Коррекционно-педагогическая работа
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Домнина Екатерина Сергеевна

Статьи и планирование по коррекционной работе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектный метод34.11 КБ
Файл Просодика26.98 КБ
Файл Чтение25.36 КБ
Файл Планирование30.46 КБ
Microsoft Office document icon Планирование137 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация проектного метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи

через дополнительное образование»

   Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.

     За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития.

Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР) по клиническому составу подразделяемое на три основные группы [4]:

  • неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение нервной системы и недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;
  • осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов;
  • грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга.

При этом степень проявления речевого дефекта у детей с ОНР, также, крайне неоднородна и определяется тремя уровнями речевого развития ребенка (I, II и III уровень) [5].

   

 Однако, дети с общим недоразвитием речи, как и их нормально развивающиеся сверстники, обязательно пойдут учиться. В отечественной педагогике и психологии выделяется общая и специальная готовность детей к школе, где под общей готовностью понимают физическую, личностную и интеллектуальную готовность, а к специальной  относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы. [1] И без специально организованной коррекционной работы по подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться, у большинства детей данной категории обязательно возникнут характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Причинами трудности формирования навыка чтения можно назвать:

  • нарушениями пространственных представлений,
  • нарушением зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графо-моторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;[3]

     Коррекционное обучение началам грамоты имеет основные цели:

  • формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте;
  • профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР.

    Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и другие психические процессы, в ходе коррекционной работы необходимо решать следующие коррекционные задачи:

  • формирование и уточнение словаря;
  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
  • развитие слухового и фонематического восприятия;
  • уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, а также работа над звукопроизношением;
  • развитие графо-моторных навыков.[2]

Это побудило нас к созданию проекта «Сказочная азбука»

Данный проект направлен на профилактику нарушения чтения и письма. Проект разработан с  использованием программы под ред. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».,[5] с использованием элементов инновационной технологии «Сказкотерапии».

Данный проект направлен на решение не только проблемы нарушения чтения  и  письма, но и  на развитие связной речи, мелкой моторики.

Цель: Закрепление графического восприятия буквы. Профилактика   дислексии, дисграфии.

Задачи:

          1. Автоматизировать пройденный звук, букву.

          2. Учить детей правильно повторять графический контур буквы.

3. Закрепить умение выстраивать ассоциативный ряд.

            4. Развивать связную речь.

 5. Развивать выразительность речи, речевого слуха, речевой  памяти.

            6. Развивать творческое восприятие и воображение.

7.Развитие динамической стороны общения,  умение договариваться, прислушиваться к мнению других,  эмпатии, эмоциональности и выразительности, невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Проект разработан для детей 5-7 лет с общее недоразвитие речи разной степени

Реализация данного проекта через  дополнительную образовательную деятельность:

Ход образовательной деятельности:

  1. Рассматривание буквы.
  2. Выкладывание графического контура буквы (из фасоли, природного материала, шерстяной нити и т. д.)
  3. Составление ассоциативного ряда.

- Что напоминает эта буква? (существительные)

- Буква, она какая? (прилагательные)

  1. Сочинение сказки, опираясь на ассоциативный ряд.

- С помощью педагога (педагог начинает, дети придумывают конец).

- С помощью педагога (по наводящим вопросам).

- Самостоятельно (коллективная сказка).

5) Зарисовывание сказки (иллюстрации к книги сказок «Сказочная азбука»)

Успешная коррекционная работа по повышению состояния готовности к обучению грамоте предполагала индивидуальный подход, учитывалась структура дефекта и особенности развития высших психических функций старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 1998.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, 2000.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Москва, «Просвещение» 2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №28 «Жемчужинка» г. Саяногорск28 01n

655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный  мкр., дом 11 тел. 2-91-92, 2-37-11

Городские педагогические чтения

«Реализация» Концепция общенациональной системы выявления и

Развития молодых талантов: теория, практика

«Реализация проектного метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи

через дополнительное образование»

Домнина Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед

г. Саяногорск 2013г



Предварительный просмотр:

В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Коррекционная работа, направленная на развитие просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Коррекционная работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги.

Невербальные тренинги.

1. Работа по формированию мелкой моторики.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

1.1. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

 Работу по формированию тонких движений пальцев рук у детей нужно проводить самостоятельно, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.

Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик".

При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.

1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Например, следующие упражнения.

"Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.

Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – "Птичка летит".

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – "Лодочка".

2. Работа над ритмом (методика Рычковой Н.А.).

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Упражнение 1. Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:

 та-та та-та-та

 I - I I - I – I.

 Упражнение 2. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.

3. Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.

Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в уголок поволок".

Упражнения перед зеркалом.

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

Вербальные тренинги.

1. Логоритмические минутки.

Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.

Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы - на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия. Практически к любой лексической теме можно подобрать соответствующую логоритмику, так что она лишь продолжит единый игровой сюжет занятия, Логоритмические занятия вообще очень любимы детьми.

Например, зарядка.

А - руки в стороны вверх.

О - руки соединить.

И - руки развести в стороны.

У - руки вперед, назад, вместе.

Согреемся.

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем –

Мы потопаем скорее:

Топ-топ-топ.

2. Медленные стихи.

Цель: развивать чувство ритма.

(Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

Занудливый дождь.

(Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).

Стеной стеклянной идет

Противный дождь, занудливый.

И льет, и льет, и льет, и льет

Противный дождь, занудливый.

3. Подбор рифмы.

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)

Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой ... (Трясет? Вертит? Мотает?)

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в ... (Лошадку? Скакуна? Коня?)

Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

Я сегодня утром рано

Умывался ... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?)

У меня в кармашке

Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина.

 Прокололась шина).

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки

Теплые сапожки).

Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз

И вагончики повез).

4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

Цель: развивать чувство ритма.

Паузация - один из важнейших и сложнейших элементов просодики. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже - свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.

Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.

Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.

Дета считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.

5. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.

Цель: научить детей повышать и понижать голос

Упражнение "Укачивание" (имитация укачивания куклы):

А А А А А

 А А А А

Упражнение "Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух, трех звуков" (вдох носом).

 АУ АУ

 АУ АУ

 АУ АУ

 АУ АУ

 АУ АУ

6. Работа над интонацией.

Основываясь на лингвистических представлениях об интонации, в процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации, над фразовым ударение, мелодикой, темпом, паузацией, тембром и силой голоса. В процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации: над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузацией, тембром, силой голоса. Учитывая то, что интонация, включаясь в структуру языкового знака, усиливает и уточняет его значение, в процессе логопедической работы над интонационной структурой основополагающим моментом является опора на семантику языкового знака в целом.

С помощью правильного интонирования можно сделать речь более эмоционально-выразительной. Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.

Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки мы просим детей пересказать текст, подражая голосам актеров.

С учетом различной степени сложности процессов восприятия, воспроизведения, дифференциации интонационных структур для детей с  дизартрией предлагается определенная последовательность логопедического воздействия.

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится поэтапно.

1 этап – формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Задачи этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства; познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В связи с выделенными задачами первого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в следующей последовательности.

1.1. Формирование общих представлений о выразительности речи. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, просьбу, приказ и т.д.

1.2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

В процессе знакомства с повествовательной интонацией детям предъявляется предложение, произнесенное с повествовательной интонацией, и определяется, что в нем выражается (спрашивается или сообщается о чем-то). Далее уточняются звуковые средства выражения («Когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, не изменяя голоса»). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически. Затем детям предлагается придумать предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса, проводится знакомство со знаком (точкой), с помощью которого такие предложения обозначаются при письме. После знакомства со знаком из текста выделяются повествовательные предложения при поднимании детьми карточки с точкой. В последующем предлагается выкладывать столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале.

1.3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Проводится аналогичным образом. При этом внимание детей фиксируется на том, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса также сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически

1.4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями (типа: Ой! Ах! Ух! Ура!), проведения беседы по содержанию каждой из них. Затем детям объясняется, что восклицательно можно произнести и целое предложение, уточняется, что при его произнесении голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически. Работа по восприятию восклицательных предложений в дальнейшем проводится так же, как и работа по восприятию повествовательных и вопросительных предложений.

1.5. Дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи.

Осуществляется после уточнения и сравнения выражения и способов обозначения различных интонационных конструкций при определении интонационного типа предложения в предъявляемых текстах.

2 этап – формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи, последующая их дифференциация в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, та постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции .

Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по следующим направлениям:

1.1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

А. Работа над ритмикой слова.

Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можно выделить предударную-ударную или предударную-ударную-заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих средств (изменения высоты голоса, длительности гласных). Освоение ритмики слова служит предпосылкой для дальнейшей работы над оформлением интонационной структуры предложения и проводится с учетом фонетической сложности речевого материала в следующей последовательности: произношение односложных слов (простых, со стечением согласных, в структуре нераспространенных предложений); произношение слов разной слоговой структуры с различными глас¬ыми, находящимися в разном положении по отношению к ударному слогу слова; произнесение группы слов без пауз в структуре словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения.

Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.

Основными задачами этого раздела работы являются: отработка синтагматического ударения, выделяющего в речи семантически завершенные синтагмы; выделение и передвижение интонационного центра в структуре повествовательного предложения. Проводится эта работа в следующей последовательности: отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения и отработка конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию.

1.2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

Проводится в следующей последовательности.

А. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова (в процессе резкого повышения тона в словах разной слоговой структуры и с разным местом положения ударения в слове).

Ударение - один из самых поздно формируемых, легко нарушаемых и плохо поддающихся коррекции элементов речи.

Упражнения на определение слогоритмической структуры слова.

Логопед отстукивает ритм имен, встают дети, услышавшие

свое имя: Алеша. Катя. Олег, Макс, Сережа…

Логопед ставит перед детьми несколько игрушек или картинок, простукивает названия этих предметов, утрированно выделяя ударный слог, дети находят нужный предмет:

Курица, стол, карандаш, лук, очки, белка и т.д.

Отстукивание схем различной слогоритмической структуры.

Двусложные слова: хХ - Хх.

Назвать картинку. Отхлопать слоги. Ударный слог - громкий хлопок. безударный - негромкий.

То же протопать, простучать.

Подобрать слова, картинки, игрушки или предметы под заданные схемы:

Хх - хХ:

РыбАк – рЫбы, втОрник – вторОй, сказАл – скАзка, морЯк -мОре, столЫ – стОлик…

Трехсложные слова:

Написать схемы к словам.

Подобрать слова, картинки, предметы или игрушки под схемы:

Ххх ххХ хХх

ЛошАдка, тополЯ, сорОка, пирогИ, молокО, огорОд, лЕстница.

Графическая запись предложения:

Леша идет пешком Хх хХ хХ

Кот любит молоко Х Хх ххХ

Графическая запись текста:

Конь щипал траву. X хX хX

Трава была сочная хХ хХ Ххх

Конь пил воду. X X Хх

Вода была студеная. хХ хХ хХхх

Прочитать предложений, правильно расставляя ударения.

За дверью слышны голосаА. У Кати сегодня нет гОлоса.

Эти гОры высоки. На склоне горЫ пасется стадо.

Мы знаем рЕки нашей области. Вдоль рекИ бежит тропа.

МашИна и МАшина ручка лежали на столе.

Солнце сЕло за селО.

На двери в зАмок висит замОк.

Б. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом (при выделении вопросительного слова в предложении, проводившимся параллельно с закреплением умения изменять место интонационного центра внутри предложенной конструкции). После отработки вопросительной интонации в специальных упражнениях проводится ее закрепление в стихах сначала сопряженно с логопедом, затем по подражанию и самостоятельно.

1.3. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения.

А. Отработка восклицательной интонации на материале междометий осуществляется при отрабатывании выражения различных эмоциональных состояний с помощью междометий на материале картинок и стихов, при предъявлении которых детьми проговариваются с нужной интонацией только междометия, соответствующие эмоциональному содержанию картинок и стихов.

Б. Отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание.

Проводится в процессе сопряженного проговаривания, повторения и самостоятельного произнесения соответствующих речевых образцов.

В. Закрепление восклицательной интонации.

Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи.

Проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, ска-ок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интонациям героев.

Сказки-оперы: пропевание слов характерных героев, например, в сказке "Теремок" Мышка поет высоко: "Кто-кто в теремочке живет?". Медведь поет низко.

Таким образом, формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ



Предварительный просмотр:

Актуальность: В современной педагогике существует множество вариативных программ, но не все из них предполагают обучение чтению. Поэтому дети, пройдя программу дошкольного обучения и развития,  не умеют читать так как надо! А ведь при формировании школьных классов чаще учитывается желание родителей, а не возможности ребёнка, следовательно в одном классе собираются дети с разным уровнем подготовки к школе. Это существенная проблема, так как дети имеющие высокий уровень подготовки, начинают терять интерес к обучению, а дети имеющие низкий уровень подготовки плохо адаптируются и социализируются в группе сверстников. Поэтому существует необходимость подготовки к овладению этими навыками.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
  2. слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
  3. слияние нескольких слогов в слово;
  4. интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за
    конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • нарушением зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графомоторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

Поэтому, целью моей работы является:

  1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
  1. Формирование навыка чтения.
  2. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

Вашему вниманию предлагается ряд упражнений, основанных на принципах, которые можно включать как в занятия по обучению грамоте, так и в игры и самостоятельную деятельность детей.

Для начала можно написать на карточках буквы и развесить их на стенах, чтобы дети видели их и узнавали, как любые другие предметы в групповой комнате. Или, например, подписать предметы в группе, чтобы у ребенка образ слова вызывал потом, при чтении, образ этого предмета. Или ежедневно читать книжку, а ту, которая нравится детям, прочитать еще раз, но быстро, чтобы они привыкли быстро схватывать содержание текста.

Существуют основные принципы организации таких занятий с детьми:

 Принцип деятельности помогает ребёнку хорошо понимать, что надо делать. Например, одно из упражнений: нужно будет пальцем обводить каждую букву по контурам. Вы должны будете неоднократно показывать, как это надо делать и просить ребенка, следя за Вашим пальцем, делать точно такие же движения, но мысленно. Если  приучить ребенка выполнять упражнения сначала мысленно, то потом реальное выполнение будет происходить значительно быстрее и лучше. Более того, конечным итогом выполнения упражнения должно быть выполнение мысленное. То есть, в данном случае ребенок будет смотреть на букву и мысленно, но быстро, обводить ее по контуру.

        Принцип дробления используется в связи с тем, что объем внимания у ребенка ограничен, ставлю перед ним только одну задачу. Например, Вы будете называть букву, а ребенок будет только обводить контур, или Вы читаете слово, а ребенок разбирает его по буквам, или Вы будете быстро читать книжку, а ребенок должен будет успевать и понимать ее содержание.

Если ставить перед ребенком задачу быстро и выразительно читать, то на начальном этапе освоение навыков чтения окажется для него непосильной задачей, непреодолимым препятствием, которое может вызвать отрицательное отношение к обучению.

Для того чтобы помимо освоения навыков чтения, занятия с ребенком сопровождались еще и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в необходимости на каждом этапе развития получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребенка нагрузкой. То есть, Вы, например, будете предлагать ребенку 4 буквы. Но надо не просто узнавать, а узнавать быстро! По принципу нагрузки нужно будет довести скорость узнавания до предела (А еще быстрее можешь? А еще?) и перейти к следующим 4 буквам и т.д. Работая в таком режиме, ребенок будет получать удовольствие от занятия. Дети любят соревноваться, и поэтому занятия, организованные таким образом, будут способствовать большей активности и протекать с большим эмоциональным подъемом.

        Принцип целостности - этот принцип противоположен принципу дробления. Какое бы упражнение Вы не взяли, это — освоение лишь одного элемента сложного процесса обработки информации, это — часть. Тоннель лучше всего рыть с двух сторон. Поэтому очень полезно выбирать небольшой текст (один-два абзаца) и прочитать его, хорошо понимая содержание. Выполнить активно упражнение и снова прочитать этот же текст, но быстрее (по секундомеру определяя время чтения). Выполнить следующее упражнение и снова быстро прочитать текст. Сочетание чтения одного и того же текста и выполнение разных упражнений позволит освоенный элемент чтения быстро включить в целостный процесс. А еще лучше, если этот текст ребенок придумает сам, а Вы запишете его.

Так как обучение чтению происходит в четыре этапа:

На первом этапе ребенок выполняет операции, связанные с освоением фонемной структуры слова.

На втором этапе, кроме анализа фонетической структуры, ребенок выполняет некоторые операции, связанные со словоизменением и словообразованием.

На третьем этапе проходит закрепление сложившихся у ребенка к данному моменту операций и осуществляется переход к освоению синтагматических моделей речи.

На четвертом этапе ребенок осваивает различные типы словосочетаний и обучается синтаксическим моделям связной речи.

Пытаюсь охватить все эти этапы на занятиях по подготовки к овладению навыками чтения.

Занятие состоит из трёх основных блоков:

  1. Рассматриваем букву, выстраиваем ассоциативный ряд, исходя из этого подбираем прилагательные (Буква Ш какая…..)
  2. Исходя их характеристики буквы, сочиняем совместно с детьми сказку. Начиная со слов «Жила – была буква…..»
  3. Зарисовываем сказку, индивидуально, опираясь на эмоциональный отклик, но с одним условием, в рисунки должны просматриваться чёткие контуры буквы.

Хочу представить вашему вниманию одну из сказок.

Тем самым мы охватываем все стороны развития ребёнка:

Эмоциональную:  эмоциональный отклик, проживание сказки.

Психические процессы:  память, внимание, мышление, восприятие.

Так же решаем коррекционно – педагогические задачи: закрепление название буквы, её контуров, развитие графо – моторных навыков, лексико – грамматических категорий, связной речи.

В заключении хотелось бы сказать об основных условиях обучения ребёнка:

Стимулы.

Ребенка нельзя заставить обучаться, но можно создать для его обучения подходящие условия. Не жалейте для ребенка слов одобрения. Под одобрением

понимается одобрение действий ребенка: «Здорово у тебя получилось», «Хорошо ты все отгадал» и т.п.

Вы можете поощрить ребенка. Поощрением может стать какой-нибудь приз, разрешение что-либо сделать и т.п. Очень важно, чтобы поощрение не носило характер условия: «Саша,сделаешь то-то, тогда...». Во многих отношениях поощрение становится действенным, когда оно неожиданно для ребенка, как сюрприз.

Похвалу, еще один стимул, ребенок относит не столько к выполненному им действию, сколько к себе самому. Это, во-первых. Во-вторых, похвалу, ребенок может понимать как саму возможность доставить удовольствие взрослому. Если попросить ребенка в группе обучаемых показать другим детям, как надо выполнять то или иное задание, то уже факт такой просьбы ребенок склонен рассматривать как похвалу. Чаще пользуйтесь одобрением и поощрением, чём похвалой.

И еще одно важное замечание. НИКОГДА не запрещайте ребенку говорить, особенно когда он говорит наедине с самим собой, например, перед засыпанием. Как можно чаще вступайте с ребенком в диалог, не оставляйте безответной ни одну реплику, ни один вопрос, обращенные к Вам.

Конкурентность

Конкурентность — важное условие протекания игры.

Детям нравится обучать своих ровесников. Предоставьте ребенку, такую возможность. Вы можете позволить ребенку обучать Вас самих: сделайте ребенка соучастником процесса обучения. Попросите его объяснить, как он делает, то или иное задание.

Повторение

Детям нравится, когда им читают одну и ту же полюбившуюся сказку по нескольку раз.

Литература:

1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.

2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.

5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М., 2000.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка

Детский сад №28 «Жемчужинка» г. Саяногорск

Республиканская научно – практическая конференция.

Подготовка к овладению навыками чтения–

 одно из условий успешного обучения в школе.

        Автор: Домнина Е. С.

Учитель – логопед

2к.к.

        Абакан  2011



Предварительный просмотр:

3.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Повторение пройденного

Цель

Создание условий для правильного употребления грамматических категорий, понятие «Звук»

Задачи

Упражнять в умении разделять звуки и буквы, умении делить звуки на «гласные» и «согласные». Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов. Упражнять в определении место звука в слове.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный (показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (на определение первого звука в слове).

Звуковые замки, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам).  Придумать слова, которые начинаются на заданный звук.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Звуковой анализ слова КОТ

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Дыхательная гимнастика.

                                                                                              10.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Повторение пройденного

Цель

Создание условий для правильного употребления грамматических категорий,  понятие «Слово»

Задачи

Совершенствовать представления о многообразии слов. Упражнять в умении определять «живое - неживое». Упражнять в умении печатать слова в тетради. Упражнять в умении определять позицию звука в слове.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (Дом, поезд, машина, петух ).

Звуковые замоки, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам).  Придумать слова на заданный звук.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание слов  МАК, ТОК

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Зрительная гимнастика

                                                                                      17.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Повторение пройденного

Цель

Создание условий для правильного употребления грамматических категорий, понятие «Предложение».

Задачи

Упражнять в употреблении предложений. Совершенствовать умение делать анализ предложений. Создать условия для закрепление понятия «предлог».

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Репродукция картины для составление предложений.

Звуковые замки, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Придумать предложения по картине.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Д/и «Жадина»

Обучение грамоте

Составление схемы предложения

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Зрительная гимнастика

24.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Звук и буква У

Цель

Создание условий для закрепления звука и буквы У .

Задачи

Создать условия для составления простых предложений. Анализ
предложений. Анализ и синтез слов типа «Утка». Создать условия для закрепления артикуляции звука. Упражнять в умении определять место звука в слове.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (Утка, улитка, лук ).

Звуковой замок, символ звука У, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам).  Придумать слова, которые начинаются на звук У.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  У. Звуковой анализ слова «Утка»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Дыхательная гимнастика

1.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Звук и буква А

Цель

Создание условий для закрепления звука и буквы А .

Задачи

Создание условий для закрепления понятия «гласный» звук, артикуляции данного звука, закрепление понятия слог, деление слов на слоги.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (Аист, арбуз, кукла).

Звуковой замок, символ звука А, тетради, магнитные буквы,

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам).

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Игра «Поймай звук»

Обучение грамоте

Печатание буквы  А, звуковой анализ слова АИСТ

НРК

Познакомить детей с хакасскими словами и их значимостью.

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Зрительная гимнастика

8.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Звуки А; У

Цель

Создание условий для закрепления понятия звука А;У.

Задачи

Создать условия для закрепления понятия гласные звуки, закрепления умения делать звуковой анализ, закрепления артикуляции данных звуков.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (На звук А, н звук У).

Звуковой замок, символ звука О, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ АУ, УА,.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  А; У

НРК

Физминутка «Перетягивание палкой»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Логоритмические упражнения

15.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Звук и буква И

Цель

Создание условий для знакомства с гласным звуком И.

Задачи

Создать условия для знакомства с артикуляцией звука. Упражнять в закреплении понятия гласный звук. Упражнять в умении делать звуковой анализ слив со звуком И.

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки (Ива, ирис, игла, рис, пила).

Звуковой замок, символ звука И, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ слогов ОК, ОТ,.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  И, слогов типа НИТКИ

НРК

Физминутка «Перетягивание ремнём»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Пальчиковая гимнастика

22.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Обучение грамоте

Тема: Звук П и Пь Буква П

Цель

Создание условий для знакомства с согласным мягким и твердым звуком П.

Задачи

Создать условия для закрепления  правильной артикуляции звука. Упражнять в употреблении понятий «согласный твердый», «согласный мягкий звук».

Создать условия для развития мелкой моторики.

Создать условия для развития у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки на дифференциацию (Пила, палки, пирог, палатка).

Звуковой замок, символ звука Пь, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). «Назови картинки, которые начинаются на твёрдый, мягкий звук.

Звуковой анализ слогов ПИ, ПА.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  П

НРК

Физминутка «Состязание лошадей»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Физическое: Развитие зрительных анализаторов

15.12.11

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: Звуки Т;Ть Буква Т

Тип: Комплексное

Цель

Познакомить детей с согласным мягким и твёрдым звуком Т, Ть.

Задачи

Дать представления о звуке Т, Ть.  Учить дифференцировать эти звуки. Познакомить с артикуляцией звука. Учить определять место звука в слове. Закрепить умение делать звуковой анализ слогов ТО, ТИ,  Развивать мелкую моторику.

Развивать у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки на дифференциация ( Терем, Тина, тир,).Придумать слова, которые начинаются на твёрдый, мягкий звук  Т

Звуковой замок, символ звука Т, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ слогов ТО,ТИ.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  Т

НРК

Физминутка «Поднятие камня»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Образовательная область «Здоровье»: Развитие графических навыков

22.12.11

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: Звуки К;Кь Буква К

Тип: Комплексное

Цель

Познакомить детей с согласным мягким и твёрдым звуком К, Кь.

Задачи

Дать представления о звуке К, Кь.  Учить дифференцировать эти звуки. Познакомить с артикуляцией звука. Учить определять место звука в слове. Закрепить умение делать звуковой анализ слогов КУ, КИ,  Развивать мелкую моторику.

Развивать у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки на дифференциация ( КОТ, КИТ. КИНО, КОНЬ).Придумать слова, которые начинаются на твёрдый, мягкий звук  К

Звуковой замок, символ звука К, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ слогов КУ,КИ.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  К

НРК

Физминутка «Поднятие камня»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Образовательная область «Здоровье»: Развитие зрительной памяти

17.11.11

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: Звук и буква О

Тип: Комплексное

Цель

Познакомить детей с гласным звуком О.

Задачи

Дать представления о звуке О. Познакомить с артикуляцией звука. Учить определять место звука в слове. Закрепить умение делать звуковой анализ слогов ОК ОТ,  Учить правильно использовать падежные управления. Закрепить предлог  В, НА, К

Развивать мелкую моторику.

Развивать у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Игровой (игра «Путешествие на необитаемый остров»)

Материалы и оборудование

Картинки (дом, кот, кони, коровы, сом, облако,  яблоко).

Звуковой замок, символ звука О, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ слогов ОК, ОТ,.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  О

НРК

Отгадывание хакасских загадок

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Образовательная область «Здоровье»: Зрительная гимнастика

9.02.12

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: Звуки Х, Хь. Буква Х

Тип: Комплексное

Цель

Познакомить детей с согласным мягким и твёрдым звуком Х, Хь.

Задачи

Дать представления о звуке Х, Хь.  Учить дифференцировать эти звуки. Познакомить с артикуляцией звука. Учить определять место звука в слове. Закрепить умение делать звуковой анализ слов ПУХ, ХИТ  Развивать мелкую моторику.

Развивать у детей эстетические качества.

Методы и приемы

Словесный (рассказ, показ, объяснение)

Наглядный ( показ картинок, карточек)

Практический ( работа в тетради)

Материалы и оборудование

Картинки на дифференциация ( ХАЛАТ, ХАЛВА, ХЛЕБ).Придумать слова, которые начинаются на твёрдый, мягкий звук  Х

Звуковой замок, символ звука Х, тетради, магнитные буквы, ручки, карандаши.

Подготовка к звуковому анализу

Определение место звука в слове. (по картинкам). Звуковой анализ слов. ПУХ, ХИТ  

Лексико – грамматические игры и упражнения

Деление слов на слоги. «Хлопни в ладоши столько раз, сколько услышишь слогов»

Обучение грамоте

Печатание буквы  Х

НРК

Физминутка «Упражнения с шестом»

Здоровьесберегающие технологии

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая гимнастика.

Интеграция

Образовательная область «Здоровье»: Зрительная гимнастика



Предварительный просмотр:

1.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: «Первое сентября»

Цель

Создание условий для знакомства с историей этого праздника, формирование познавательных процессов.

Задачи

 Способствовать закреплению словаря по теме (День знаний, школьница, ученик, урок, звонок). Упражнять в умении составлять предложения: существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение (Ученик делает уроки), составление рассказа по плану, схеме.

Создать условия для воспитаний взаимопомощи, взаимоподдержки.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «День знаний», объяснение)

Наглядный (рассматривание картины «1 сентября»)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картины. Картинки на тему «школа». Картинки – действия (Учитель учит, ученики читают, ученик отвечает у доски).

Развитие фонематического слуха

Игра «Отгадай, чем я играю»

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Один-много», «Назови ласково»,

Связная речь

РНК

Познакомить детей с образом жизни Хакасов.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Позновательное: Экскурсия в школу.

8.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: «Правила дорожного движения»

Цель

Сознание условий формирования правильного поведения на дороге,  знакомство с правилами дорожного движения.

Задачи

 Создать условия для закрепления словаря по теме. Создать условия для побуждения детей к речевой активности. Упражнять в умении употреблять слова-антонимы.

Способствовать развитию навыков взаимодействия в команде.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Овощи», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин на осеннюю тематику)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картин. Картинки с изображением овощей. Картинки – действия (труд людей в огороде).

Развитие фонематического слуха

Игра «Отгадай, чем я играю»

Лексико – грамматические игры и упражнения

«Скажи наоборот», «Викторина «Вопросы-ответы»»,

Связная речь

РНК

Познакомить детей с образом жизни Хакасов.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Позновательное: Экскурсия к светофору.

15.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Овощи

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме, закрепление понятия «Слово»

Задачи

 Совершенствовать словарь по теме. Способствовать правильному употреблению местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ, составление предложений: существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение (Папа пьёт чай). Активизировать умения  составлять рассказ по плану, схеме, употреблять множественное число существительных. Создать условия для развития фонематического слуха, логического мышления.

Способствовать воспитанию взаимопомощи, взаимоподдержки.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Овощи», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин на осеннюю тематику)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картин. Картинки с изображением овощей. Картинки – действия (труд людей в огороде).

Развитие фонематического слуха

Игра «Отгадай, чем я играю»

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Один-много», «Назови ласково»,

Связная речь

РНК

Налаживание эмоционального климата в группе «Переполох в саду». Познакомить детей с образом жизни Хакасов.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Позновательное: Счёт. Понятие «Один-много»

22.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Фрукты

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме.

 

Задачи

Упражнять в образовании прилагательного от существительного. Совершенствовать умение составлять предложения по картинкам, образовать множественное число существительных.  Упражнять в составлении предложений: существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение.

Способствовать развитию эмпатии.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Фрукты», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин на осеннюю тематику)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картин. Картинки с изображением признаков осени. Картинки – действия (труд людей в саду).

Развитие фонематического слуха

Игра «Громко-тихо»,

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Назови ласково», «Накорми великана», «Тетушка кастрюля»        

Связная речь

РНК

Снятие эмоционального напряжения подвижная игра «К какому дереву относиться плод». Рассказать о первых осёдлых поселениях.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Позновательное: «Познание. ФЭМП»: Количество и счёт.

29.09.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Сад-огород

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме.

Задачи

Упражнять в закрепление обобщающих понятий фрукты - овощи;

Упражнять в умении видеть различие между овощами и фруктами, образовывать относительные прилагательные от существительных (из картошки - картофельное пюре);

Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами (огурец - огурчик);  Упражнять в составлении предложений: существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (Мама режет хлеб ножом). Упражнять в составлении описательных рассказов по теме.

Способствовать развитию эмпатии.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Фрукты, овощи», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин на осеннюю тематику)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картин. Картинки с изображением признаков осени. Картинки – действия (труд людей в саду, в огороде).

Развитие фонематического слуха

Игра «Громко-тихо»,

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Где растёт», «Назови ласково», «Тетушка кастрюля»        

Связная речь

РНК

Снятие эмоционального напряжения подвижная игра «К какому дереву относиться плод». Рассказ про дачный массив АЙ – ДАЙ, историю названия и возникновения.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Позновательное: «Познание. ФЭМП»: Количество и счёт.

6.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Деревья. Кустарники.

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме.

Задачи

Упражнять в некоторых способах словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-). Упражнять в подборе слов-антонимов (грустный - веселый);  Совершенствовать умение составлять предложения: существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в  косвенных падежах.

Способствовать развитию памяти, вниманию.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «О разновидности лесов», объяснение)

Наглядный (показ картинок)

Игровой (Кругосветное путешествие)

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Картинки с изображением лесов, деревьев. Глобус, карта мира.  Аидиозапись звуков природы.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

-Э в ряде звуков

Лексико – грамматические игры и упражнения

«Разложи правильно», «Составь предложение»,

Связная речь

РНК

Беседа о лесных массивах Хакасии.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика. Релаксация.

Интеграция

Познавательное: Рассматривание деревьев на участке.

13.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Ягоды. Грибы.

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме.

Задачи

Упражнять в употреблении понятий «один – много»;

Упражнять в умении пересказывать текст по цепочке; Способствовать закреплению понятия «Слово». Упражнять в некоторых способах словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-). Упражнять в подборе слов-антонимов (грустный - веселый);  Упражнять в умении составлять предложение: существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в  косвенных падежах.

Способствовать развитию мелкой моторики,  общей моторики ,мышления.

Способствовать профилактики нарушения письменной речи.
Способствовать воспитанию взаимопонимания, инициативы, активности.

Методы и приемы

Словесный (Беседа о грибах, ягодах)

Наглядный ( показ картинок, репродукций).

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Картинки с изображением фруктов и овощей, репродукции, мяч, ручки, листы с контурами грибов.

Развитие фонематического слуха

Упражнение «За ягодами»

Лексико – грамматические игры

Игра «Наш приятель Ёжик» . Игра «Соберём урожай», «Вот такие повара»

Связная речь

РНК

Беседа о лесных растениях, растущих в Хакасской тайге

Здоровьесберегающие технологии

Подвижное упражнение «За грибами»

Интеграция

Позновательное: Количество и счёт.

20.10.14

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Тема: Человек

Цель

Создание условий для закрепления словаря по теме.

Задачи

Создать условия для закрепления названий частей тела человека;

Упражнять в употреблении понятий «один – много»; Упражнять в согласование сущ. с числительным;

Упражнять в умении составлять схему предложения существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах. Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, развития пространственного отношения.

Способствовать воспитанию взаимопомощи, взаимоподдержки.

Методы и приемы

Словесный (Беседа « Тело человека», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин с изображением частей тела)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Мультимедийная  презентация. Картинки с изображением частей тела человека.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Дифференциация А; У.

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Где стоит дружок», «Где спрятался гном?»,         

Связная речь

РНК

Беседа о внешности хакасов.

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика «С добрым утром».

Интеграция

Позновательное: Право, лево, вверх, вниз.

29.10.12

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Тема: Осень

Тип: Тематическое

Цель

Закрепление у детей представление о смене времён года. О характерных признаках этого времени года.

Задачи

 Учить словообразованию с помощью словосложения;

Активизация словаря; Листья падают - это листопад; звезды, вода, снег.  Учить составлять схему предложения существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах. Развивать фонематический слух, логическое мышление.

Воспитание взаимопомощи, взаимоподдержки.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Осень», объяснение)

Наглядный ( рассматривание картин на осеннюю тематику)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Репродукции картин. Картинки с изображением признаков осени. Картинки – действия (труд людей в природе).

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Дифференциация А; У.

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Кто спрятался на картинке?», «Каких птиц много на дереве», «Что лишнее?»        

Связная речь

РНК

Беседа о хакасских народных осенних праздниках.

Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика.

Интеграция

Образовательная область «Познание. Экология»: Рассматривание перелётных, прилётных, зимующих птиц.

12.11.12

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Тема: Родной город

Тип: Тематическое

Цель

Закрепить о месте проживания ребёнка.

Задачи

 Активизация словаря по теме;

Развитие внимания и памяти;  Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Составление предложений по опорным словам; Закрепить знания о земном шаре.Развивать логическое мышление.

Воспитание патриотических чувств.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Об адресе проживания», объяснение, уточнение)

Наглядный (показ картинок, карты города)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Картинки с изображением улиц, домов, карта городе, карта Республики. Картинка с изображением детей играющих во дворе.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

И; О.

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Где ты живёшь?», «Что лишнее и почему?», «Из чего построим».

Связная речь

РНК

Беседа о гербовой символики Хакасии и Саяногорска.

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика

Интеграция

Образовательная область «Познание. Экология»: Экскурсии по городу.

19.11.12

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Тема: Посуда

Тип: Тематическое

Цель

Закрепить у детей понятие о посуде.

Задачи

Активизация словаря по теме; Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам («стеклянная», «керамическая», «деревянная», и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Усвоение творительного падежа с предлогом С; Усвоение понятия «слово»,  Слоговой состав слов; образование прилагательных, «из чего сделан предмет?»;Развивать внимание воображение.

Воспитание гуманных чувств.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «О столовой, чайной, кухонной посуде. Из какого материала она делается», объяснение)

Наглядный ( показ картинок)

Игровой (Путешествие в посудную лавку)

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Картинки с изображением посуды. Картинки – действия. Картинка с изображением посудной лавки.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

О – в слогах

Лексико – грамматические игры и упражнения

« Из чего сделан предмет?», «Что получилось?», « На моей тарелочке…», «Посчитай до 5»

Связная речь

РНК

Беседа о быте Хакасов.

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика

Интеграция

Образовательная область «Познание. ФЭМП»: Количество и счёт.

26.11.12

Образовательная деятельность «Коммуникация»

Тема: Продукты питания

Тип: Тематическое

Цель

Закрепить у детей понятие о продуктах питания.

Задачи

Определить позицию звука в слове;

Активизация словаря по теме;  Усвоение категории творительного падежа.  Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» «иду» «идешь» «идем».( Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНИ).Составление предложений с предлогом ИЗ;

Развивать фонематический слух.

Воспитание активности, инициативности.

Методы и приемы

Словесный (Беседа «Продуктах питания», объяснение)

Наглядный ( показ картинок)

Игровой

Материалы и оборудование.

Средства обучения

Картинки с изображением продуктов питания. Картинки – действия.

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

-Э в ряде звуков            

Лексико – грамматические игры и упражнения

«Чем угостишь друга?», «Я достаю из…», « Найди слог?»

«что лишнее?»

Связная речь

РНК

Особенности питания древнего хакасского народа.

Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика

Интеграция

Образовательная область «Познание. ФЭМП»: Количество и счёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ».

Представленная мною статья раскрывает возможности  взамодействия лечебно-востановительной и  коррекционной-педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении для детей амблиопи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Система рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы при подготовке леворуких детей к школе.

Описаны особенности протекания познавательных процессов леворуких детей. Подобрана система упражнений по предупреждению трудностей обучения в школе леворуких детей и детей - амбидекстров....

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...

Опыт работы «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми»

Опыт работы «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми»...