мониторинг по Годовиковой
статья (подготовительная группа) на тему

Рекомендации для определения познавательной активности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_po_godovikovoy.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад№10 «Серебряное копытце»

                   

                        Мониторинг   по   теме:

 «Развитие  познавательной   активности    дошкольников».

                                                                 ( по Д.Годовиковой)

                                                                                   

                                 

                                                                                          Воспитатель В.А.Зверкова        

                                           г.Алушта 2015

Мною, для определения уровня познавательной активности детей, использовался  мониторинг  автора  Д.Годовиковой, он даёт возможность в последующем правильно построить работу с детьми по данному вопросу.

Автор предлагает следующий  способ  диагностики познавательной активности ребёнка.

Инструкция:«Сначала изготовьте несколько довольно несложных игрушек с «секретами». Они нужны для того, чтобы поставить ребенка в ходе игры перед неожиданной для него проблемой. Проще всего в качестве игрушки с «секретом» использовать небольшую коробку, в которую можно поместить одну или несколько миниатюрных игру­шек: ложечку, матрешку, машинку и т. п. Чтобы коробку было трудно открыть, укоротите внутреннюю часть (коробок) на 7 мм по сравнению с внешней (футляром). Кроме того, заднюю часть футляра надо заклеить. Тогда задвинутую внутрь футляра часть коробки нельзя будет просто выдвинуть, как мы это делаем со спичечным коробком. В задней стенке футляра и сверху него проделайте небольшие отверстия. Через них можно будет легко вытолкнуть коробок твердым стержнем от авторучки либо палочкой.

Можно сконструировать множество очень интригующих игрушек; тут огромный простор для вашей фантазии.

 Далее выкладываете несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком игрушек и среди них помещаете одну с «секретом». Рядом положите книжку. Теперь предложите ребенку поиграть, пока вы тут рядом занимаетесь своим делом. Понаблюдайте незаметно за его игрой в течение 15—20 минут».

 На основе наблюдения можно диагностировать один из трех возможных уровней развития познавательной активности дошкольников.

 Первый уровень.

 Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. (Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.)

Второй уровень.

 Его суть — содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и с другими предметами, имеющими определенные функции. Привлекает возможность различного их использования, опробование функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. (Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.)

 Третий уровень.

 Его суть — новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые, внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени — внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью — достичь желаемого результата. Цель может быть, и не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. (Уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и поиску — это самоорганизация.)

Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Первый уровень Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного  употребления. Такой ребенок обращается к педагогу за помощью во всех делах, с которыми он еще не научился справляться сам.

Второй уровень: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно. Его действия многочисленны, разнообразны, подчинены быстро меняющимся замыслам, в них вовлекаются все предметы, находящиеся в поле зрения. После нескольких неудачных попыток возвращается к старой игре, задавая множество самых разнообразных вопросов педагогу.

Третий уровень: характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение (одно движение ложкой в рот, одно - два движения прокатывания машины взад-вперед со звукоподражанием «рр», взгляд на кубики), сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения. Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения Деиствия сопровождаются комментариями, предположениями. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.

Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И, тем не менее, достаточно характерно и устойчиво, чтобы служить нормой.

 Формирование познавательной активности от одной ступени на более высокий уровень означает:

- создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;

- создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребёнка.

 Для детей с высокими познавательными способностями (ребёнок работает с желанием, и долгое время развязывает познавательные задания, ищет свои способы действий) необходимо создавать условия для развития и углубления знаний.

 Для детей со средней и низкой познавательной активностью (дети имеют менее стойкий интерес к познанию, у них есть определённая самостоятельность, которую поддерживает педагог с помощью вопросов; дети имеют нестойкий интерес, легко отвлекаются, от самостоятельного поиска отказываются) использовать индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов дошкольных учреждений появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей.

 Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усреднённый подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребёнка во время познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...