Конспект интегрированного занятия в средней группе компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект предназначен для расширения знаний детей о зимующих птицах

Скачать:


Предварительный просмотр:

 660115 Россия, г. Красноярск, ул. Тотмина, 19 д, Телефон: 246-68-86 E-mail: mbdou33@bk.ru

Конспект интегрированного занятия

в средней группе компенсирующего вида

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Зимующие птицы»

                                                                               Подготовили:

                                                                               учитель-логопед

                                                                               Попова Татьяна Александровна

                                                                               педагог-психолог

                                                                               Горяева Елена Александровна

2014 г.

Конспект интегрированного занятия

по лексической теме: «Зимующие птицы».

Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

  1. Расширить и активизировать словарь по теме.
  2. Сформировать обобщающее понятие «птицы».
  3. Формировать умение у детей строить фразу.
  4. Формировать умение употреблять имена существительные в косвенных падежах.
  5. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение.
  6. Развивать общую и мелкую моторику.
  7. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: плоскостные изображения зимующих птиц, картина «У кормушки», карточки-схемы с изображением корма для птиц, разрезные картинки с изображением птиц, схемы частей тела птиц, волшебный снежок, крупа, семечки, ободки с изображением птиц, магнитная доска, подарки-сюрпризы для детей.

Словарная работа (уточнение и расширение словаря по теме): птица, голова, хвост, крыло, лапы, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать, корм, пища, кормить, много, мало.

Предварительная работа (проводится воспитателем): вывешивание кормушки на участке, наблюдение за птицами во время прогулки, подкармливание птиц.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Создание благоприятного эмоционального настроения).

        Психолог: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, у меня в руке снежок, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. Дети, а когда у вас хорошее настроение вы радуетесь или грустите? А когда вы радуетесь, вы улыбаетесь или плачете? Давайте друг другу улыбнёмся (дети передают снежок друг другу в руки и улыбаются друг другу). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим снежком? Он превратился в птицу. (Психолог меняет снежок на перчаточную куклу-сороку).  А как называется эта птичка?

  1. Сообщение темы занятия. (Закрепление и активизация словаря по теме; формирование обобщающего понятия «птицы».)

        Логопед: Дети, а давайте  посмотрим, какие птицы с нами зимуют? (педагог предлагает достать из коробки плоскостное изображение птицы и назвать её). Сегодня с вами мы поговорим о зимующих птицах (педагог предлагает детям превратиться в птичек и подлететь к доске, на которой вывешена картина «У кормушки» с изображённым на ней кормом для птиц).

  1. Игра «Корм для птиц». (Закрепление знаний о зимующих птицах, активизация словаря, практическое употребление имён существительных в винительном падеже.)

        Логопед: Дети, зимой птицам тяжело найти себе корм. Как люди помогают птицам перезимовать? Дети, давайте вспомним, чем питаются птицы?

        Детям предъявляется картина «У кормушки» с изображённым на ней кормом для птиц. Каждый воспитанник повторяет название своей птицы и при помощи логопеда говорит, что любит клевать эта птица. Далее плоскостное изображение птицы закрепляется на картине.

  1. Игра «Части тела». (Расширение и активизация словаря по теме; развитие зрительного восприятия.)

        Сюрпризный момент: влетает сорока и приносит письмо, в письме лежат части тела птицы.

        Психолог (сорока): Дети, вы узнали меня? Ворона мне прислала письмо-загадку, я не могу понять, что в нём, не могу разгадать эту загадку.

        Логопед: Давай, сорока, нам письмо, мы с ребятами тебе поможем (из письма достаются детали частей птицы и раздаются детям). Дети, как вы думаете, что это такое? (далее дети собирают птицу из частей тела на доске).

        Психолог (сорока) благодарит детей и улетает.

  1. Игра «Чего не стало». (Практическое употребление имён существительных в родительном падеже; развитие внимания и зрительной памяти.)

        Логопед просит детей закрыть глаза и убирает одну из частей тела птицы, дети открывают глаза и угадывают, какой части не хватает.

  1. Физминутка «Воробьи и вороны». (Развитие воображения, общей моторики, слухового внимания, закрепление глагольного словаря.)

        Психолог спрашивает у детей: «Дети, мне повстречалась на дороге сорока. А вы ее видели? (ответы детей). А что она вам рассказывала? (ответы детей). Психолог обращает внимание на доску, где прикреплены части тела птицы.

Психолог: Как интересно, что у всех птиц разные части тела: у вороны, например,  большие части тела, а воробья маленькие. А я знаю интересную игру, которая называется «Воробьи и вороны». Психолог предлагает поиграть детям в воробья и ворону. Рассказывает детям, что птицы по-разному передвигаются – ворона ходит важно, поднимает лапы, а воробей прыгает на двух лапках. Далее игра проводится с бубном. Под удары бубна дети прыгают, как воробьи. Когда бубен перестаёт звучать, дети ходят важно, как вороны.

        Далее подводится итог игры, детям выдаются ободки с изображением птиц.

  1. Игра «Покормим птиц». (Учить детей понимать значение слов «много» и «мало»; использовать их в активной речи; закрепление глагольного словаря по теме; развитие мелкой моторики.)
  1. Логопед насыпает в одну кормушку  много риса и мало гороха, а в другую мало риса и много гороха. Спросить у детей, сколько риса в кормушке, а сколько гороха.
  2. Психолог предлагает детям-воробьям поклевать из кормушки рис и складывать зёрнышки в тарелочку, детям-воронам поклевать – горох и складывать его в тарелочку. Далее сравнивается, сколько крупы склевали воробьи и вороны.
  3. Логопед уточняет, что делали воробьи и вороны (клевали). Предлагает детям снять ободки и пройти на свои места.
  1.  Игра «Разрезные картинки». (Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; закрепление знаний о пище птиц.)

        Прилетает сорока (психолог) и приносит письмо: Дети, мне ворона дала новые задания, вы мне поможете с ними справиться? В этом конверте какие-то карточки.

        Из письма достаются карточки-схемы с изображением корма для птиц и раздаются детям.

        Логопед: конечно сорока мы тебе поможем. Дети, а что нарисовано на этих картинках?  (ответы детей) Правильно, это картинки с кормом для зимующих птиц. Сорока, а ты нам скажи, что ты любишь клевать? (Дети повторяют, чем питаются птицы: «У меня рис, рис любит клевать воробей»). 

        Далее сорока (психолог) вынимает из письма разрезные картинки плоскостных изображений птиц: «Ворона, мне написала, что если я соберу эти картинки, то узнаю, какие птицы остаются зимовать».

        Логопед: Сорока, если собрать части птицы, то получится целая птица. А как узнать дети, какую вам нужно собрать птицу? У вас есть подсказка – карточка-символ с изображением корма для птицы.

        Далее каждый воспитанник выбирает нужные части птицы, а логопед и психолог помогают и выясняют индивидуально, какую птицу он выкладывает и почему.

        Логопед:  Молодцы, дети! Давайте положим птиц в конверт. Сорока, ну что, мы помогли тебе узнать, какие птицы остаются зимовать и чем они питаются? Дети, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.

        Сорока: Спасибо, дети за угощение. Теперь я всем расскажу, какие птицы остаются зимовать и что они едят. А вам за помощь я тоже хочу подарить маленькие сюрпризы. (Сорока дарит детям подарки-сюрпризы). До свидания!

        Логопед: Дети, а мы с вами пойдем сегодня на улицу, возьмём крупу и покормим птиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".

Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы,  составлять предложения...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живог...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

Педагогическое мероприятие «Родительская гостиная» с дошкольниками средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями (законными представителями) «Прогулка по весеннему лесу»

В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы мо...

Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» на 2021 – 2022 учебный год

I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка.Рабочая программа средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» (далее Программа) раз...