Методические разработки "Тактика игрового взаимодействия с детьми".
методическая разработка на тему

Зайцева Валентина Викторовна

В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей, проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивая их в игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktika_igrovogo_vzaimodeystviya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тактика игрового взаимодействия с детьми.

Подходящая тактика

Неподходящая тактика

В работе с детьми с 1,5 – 3 лет

В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей, проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивая их в игру.

Играя с детьми, все время комментировать, пояснять смысл своих действий  и предлагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» И т.п.).

Поиграв с детьми, подключать на короткое время  к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия,  перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры с взрослыми или возникшие спонтанно, помогая самым ребенку осознать смысл его действий.

Развертывать игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистичных игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковороде – котлета, листок бумаги на игрушечной кровати – одеяло и т.п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистичной игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.

Обыгрывая новые игрушки в совместной деятельности с детьми, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Ограничиваться проведением игры-инсценировки с куклами по типу занятий.

Играя с детьми, осуществлять действия с игрушками или предметами-заместителями молча, без комментариев.

Оставлять без внимания самостоятельные игровые действия детей после того, как взрослый поиграл с ними.

Играя с детьми, использовать только сюжетные реалистичные игрушки или только предметы-заместители (в первом случае игра детей не продвигается на более высокий уровень, во втором – дети теряют смысл вообраемой ситуации и переходит к простым манипуляциям с предметами).

Вносить в группу новые игрушки, не давая детям образцов их игрового использования.

В работе с детьми 3 – 5 лет

Играя с детьми, всегда обозначать вербально принимаемую роль («Я продавец») и роль партнера («А ты, давай, будешь покупателем»), стимулировать к обозначению принятых ролей («Ты кто, Катя? Доктор?»). Переходя к новой роли, акцентировать этот момент («Я теперь не доктор, а шофер такси» и т.п.).

Выделять в игре с детьми  специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

Использовать в игре с детьми преимущественно парные взаимодополнительные  роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнеров (типа «доктор – больной», «продавец – покупатель», «шофер – пассажир» и т.п.); постепенно увеличивать число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры, вводя еще одного – двух новых персонажей, связанных по смыслу с предыдущим.

Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры (сообразно смыслу развертываемого сюжета или желанию).

 Перемещаться от одной пары к другой или небольшой подгруппы детей к другой, включаясь в их игру; остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию (имея выбор – продолжать начатую с взрослыми игру или нет).

Использовать очень лаконичную ролевую атрибутику, не мешающую детям в ходе развертывания сюжета переходить к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача, каска пожарного и т.п.).

Активно использовать в качестве основы для игры мотивы сказочных сюжетов, структура которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию участников.

Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль взял на себя ребенок; переходить к другой роли, не обозначив момент ее смены, обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (типа «Вася, полечи меня», а не «Доктор полечите меня…»).

Делать основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли (взвешивать, до деталей копировать укол и другие профессиональные процедуры), учить точному воспроизведению профессиональных операций, соответствующих ролей.

Задавать детям предварительный план игры (сценарий) с конкретным описанием действий, жесткой ролевой структурой. Требовать в процессе игры соблюдение этого плана (реализации готового сюжета).

Требовать  от детей  соблюдения взятой на себя роли на протяжении всей игры.

Пытаться организовать всю группу детей для игры по единому сюжету, управлять ею, контролируя действия участников так, что все дети оказываются занятыми, но никто из них не свободен в своих действиях.

Использовать  в игру с детьми очень громоздкую, подробную ролевую атрибутику (типа полных костюмов), жестко закрепляющею за участником игровую роль и мешающую сменить ее на другую в соответствии со смыслом развертываемых в игре событий.

Ограничивать в игре с детьми только семейной тематикой или профессиональными ролями, которые заданы программой (по ознакомлению с окружающим).

В работе с детьми 5 – 7 лет

Использовать новую для детей форму игры (игру-придумывание, игру-фантазирование), где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия; втягивать детей в такую игру только по желанию (от двух до пяти человек), включаясь  в нее, как полноправный участник.

Участвовать вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому участнику высказать свои предложения по поводу возможного развития сюжета на принятую всеми тему; получив несколько предложений, предоставить детям возможность самим  распределять роли и играть, используя в качестве основы, намеченные вместе события, т.е. играть по сюжету с «открытым концом».

Широко использовать в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре детей мотивы сказочных сюжетов; своим участием давать образцы соединения, комбинирования сказочных, фантастических элементов (событий, персонажей) с реалистичными, расшатывая тем самым сюжетные стереотипы и давая толчок детскому творчеству.

При необходимости изменить сложившиеся между детьми неблагополучные отношения, действовать как равный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка); использовать свою привлекательность как интересного партнера, чтобы соединить с детьми в игре отвергаемой группой ребенка.

В игре ограничиваться такой формой, которая  продвигает игровые умения детей в более раннем возрасте (т.е. использовать предметно-игровые действия в рамках привычных сюжетов); нацеливать на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.

Заранее задавать детям жесткий сюжет игры с определенной последовательностью событий и четко установленным составом ролей; требовать доводить этот сюжет «до конца», выполняя одну роль, принятую в начале игры.

Стимулировать игру детей только реалистическим сюжетом, темы которых отражают программное содержание ознакомления с окружающим (знакомство с определенными профессиями и т.п.), подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие на детальное воспроизведение профессиональных функций взрослого человека.

Вмешиваться в отношения между сверстниками сложившейся  в детской группе, требуя от детей принять какого-либо ребенка в игру или «назначая» по педагогическим соображениям кого-либо из детей на главную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»

СодержаниеВведение………………………………………………………………………….3Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации…………...

«Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации»

СодержаниеВведение………………………………………………………………………….3Империческое изучение трудно адаптируемых детей…………………………4Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации…………...

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Стратегия игрового взаимодействия с детьми в семье

Всегда в игре соглашаться со своим ребенком! Это вселяет в него уверенность в свои силы и порождает инициативу и творчество. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, ч...

"Организация игрового взаимодействия с детьми с ЗПР".

Я подробно изложила обо всех трудностях и достижениях в организации игрового взаимодействия с особенными детьми. Материал написан из опыта работы....

Консультация для родителей "Игровое взаимодействие с детьми в семье."

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей с которыми педагог знакомит родителей дошкольников....