Главные вкладки

    Компьютерная программа на тему:
    Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

    Ахметова Татьяна Шаукатовна

    Изобразительная деятельность является для детей любимым занятием, если они рисуют по собственному замыслу; предложенная же педагогом тема зачастую может не вызвать отклика у дошкольника. Потому современному педагогу вовлечь ребенка в процесс обучения становится все труднее.

     

    Цель:

    повышение эффективности образовательного процесса посредством использования ИКТ 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt-_ikt_v_hud-estetich_razvitii.docx32.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии  детей дошкольного возраста.

     

     

    «Рисование – процесс дыхания души» - отмечал Василий Кандинский. Рисование – это не столько фактическая передача увиденного, сколько выражение своих чувств, эмоций, психологическая разгрузка  - средство самораскрытия. А ребёнку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него рисунок – это своеобразный способ общения с внешним миром. Посредством рисования он может выразить свою радость или боль, свои страхи, вопросы, фантазии, своё отношение к окружающим.

    Изобразительная деятельность является для детей любимым занятием, если они рисуют по собственному замыслу; предложенная же педагогом тема зачастую может не вызвать отклика у дошкольника. Потому современному педагогу вовлечь ребенка в процесс обучения становится все труднее.

    Казалось бы, демонстрация наглядного материала может возбудить новые силы ребёнка, развить интерес, позволит преодолеть утомляемость. Но обнаруживается недостаточное оснащение современным демонстрационным материалом (нет возможности познакомить детей с творчеством современных художников, работающих в нетрадиционной технике, 3Dграфикой и т.д.)

    В своей практике работы с детьми я убедилась: проблема решается с помощью игровых приёмов. Ведь игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Однако и игры и игрушки в наше время претерпели изменения– дети уже не довольствуются куклами, машинками и мягкими игрушками. Для нынешних детей самым интересным и увлекательным занятием становятся компьютерные игры.  В настоящее время невозможно искусственно оградить детей от компьютеров, так как современный мир характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые активно используются  практически во всех сферах жизни и видах деятельности родителей и, как следствие, оказывают большое влияние на детей.

    Передо мной встал вопрос: как объединив 2 проблемы,  направить увлечение детьми компьютерными играми в полезное русло и повысить познавательную мотивацию и уровень творчества дошкольников? Как, не отказываясь от традиционных методов обучения, включить в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности обучения воспитанников, учитывая при этом возрастные особенности детей и сохраняя их физическое и психическое здоровье?

     

    Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий содержится в трудах С.Л.Новоселовой, Е.И.Бондарчук, Ю.М.Горвиц, в которых подчеркнуто, что мультимедиа дает возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.

    В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.

     

    Основываясь на интересе  детей  к компьютеру и мультфильмам, учитывая возрастные возможности детей, а также игру как ведущую деятельность в данном возрасте, применение ИКТ дает огромные возможности и для развития изобразительного творчества. Это обусловлено использованием содержания, интересного детям; опорой на игровую и практическую мотивацию; визуальным способом представления информации.

     

    Применение информационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей способствует развитию основ визуальной культуры; представлению информации в образном плане за счет мультимедиа-эффектов в «привычной» для современных детей форме; познанию в процессе экспериментирования и игры; переносу акцентов с «информационных» методов на «демонстрационные», что соответствует сути искусства, идеям эстетического развития и возрастным возможностям дошкольников.

     

    Цель:

    повышение эффективности образовательного процесса посредством использования ИКТ

     

    Цель, которую я поставила перед собой, была достигнута через решение следующих задач:

            Создать условия для повышения мотивации к продуктивным видам деятельности и развитию детского творчества;

            Использовать компьютерные средства деятельности для развития познавательных процессов дошкольников, таких как мышление, внимание, воображение;

            Развивать фантазию и художественно-творческие способности детей: чувство цвета, формы, композиции средствами  мультимедиа;

    Система работы по развитию изобразительного творчества с применением ИКТ строилась в соответствии со следующими принципами:

            психологической комфортности   - подразумевает  снятие стрессообразующих факторов, получение удовольствия от самой деятельности

            творчества - ориентирует на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности

            целостного представления о мире - основывается на  формировании научной картины мира, личностного отношения ребенка к полученным знаниям

            вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи

            природосообразности - призывает учитывать  возрастные, индивидуальные особенности детей, зоны ближайшего развития и перспективы развития.

     

    Мультимедиа контент я создаю на электронной платформе MicrosoftPowerPoint. Затем по необходимости конвертирую в видео или флеш.

    Мультимедиа органично вписываются в образовательную деятельность по изобразительной деятельности:

          позволяют мне самостоятельно скомпоновать материал, исходя из особенностей детей разных подгрупп, обеспечивая личностно-ориентированный подход;

          картинность иллюстрированного материала, даёт толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяет сделать образовательную деятельность насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче, что позволяет детям легче и быстрее усвоить материали, как следствие повышает качество продуктивной деятельности;

          мультимедиа несёт в себе образный тип информации, основываясь на физиологических особенностях детей данного возраста (формирование или наличие наглядно-образного мышления), задействует различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

          при правильном решении проблемных задач, поощрение ребёнка компьютерным персонажем вызывает эмоциональное удовлетворение, стимулируя к дальнейшей деятельности.

     

    Системообразующие элементы моего опыта:

    Образовательные: конспекты образовательной деятельности,  медиатека мини-игр, викторин, виртуальных путешествий, экскурсий, игр.  

    Развлекательные: физкультминутки, анимированные отгадки, видеозаставки, видеоролики с использованием фотографий из семейного архива детей («Мои путешествия», «Моя мама лучше всех», «Защитники Отечества», «Архивы военных лет», «Игрушки моих предков»).

    Опираясь на возрастные особенности детей, я создаю мультимедийных персонажей, которые с экрана вовлекают детей в образовательную деятельность, позволяя мне играть вместе с детьми, а не быть «над ними». Персонажи вызывают у детей положительные эмоции, помогают им в игровой форме усвоить предложенный материал. В каждой группе игр созданы (авторская разработка или взяты из Интернета) одни и те же персонажи, которые общаются (озвучены) с воспитанниками на протяжении изучения определенной темы. Но если персонаж не вызвал отклика у детей,  он изменяется, исходя из интересов детей данного возраста и времени.

    Типы игр:

            на  развитие цветовосприятия:

    1.                Смешивание – «Тучки - летучки» - персонаж на экране. (а) тучки основных цветов предлагают детям каждой мини-группы (4 группы по 3 ребёнка) смешать воду в прозрачных стаканчиках (у каждой группы свои цвета) и по мере появления заданий на экране дети рассказывают, какой цвет у них получился и воду какого цвета они для этого смешивали; б)Тучки – летучки просят детей смешать краски на палитре и посмотреть, получатся ли такие же цвета, как и в стаканчиках с водой; в) Тучки – летучки не знают какие предметы могу быть получившихся цветов и просят детей нарисовать им картинки; г) тест-проверка усвоенных знаний (экран); д) Тучки – летучки предлагают детям найти в групповой комнате, в саду, на прогулке и дома объекты таких цветов, которые были получены при помощи  смешивания и зарисовать их; е) мини-игра на смешивание (экран); ж) Тучки – летучки предлагают детям нарисовать картинку, где обязательно бы присутствовали солнышко (оранжевое), трава (зелёная), туча (фиолетовая) и земля (коричневая)).

    Далее появляются Белое облако и Чёрная грозовая туча, которые помогают детям получать новые цвета, смешиваясь с основными цветами и уже полученными ранее (оранжевым, зелёным, фиолетовым, коричневым)

    По мере необходимости Тучки – летучки, Белое облако и Чёрная грозовая туча используются в образовательной деятельности других типов.

    2.                Классификация – а) питомцы - кот Тёплышко и пёс Холодинка знакомят детей с классификацией цвета на «тёплые-холодные», предлагая им мини—игры (экран): «Найди отличия у пугал», «Какая картинка лишняя?», «Найди и сосчитай»; б) питомцы просят детей взять любую ленту (цвета только те, что предложены питомцами в начале занятия) и по сигналу собраться в группы «тёплые» и «холодные»; в) питомцы жалуются на сильный ветер, который растрепал пугал и просят детей одеть их (работа парами за общим столом, на котором в общей куче лежат предметы тёплого и холодного тона); г) питомцы дополняют цвета новыми оттенками, предлагают собрать из геометрических фигур любое изображение (тёплого тона или холодного); д) питомцы предлагают собрать коллекцию* предметов холодного и тёплого цвета; е) питомцы предлагают отправиться в путешествие по картинам и помочь им (питомцам) определить какого они (картины) колорита (мини-игры); ж) питомцы затевают вернисаж и просят детей помочь с картинами – нарисовать; з) демонстрация видеоролика с работами детей, выполненными в тёплой и холодной гамме.

         *Коллекция может пополняться постоянно в течение года (нескольких лет).

    3.     Расширение представлений о цвете:

    a.     знакомство с цветом и его оттенками, интересными фактами.

         Белый слонёнок знакомит детей с физическими свойствами белого цвета: распадается на цвета спектра и собирается обратно; подводит к пониманию, что белый – самый лучший фон для рисования; показывает как при помощи смешивания получить оттенки и как этим пользуются художники в своих картинах.

    б. цвет и настроение.

    1)    «Радость и грусть». а) Царевна – Несмеяна просит помощи: во дворец художники разных стран привезли картины. Царевна хочет украсить свою комнату картинами, которые навевают грусть, а царь тронную залу  - картинами, вызывающими веселье. Дети рассматривают предложенные картины и классифицируют их на «грустные» и «весёлые», объясняя, почему так думают;  б) Царевна – Несмеяна просит детей посмотреть, правильно ли подобраны картины (мини-игра «Что лишнее?»); в) Царевна – Несмеяна жалуется, что не хватило картин и есть пустые места, предлагает детям нарисовать картины соответственного настроения;

    2)    «Настроение в живописи и музыке» серия игр по интеграции музыкального и изобразительного творчества: а) Царевна – Несмеяна рассказывает детям, что увлеклась интересной игрой – рассматривает картины и подбирает к ним музыку - мини-игра «Подбери музыку к картине»; б) предлагает нарисовать под музыку свою картину; в) усложняет задание: «Найди картину по стихотворению и подбери к ней музыку»; в) читает стихотворение и предлагает под музыку изобразить те образы, которые стихотворение навеяло; г) просит помочь разобраться какой танец изображён на картине и какая музыка ему соответствует; д)  подвижная игра «Изобрази движение танца»; е) рисование понравившегося танца.

           Серия игр на изучение жанров живописи: «Виды натюрморта», «Виды портрета», «Виды  пейзажа».

    «Виды натюрморта»: а) «Рыжик и натюрморт» - Рыжик с помощью мини-игр знакомит детей с видами натюрморта, б) дети самостоятельно собирают виды натюрморта из муляжей и подручного материала, в) дети изображают созданный натюрморт.

    «Виды  пейзажа»: а) кот Солнышко знакомит детей с видами пейзажа, б) дети составляют пейзаж при помощи интерактивной доски, в) дети, разделившись на группы,  составляют пейзаж из бросового материала и ткани, г) изображение пейзажа: 1) подмалёвок, 2) непосредственное рисование пейзажа.

            Познание

    Одним из увлекательных методов, способствующий  художественно-эстетическому развитию, является виртуальная экскурсия, путешествие.

    Педагогический потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации образовательного процесса. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты не покидая изостудии или групповой комнаты.

    Виртуальные экскурсии делятся на:

    1)                мультимедийные фотопанорамы, обладающие интерактивностью, где можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п.  (необходим интернет-браузер).

    2)                Панорамы, созданные на электронной платформе MicrosoftPowerPoint из репродукций картин или фотографий, оснащённые по необходимости звуком, видео, гиперссылками.

    Мною созданы: «Третьяковская галерея», «Лувр», «Просторы Вселенной», «Рославль»; путешествия по уголкам природы, музеям, тематические картинные галереи, история праздников и событий в жизни общества и детского коллектива.

            Обобщающие

    Викторины (проводятся после завершения изучения темы или как диагностика знаний в начале и конце учебного года)

    Цель:  обобщение и закрепление знаний детей, развитие у дошкольников познавательных процессов и навыков самостоятельного мышления, активизировать интерес, способствовать лучшему запоминанию.

    Мною составлены: «Разноцветная викторина», «Что нужно художнику?»  «В гостях у народных мастеров», «Жанровая живопись».

     

    Особое внимание хочу уделить мини-играм (мини-задания, тест-задания, тест-игры). Они сопровождают и виртуальные экскурсии, и путешествия,  развлечения, и непосредственную образовательную деятельность, из них составляются викторины.

    Цель: развитие мыслительных операций: обобщение, сравнение классификация, дифференциация.

    Мини-игры состоят из 1-5 слайдов с 2-4-мя картинками на каждом, из которых нужно: а) выбрать правильную (ответ на вопрос), б) исключить лишнюю, соответственно заданию. Для поддержания интереса детей при правильном ответе появляется слайд с аплодисментами, криками «Молодец», при не правильном – грустный персонаж советует подумать ещё.

    Мини-игры на внимание, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов: «Найди отличие», «Найди форму (цвет)», «Что лишнее?», «Замок с секретом», "Испечём торт на день рождения".

    Ориентировка на плоскости (в пространстве): «Составь натюрморт», «Составь пейзаж» развивается понятие близко-крупно-большой, далеко-мелко-маленький.

    Развитие памяти: «Узнай сказку (картину) по фрагменту», «Чья тень?», «Найди фрагменты картин».

    Интеграция музыкального и художественного творчества «Подбери музыку к картине», «Какой инструмент может озвучить картину?», «Настроение в живописи и музыке».

    Систематизации и классификации: «Что лишнее?», «Из чего составим натюрморт?» на дифференциацию цвета, жанров и видов картин.

    Исследования «Смешивание красок» и так далее.

    Для создания мультимедиа игр необходимо выполнение следующих требований:

            Ясность изображения замысла и композиции;

            Красочность;

            Гуманно-эстетическое содержание;

            Простота и доступность речи героев

            Соблюдение гигиенических требований

     

    Так же я придерживаюсь негласных правил работы с игрой

            Не прерываю игру ребенка до завершения эпизода

             Дети заканчивают игру с сознанием успешно выполненного дела, с положительными эмоциями.

            Не решаю поставленную проблему за детей, даю право на ошибку и её исправление. Играю вместе с детьми, а не за них.

            Не использую ИКТ на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации от меня и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к ним.

             Соблюдаю условия для сбережения здоровья ребенка:

          Отвлекаю от экрана, акцентируя внимание на демонстрируемую натуру или себя (какими бы огромным положительным потенциалом не обладали мультимедиа игры, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны);

          после занятий провожу гимнастику для глаз;

          опираюсь на СаНПиНы .

     

    Достижение положительных результатов возможно с учетом определенных особенностей, которые, в конечном счете, позволят превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

            Наличие  ТСО и программного обеспечения.

            Знание педагогом ИКТ и правил компьютерного дизайна.

            Трудоемкость опыта в том, что затрачивается значительная часть времени на создание игр.

            Существуют и ограничения: опыт может быть использован в работе с детьми старше 4-х лет.

     

    Дополнительным направлением в моей работе является организация кружковой работы по изобразительной деятельности, которая  приносит ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а также положительной динамики результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей. Осуществляя  руководство кружка под названием «Веселые узоры», наряду с использованием традиционных методов обучения, включаю в  программу работы  ИКТ, методы и приемы технологии ТРИЗ.

    Результатом работы творческого объединения является участие детей в конкурсах разного уровня.

    Призовые места на конкурсах детских рисунков и поделок - это  настоящая оценка творчества наших воспитанников.

     

    Результаты моего опыта подтверждают, что использование мультимедиа контента является эффективным способом повышения мотивации и развития творческих способностей дошкольника, так как средства ИКТ можно применять на всех этапах образовательного процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, диагностики.

    У детей наблюдается  эмоциональная отзывчивость, обогащение детского замысла, разнообразие продуктов детского творчества, повышается уровень развития познавательных процессов, что подтверждает целесообразность моего инновационного опыта.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по использованию ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников (музыка)

    Данная презентация поможет педагогам ДОУ использовать многообразие ИКТна ОД и развлечениях...

    Использование УМК в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

    Статья из опыта работы нашего ДОУ о приобщении дошкольников к татарской народной культуре посредством УМК....

    Использование лэпбуков в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

    Существует множество способов обобщения методического материала и педагогического опыта. Одной из таких форм является лэпбук или тематическая папка.Достоинства этой папки в том, что активным ее соавто...

    Использование ИКТ в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

    Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни ощества, в то числе и образования....

    Консультация из опыта работы по теме "4 способа использования ИКТ в художественно-эстетическом развитии детей"

    4 способа: вертуальные экскурсии, презентации, Рисование, Электронные энциклопедии...

    Статья "Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

    Об актуальности использования ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников....