Пояснительная записка к сценарию организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Про щедрость и жадность»
методическая разработка (средняя группа) на тему

ПИКУЛЬ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Из практики работы стало заметно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы преодолеть их, мы пошли по более естественному пути: из проблемы, подсказанной детьми, рождаются темы для организованной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к сценарию организованной образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

«Про щедрость и жадность»

Из практики работы стало заметно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Чтобы преодолеть их, мы пошли по более естественному пути: из проблемы, подсказанной детьми, рождаются темы для организованной образовательной деятельности.

Цель данной организованной образовательной деятельности помочь дошкольнику уяснить смысл психологических категорий. Разумеется, глубокое  научное  понимание психологических терминов недоступно ребенку, да и вряд ли это необходимо. Гораздо важнее для него получить элементарные знания о самом себе, о своем внутреннем содержании. Данная образовательная деятельность – это попытка сделать первые шаги на пути самопознания и самопонимания ребенком самого себя в доступной и интересной для него форме.

Данная ООД построена с учетом следующих принципов:

  • Доверие к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.
  • Понимание единства психического и физического развития ребенка, обеспечение достаточного объема двигательной активности.
  • Целостный взгляд на жизнь ребенка, основанный на признании достоинств семьи и детского сада.
  • Приоритет свободной игры как наиболее органичной для дошкольника деятельности.
  • Вариативность, версионность, гибкость воспитательно-образовательного процесса, отказ от программирования деятельности детей.
  • Открытость пространств и – как следствие – широкие возможности для выбора.
  • Ценность детского сообщества как пространства приобретения опыта выстраивания отношений с другими, обретения своих границ при столкновении с границами другого.

Предлагаемая организованная образовательная деятельность решает следующие задачи:

- мотивировать детей к стимулированию себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций,

- создать условия для актуализации чувства принадлежности к детскому сообществу,

- формировать навыки положительного социального поведения (доброта, забота о ближнем, щедрость),

- продолжать формировать умение детей выражать свои чувства в словесной форме,

- формировать умение делать выбор,

- обогащать словарь за счет слов: отзывчивость, внимательность, щедрость, жадность.

ООД составлена таким образом, чтобы дети много двигались, проявляли инициативу, чувствовали себя свободно и уверенно.

Речь не является обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над эмоциональным состоянием, в развитии способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на развитии речи. В данной организованной образовательной деятельности дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное словесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, что приводит в норму эмоционально-волевую сферу детей.

Представленная образовательная деятельность предназначена для детей старшей возрастной группы, и проводится с использованием технологии «Детский совет». Технология основана на свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика), учебном проекте (программа «Золотой ключик» Е.Е. Кравцовой и Г.Г. Кравцова, Йена-план (Нидерланды), школы Селестена Френе, Джона Дьюи (Германия, Нидерланды), Реджио-педагогика, Лорис Малагуцци (Италия). Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых фиксируются темы, планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, поддерживается позитивное расположение духа, проводятся разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместное пение, чтение и пр.). В данном случае включена игра «Домики», просмотр мультипликационного фильма «Принцесса Жадина», анализ мультфильма и рефлексия.

Использование технологии «Детский совет» помогает нам сформировать у детей уверенность в своих возможностях, дети смело стали вступать в дискуссии, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя, посмотреть на себя со стороны.

Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, это придает ему уверенность. Таким образом, мы решаем проблемы не только в эмоционально-нравственной сфере ребенка, но и проблемы качественного, интересного обучения детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию раздел: формировании целостной картины мира в подготовительной группе с учетом ФГОС «Природные зоны Республики Татарстан»

формирования целостного представления о природных зонах Республики Татарстан; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и обитателей водоемов, об экологических проблемах...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у матрёшки»

Конспект организованной образовательной деятельности  «Социально-коммуникативное развитие» для детей младшего дошкольного возраста«В гостях у матрёшки»...