной деятельности.

Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку во время игр, прогулки, во время трудового процесса, используя при этом выученный с музыкальным руководителем материал.

Старшим дошкольникам можно предложить не только проиграть знакомую попевку на музыкальных инструментах, имеющихся в музыкальном уголке группы, но и самостоятельно выучить несложную мелодию, помогая друг другу при этом. Воспитатель наблюдает за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Всё это сближает его с детьми, создаёт доброжелательную и непринуждённую атмосферу.

Музыкальный руководитель, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в их обучении игре на музыкальных инструментах, замечает отстающих и организует им помощь, а также выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся помощниками воспитателя в обучении своих сверстников. Процесс обучения доставляет удовольствие и тем, и другим. «Дети-учителя» испытывают большую радость, научив игре на музыкальном инструменте своего товарища, а «дети-ученики» гордятся своими достижениями.

Также участие воспитателя необходимо, когда дети начинают исполнять несложные музыкальные произведения в ансамбле. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка.

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. Сначала музыкально-дидактическая игра разучивается вместе с музыкальным руководителем в процессе НОД, затем воспитатель продолжает разыгрывать её с детьми в группе. Здесь воспитатель может исполнять как главную, так и второстепенную роль.

Игра в оркестре даёт возможность воспитателю разнообразить самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников, развивать их творческие способности. Однако, привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого существует ряд мероприятий:

  • Индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.
  • Проведение консультаций, во время которых воспитатели разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен.

Опыт музыкальных руководителей, работающих в системе дошкольного образования достаточно долго, показывает, что регулярные занятия с воспитателями, расширение и углубление их знаний и умений, помогают им быть активными участниками в музыкальной работе с детьми. Также следует отметить, что если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, с удовольствием обучает детей игре на детских музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью. Они с интересом ждут музыкальных занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников, жизнь детей можно сделать интересной и разнообразной.

F:\mama\ОФОРМЛЕНИЕ-картинки,анимашки пр\МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ\Шутейный оркестр-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-театрализация «Кто сказал мяу?». Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя с детьми и родителями раннего возраста.

Цель:  Продолжать формировать представления детей о домашних животных.Задачи: - закреплять умение узнавать домашних животных  (кошку, собаку, петуха, утку, козу) и их детёны...

Консультация для педагогов "Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Тема: «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников»

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня их компетентности во многом зависит качество музыкального обра...

Возможности использования интерактивных технологий как важного компонента гармоничного развития дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя

Предложенный материал отржает актуальность испоьзования педагогами более эффективных средств обучения и воспитания детей для развития у них устойчивого позновательного интереса....

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Презентация к консультации для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....