Методическое обеспечение сенсорного развития детей по теме « Лето»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пунина Светлана Александровна

Методическое обеспечение сенсорного развития детей по теме "Лето". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение сенсорного развития детей по теме

 « Лето»

Тольятти, 2015

Содержание

1.Календарно – тематический план ОО «Познавательное развитие» (на материале решения задачи: сенсорное развитие).

2. Конспект совместной деятельности педагога и детей

3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.

4.Литература.

5. Приложение.


Календарно-тематический план ОО «Познавательное развитие»

(на материале решения задачи: сенсорное развитие-эталоны цвета)

Группа 2-3 года

Тема «Лето»

Срок реализации: см. програм. от рождения до школы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Дидактическая игра  «На что похоже?» (форма)

«Собери фрукты в корзину» (цвет)

« Попробуй на вкус»

«Угадай по запаху»

«Собери большие, зелёные листья»

«Чудесный мешочек»

«Угадай,чей голосок»

Беседы «Лето в гости к нам пришло», «Что в корзиночке?»

 упражнения « тёплый и холодный», «Тихий, громкий», «Большой, маленький»

рассматривание предметных картинок « Ягоды» , «Цветы» , «Овощи, фрукты» и т. д .

игровые ситуации «Кукла Катя собирается на прогулку», « Угости мишку»

Прослушивание «Пение птиц», «Дождик, дождик…», «Ветер-ветерок»

Прогулка № 1

Наблюдение на темы: «Посмотрим как мы одеты»

« Какой одуванчик?»

«Какое дерево выше?»

«Чем пахнет лето?»

«Где шумит ветер?»

«Тёплое солнышко»

«Воздушные шарики»

Дидактические игры «Составь букет», «Найди цветок для бабочки», «Как поёт жук»

подвижные игры «Догони цветных бабочек», «Через ручеёк»

труд; наблюдаем за трудом взрослого « Поливаем клумбу», «Рыхлим почву» , «Прибираем участок».

Наблюдение за трудом детей старших групп, за работой дворника.

Подвижные игры: «Найди свой домик», « Найди свой цветок», « Раз, два, три-к флажку беги», « У медведя во бору», Мы пчёлки», «Солнышко и дождик», «Мой весёлый, звонкий мяч», «поезд»

Мало-подвижная игры: хороводы «Мы на луг ходили», «Пузырь», «Собери бусонки»

Обед

Ситуативный разговор – «Витаминный салат», «Вкусный компот», потешки

Вечер

 Чтение « Репка», «Солнышко-вёдрышко», «Одуванчик», «Колокольчик», Маша и медведь», «Теремок»

  Рисование «Ягоды в тарелочке», «Одуванчики в траве», «Большое и маленькое яблоко2, «Разноцветные дорожки», «Весёлое солнышко», «Шарики воздушные, ветерку послушные»,

Конструирование «Заборчик для цыплёнка», «Домик для матрёшек», «Помоги зайчику построить дорожку»

 рассматривание коллекций «Овощи», «Цветы», «Ягоды», «Фрукты»

рассматривание картин о лете.

 театральная деятельность: настольный театр « Маша и три медведя», «Теремок», «Колобок», «Репка», пальчиковый театр, теневой театр, Би-ба-бо.

звукоподражание « Тихо, громко», «Кто как кричит?

Развивающие игры: «Закрой окошко», «Звуковые задачи», «Разноцветные ленточки», «Ароматные мешочки», «Волшебный сундучок», «Весёлые матрёшки», «Солнечные зайчики»

Сюжетно-ролевые игры: «угостим куклу» , «День рождение», «Катя и Миша гуляют по саду», « Прогулка на автобусе», «В гости к зайчику»

Прогулка № 2 наблюдения на темы:

Наблюдение:  экскурсия по саду, наблюдение за растениями на клумбе и огороде, «Маленькие птички», «Ворона и яблоко»

«Воробышки и крошки»

Подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Бабочки и цветочки»

Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Убери лишний предмет», «Что так, что не так?», « Что бывает, что не бывает?», «Где громкие, где тихие звуки?»

Актуальная среда

Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Мозаика», «Супермаркет», картинки-половинки

Логические блоки Дьенеша, жизненный материал – овощи (3 свойства: цвет, размер, вкус), 3 разноцветные тарелки для пересечения областей.

Предметные картинки овощей и фруктов.

Муляжи овощей и фруктов, гербарий, иллюстрации

Альбомы, наборы иллюстраций по темам «Овощи и фрукты», «Цветы»

Альбом загадок

Вкладыши Монтессори

Ящики Сегена

Пирамидки, матрёшки, шнуровки, книжки-малышки, крупная мозаика, прищепки, педагогическая песочница

Игротека: «Игры на кухне».

Выставка «Рекорды нашей дачи» (взвешивание, измерение овощей, фруктов).

Приготовление салата дома, прогулка в лес, прогулка по парку.

«Пикник на природе»

Создание семейной кулинарной книги

Коллекции бабочек, цветов.

Летние игры на прогулке.

Мастер-класс «Игрушки своими руками»

Изготовление плоскостных атрибутов для дидактических игр.


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей  (НОД)

по теме «Праздник урожая»

Возрастная группа: 2-3 года

Интеграция задач ОО.

1. ОО «Познание»:

- совершенствовать представления о количестве  предметов, множеств, совокупностей, изменяемости количества и  его независимости от расположения предметов;

- продолжать формировать представления о способах измерительной деятельности с помощью измерительные приборов и условной мерки;

- продолжать развивать интерес к самостоятельным пространственным действиям, развивать пространственное воображение;

- совершенствовать практические способы деления целого на равные части;

- продолжать совершенствовать умение ориентироваться в двухмерном пространстве.

2. ОО «Социализация»:

3. ОО «Коммуникация»: 

4. ОО «Здоровье»:

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

- Листы на печатной основе (2 шт. лабиринт);

- карты -  задания 2 шт. (деление целого на части);

- таблицы - задания в рабочих тетрадях 2шт. (объединения в группы).

2. Материал для преобразования

- 2 набора фруктов и овощей, ёмкости разного размера;

- 2 набора плоскостных геометрических фигур «Танграм»;

- живой материал разной длины (овощи, фрукты).

3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- линейки, сантиметровые ленты; 2 набора цветных карандаши, маркеры;

- 2 мольберта;

- набор фишек баллов;

- турнирное табло.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

 Объявление о викторине.

Объясняет условия викторины.

Предлагает разбиться на команды.

   Обсуждают.

   Принимают решение.

   Делятся на команды.

Основная

1. Предлагает  найти краткий путь до фруктового сада (игровое упражнение «Лабиринт» (ориентировка на листе бумаге).

Подводит итог первого задания.

2.Раздаёт командам  по 2 ёмкости разного размера с одинаковым количеством овощей и фруктов. Предлагает определить в какой ёмкости больше овощей и фруктов. (Д/и «Где больше?»).

Подводит итог второго задания.

3.Предлагает выложить на выбор 2 командам силуэтно - плоскостное изображение огурца и помидора, используя все фигуры набора.

Д/и «Овощная мозаика»

Подводит итог третьего задания.

4.Предлагает  командам узнать,  сколько целых яблок получится из четвертинок и хватит ли их детям, изображённым на картах - заданиях.

Д/и «Целое – части»

 Подводит итог четвёртого задания.

5. Предлагает выложить сериационный ряд овощей, определив их длину.  Д/и «Выложи по длине»

Подводит итог пятого задания.

6. Предлагает капитанам команд на печатных листах из рабочей тетради с помощью маркера объединить овощи, фрукты в группы по заданным свойствам (цвет, форма, величина).

Подводит итог шестого задания.

Обсуждают, выполняют ориентирование на листе бумаги, маркером отмечая краткий путь.

Заполняют турнирное табло.

2. Определяют способ выполнения задания, договариваются, выясняют в какой ёмкости фруктов, овощей больше).

 Заполняют турнирное табло.

Капитаны команд выбирают овощи для выкладывания.

Дети согласовывают свои действия, моделируют изображение.

 Заполняют турнирное табло.

Считают и обсуждают сколько целых яблок получится из четвертинок,  изображенных на картах – заданиях и соотносят их с количеством изображенных детей.

 Заполняют турнирное табло.

 Обсуждают, выбирают способ измерения, определяют длину предложенных овощей, выкладывают ряд, в порядке возрастания длинны.

Дети заполняют турнирное табло.

Самостоятельно выполняют классификацию овощей и фруктов по заданным свойствам.

Дети заполняют турнирное табло.

Заключительная

Предлагает сосчитать баллы.

Подводит итог.

Награждает команды.

Считают баллы, заработанные командой.

Команды участников поздравляют друг друга.

Методы и приемы:

- объяснение;

- выделение свойств множеств (признаков);

-плоскостное моделирование;

- деление целого фрукта на части;

- измерение длины.

- сравнение множеств;

-  анализ;

- обобщение;  

- упражнение в счете;

- дидактические игры;

- рассуждение;

- упражнение в соотнесении количества предметов с числом;

- игры с УДС («Танграм»);

- решение проблемных ситуаций.


ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Центр занима-тельной матема-тики

Стимульный материал

Афиша праздника.

Материалы и оборудование

для деятельности

Настольно - печатная игра лото «Овощи – фрукты»

Дидактический материал

Карты – задания,

пиктограммы,

алгоритм сотрудничества.

На листе бумаге формата А3.

Ярко – красочная.

В игровизоре

Листы на печатной основе

На бумажной основе

На бумажной

основе

«В календаре событий» на стене в игровой комнате.

На стеллаже в математическом центре

На рабочем столе в пластиковом контейнере в познавательно – исследовательском центре

На игровом модуле

Рассматривают, читают, обсуждают

Играют подгруппами по количеству карточек. Соотносят название предметов с  изображением.

Играют парами манипулируя вкладышами и подбором карточек с обозначением соответствующих витаминов осеннего урожая.

Выбирают товар, считают монеты, набирают карточки. Производят арифметические действия. Соотносят с достоинством монет.

         

                                                                           

Литература

Список использованной литературы

1.        Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977.

2.        Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн.: БрГУ, 2007.

3.        Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4.        Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.

5.        Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1988.

6.        Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение, 1972.

7.        Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 1993.

8.        Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.: Просвещение, 1981.

9.        Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. - М.: Издательский центр Академия , 1999.

 

10.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 1998.

11.        Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2002.

12.        Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3.

13.        Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1972. -№2.

14.        Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.

15.        Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом - М.: Экзамен, 2006.

16.        Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом - М: Издательский центр Академия, 2001.

17.        Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях -М.: Просвещение, 1986.

18.        Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983.

19.        Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 1960. - №5.

20.        Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения - М.: Просвещение, 1969.

21.        Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2002.-№10.

22.        Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 1965.23.        Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме « Лето»

1.Календарно – тематический план (на материале решения задачи: ФЭМП). 2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность). 3.Проект предметно – развивающей ср...

Методическое обеспечение сенсорного развития детей 2-3 лет по теме « Осень»

Содержание   1.Календарно – тематический план ОО «Познание» (на материале решения задачи: сенсорное развитие)....

Методическое обеспечение сенсорного развития детей 2-3 лет по теме «Осень»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

Методическое обеспечение сенсорного развития детей 2-3 лет по теме «Игрушки»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»(модуль в...

Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Состав числа восемь»

1.Календарно – тематический план (на материале решения задачи: Состав числа). 2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность). 3.Проект предметно – развив...

Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме недели «Былинные герои» по теме дня «Защитники отечества».

Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме недели «Былинные герои»по теме дня «Защитники отечества»....