Конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы"Познавательное развитие" тема: "Этажи леса"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Вечкилёва Светлана Анатольевна

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etazhi_lesa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы «Познавательная деятельность» в подготовительной к школе группе.

                                              Тема: «Этажи леса»

Задачи.

Социально – коммуникативное развитие

- формировать основы экологической культуры;

- продолжать знакомить с правилами поведения на природе;

Познавательное развитие

- продолжать учить детей играть в различные игры;

- учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

- развивать в игру сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

- расширять и уточнять представления детей о растениях леса;

- совершенствовать знания о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде;

- закреплять умение правильно вести себя в природе;

- расширять представление о труде взрослых, о значении их труда для общества;

Речевое развитие

- совершенствовать речь как средство общения;

- учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря;

- совершенствовать умение образовывать слова;

- продолжать формировать знания о пословицах и поговорках;

Художественно – эстетическое развитие

- расширять знания об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений искусства;

Физическое развитие

- продолжать формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;

- продолжать формировать умение ориентироваться в пространстве;

- поддерживать интерес к физической культуре;

Методы и приемы:

Практические – игровые;

Словесные – вопрос – ответ;

Наглядные – рассматривание;

Материалы и оборудование:

- репродукции;

- карточки с изображением листьев деревьев;

- предметные картинки с изображением грибов;

- предметные картинки с изображением диких зверей;

- пословицы;

                            Логика организованной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент: педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением леса.

Дети рассматривают репродукции, делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы:

- Что изображено на репродукциях?

- Почему вы решили, что это лес?

- Что такое лес?

- Почему мы любим гулять в лесу?

- Как называется участок леса, где растут ели? Березы?

Сформированы основы художественной культуры, развит интерес к искусству

2.

Д\И: «Узнай дерево по листу». Воспитатель раздает детям карточки с изображением листьев разнообразных деревьев.

Дети рассматривают карточки, определяют название дерева и дают ответ, подбирая прилагательное:

- У меня дубовый лист…

- У меня кленовый лист… и т.д.

Сформированы знания о различных деревьях

3.

«Этажи леса»

Предлагает детям поразмышлять, и делает графическую запись на доске, (разлинованной на «этажи») опираясь на «ответы» детей.

Отвечают на вопросы:

- Что находится у дерева под землей?

-  Что растет на 1-ом этаже? (трава, цветы, ягоды, грибы)

- На 2-ом?  (низкорослые деревья, кусты.)

- На 3-ем? (высокие деревья)

- на 4-ом? (макушки деревьев)

Частично сформированы представления об объектах окружающего мира

4.

Д\И: «Грибная грамота». Педагог приглашает детей в лес за грибами.

раскладывает на столе предметные картинки с изображением грибов.

- На каком этаже растут грибы?

(Рассматривают гриб «опенок» и называют его)

- Почему «опенок» носит такое название? (растет на пнях)

- Под какими деревьями  растут грибы? (около березы – подберезовик, около осины – подосиновик)

Сформировано умение образовывать однокоренные слова

5.

Д/И: «Кто где живет». Предлагает вниманию детей предметные картинки с изображением диких животных.

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы:

- Кто живет ниже «первого этажа»?

(дети выбирают «правильный ответ»: лиса, барсук, крот, заяц ит.д.)

- Кто живет на «первом этаже»? (волк, лось, медведь, косуля и т.д.)

- На «втором этаже»? ( белка, рысь)

- На «третьем этаже»? ( птицы в гнездах)

Расширены представления об особенности жизни диких животных

6.

Динамическая пауза.

игра малой подвижности

 « Дупло»

Раскладывает на полу 3-4 обруча, считалкой выбирает водящего.

    Дети играют в игру. Водящий переходит от дупла к дуплу со словами:

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле,

Уступи место мне!

Каждая Белка, не желая уступать дупло Водящему, отсылает его к другому дуплу, и, пока Водящий переходит, старается жестами, знаками, мимикой договориться об обмене «жилплощадью». За спиной Водящего Белки все время меняются дуплами. Водящий же должен стремиться занять освободившееся дупло. Если ему это удается, он становится Белкой, а «бездомная» Белка будет играть роль Водящего

Приобретен опыт в двигательной деятельности

7.

«Лесные профессии»

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы:

- Кто трудиться в лесу? (лесник, ветеринар)

- Какую пользу они приносят зверям? (кормят их зимой, делают прививки)

- Смогут ли дикие животные прожить без человека? (размышления детей)

Воспитано уважение к людям труда, приносящим пользу природе и их обитателям

8.

«Жилище диких животных». Воспитатель называет животных и предлагает назвать жилище зверя.

Дети слушают задание и дают ответ:

- Лиса, заяц, крот – нора…

- Волк – логово…

- Медведь, лось, косуля – на земле…

- Белка – дупло…

- Рысь – на дереве…

- Птицы – в гнезде…

Сформированы знания о среде обитания диких животных

9.

Рефлексия.

Педагог развешивает на доске пословицы о лесе, зачитывает их и предлагает выучить наизусть.

Слушают пословицы,

…Растенье — земли украшенье.

…Рощи да леса — всему краю краса.

..Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

..Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.

…Сажай лес в поле — будет хлеба боле

 2-3 раза повторяют пословицу:

«Лес – наше богатство»

Воспитаны интерес и любовь к пословицам и поговоркам

 

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы   «Познавательное развитие»  в подготовительной к школе группе

                                   тема: « Природная стихия – огонь»

Задачи.

Методы и приемы:

Практические – игровые; слушание;

Словесные – вопрос-ответ;

Наглядные – рассматривание;

Материалы и оборудование:

- загадки;

- предметные картинки;

- пословицы;

- таблица;

- литературные произведения;

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

загадывает детям загадки.

Слушают и отгадывают загадки:

…Жевать не жую, но все пожираю…

…Красный петушок  по жердочке бежит…

2.

ТРИЗ – РТВ – Технология. Игра: «Хорошо – плохо»

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы:

- Что хорошего приносит людям огонь? (можно приготовить шашлык, с помощью огня согреться, истопить баню)

- Что плохого может принести огонь людям? (можно обжечься, появится пожар)

3.

«Опасно – безопасно»

Предлагает вниманию детей предметные картинки с изображением различных предметов, применяемых в быту.

Дети рассматривают карточки, делят их на «опасные» и «нужные»

4.

«Природная стихия».

Задает вопросы детям.

Дети отвечают на вопросы:

- Как может появиться пожар? (небрежное обращение с огнем, палящее солнце, засуха)

- Если пожар появился из-за засухи или палящего солнца, что это? (стихия)

- Что такое стихия? (ливень, ураган, вьюга)

- Как еще может появиться пожар? ( по вине человека)

- Что нужно делать, чтобы не приносить природе вред? (соблюдать правила поведения в природе)

- Какие еще природные явления вы знаете? (дождь, снег, ветер и т.д.)

5.

Динамическая пауза.

Игра малой подвижности «Береги руки»

Воспитатель берет на себя роль водящего, ходит быстрым шагом внутри круга и старается  дотронуться до рук детей.

Дети встают в круг, вытягивают руки вперед, стараются спрятать руки, чтобы их не задел воспитатель

6.

ТРИЗ – РТВ – Технология.

Работа с таблицей.

Воспитатель приглашает детей к доске, где расположена таблица.

Задает детям вопросы.

Дети отвечают на вопросы, подбирают прилагательные, глаголы, отличительные свойства.

7.

«Пословицы об огне»

Воспитатель вывешивает пословицы на доску, зачитывает их.

Слушают пословицы и объясняют их толкование.

…Спички — не игрушки, огонь — не забава.
Спичка — невеличка, а огонь от нее великан.
 …Солома с огнем не дружит.
 …Не шути с огнем — обожжешься.
 …Малая искра сжигает города.
 …Пожар слезой не зальешь.
 …От копеечной свечи Москва сгорела.

8.

Рефлексия

читает детям произведения Л.Толстого «Пожарные собаки», С.Я.Маршака «Пожар»

Дети слушают произведения.

                                                              Приложение

КТО? ЧТО?

КАКОЙ? КАКАЯ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Огонь

Огонь

Яркий

Горячий

Скачет

Греет

Но не конь…

Но опасен… и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по разделу программ "Познавательное развитие" тема: "Перелетные птицы"

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает вклю...

Конспект образовательной деятельности по разделу программ "Познавательное развитие" тема: "Воздушный океан"

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательноеи речевое развитие» Тема «Лесное приключение».

Образовательная область: «Познавательное и речевое развитие». Возрастная группа:средняя группаПедагог:Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Лесное приключение» Цел...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Ребенок и окружающий мир» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Снег, снежок кружится».

Образовательная область: «Познавательное развитие». Возрастная группа:  Средняя группа.Педагог: Левахина Наталья Анатольевна Тема: «Снег, снежок кружится» Ц...

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы «Ознакомление с миром природы» (Средняя группа) Образовательная область «Познавательное и речевое развитие» Тема «Знаешь ли ты животных»?»

чтение художественной литературы Д. Зуев «Тайны леса», «Волки», рассматривание иллюстраций, составление презентации, дети были поделены на 2 команды «Зайчата» и &la...