"Организация игрового взаимодействия с детьми с ЗПР".
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Рогожина Елена Владимировна

Я подробно изложила обо всех трудностях и достижениях в организации игрового взаимодействия с особенными детьми. Материал написан из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   



       



«Организация игрового взаимодействия с

детьми с задержкой психического развития».

 












Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок с ЗПР уже действует со значениями предметов, но ещё опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Таким детям требуется предмет - заместитель и относительно развернутое действие с ним.

Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия. Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями есть

одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок переходу умственных действий на новый, более высокий этап умственных действий с опорой на речь.

 Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое

развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского

формирования положительного отношения к  труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка. Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей младшего школьного возраста.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

4. Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

5. Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

6. Роль игровой деятельности в обучении младших школьников с задержкой психического развития

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. 
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использовать их можно не только на занятиях, но и в течение дня.
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга (логическое). Мы обогащаем игровой опыт детей, предотвращаем и разрешаем конфликты, неизбежно возникающие в процессе игры. Воспитатели и специалисты эффективно используют дидактические и развивающие игры, игровые приемы и современные технологии воспитания и развития детей целях сохранения здоровья "широко применяем спортивные, подвижные и оздоровительные игры. Разнообразие видов деятельности (физкультурно - спортивное, художественно-эстетическое и социально-личностное) способствует формированию всесторонне развитой личности. Наши усилия направлены на накопление у воспитанников опыта позитивных чувств, поступков и взаимоотношений. Мы знакомим детей с их правами и обязанностями, побуждаем проявлять активный познавательный интерес к миру.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на

друга. В группе 13 детей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальны е навыки коллективных отношении. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям" большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Мы используем для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых наших наблюдений за играми мы выяснили, как дети проявляют себя в них. Наши наблюдения помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Мы перед собой поставили следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры.
При руководстве игрой у нас возникают и некоторые трудности. В группе есть дети, которые не играют вообще- Артём Давидович не проявляет интереса ни к играм, ни к игрушкам, более того, он боится музыкальных игрушек и игр. Есть дети, которые проявляют агрессию во время игры (Рома, Слава, Паша, Даня, Ира). Антоша предпочитает играть один, Владик при любом затруднении начинает плакать, без объяснения причины.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В прошлом году, большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы поводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращали внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомим детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а "варят" суп, компот и т.д.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Очень любят наши дети играть в различные "Лего"- конструкторы, хотя, вначале у детей тоже возникали трудности по обогащению сюжета игры, конфликты из-за деталей конструктора, но мы смогли научить детей правильно распределять роли в игре и не ссориться.

Проводя активную работу с детьми по обогащению игровой деятельности,  мы добились того, что дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями; неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём, каждый раз сначала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали нас в игру, даже уступая нам главные роли, то теперь всё главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, "хозяевами" игры. В играх детей появились лидеры, которые "двигают" сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Учитывая специфику наших детей (дети с ОВЗ), разногласия, конечно, случаются, но мы учим детей их улаживать самостоятельно, но в крайнем случае, всегда помогаем им. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, - обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, мы проводим в группе анкетирование. В группе есть родительский уголок, где родители могут ознакомиться с докладами по игровой деятельности и на другие темы.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное  окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинсинй.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Ребенок - «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких - либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. При этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов - представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память.

Предметы для детишек с ЗПР и не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета. Дети часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.
Дошкольники с ЗПР демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой).
Для развития детей с задержкой психического развития мы применяем особые  игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях:
создании необходимой игровой среды,
непосредственное руководство играми детей.

С помощью  родителей  обустраивали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда, бытовая техника привлекает малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играют дети и утром, и после дневного сна. Важно, чтобы ребята научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью мы широко используем вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводим показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей мы начинаем играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступны пониманию детей: "разогреваю кашу", "кормлю куклу", "укладываю спать, спев колыбельную". Дети наблюдают за действиями взрослого. Затем передаём куклу детям, словесно направляем дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам, машинам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит игрушку на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Дети быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводим дидактические игры "Оденем куклу на прогулку", "Моя квартира", "Одень мишку" и т.д.

Используем такой приём как введение мишки (зайки, куклы) в повседневную жизнь детей. Например, слепим для куклы (мишки, зайки) печенье,  построим домик, нарисуем рисунок. Аналогичный приём - введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке.
Для обогащения игр детей подбирали простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли е прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры "Дочки-матери", а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игрового взаимодействия Цветик-семицветик

Материал будет полезен воспитателям и родителям....

Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблем...

Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»         Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности с детьми. Правила организации игр.

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки, и т. д. Все игры инд...