Консультация "Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте" январь 2016
консультация (старшая группа) по теме

Малахова Юлия Вячеславовна

Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте

Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе (пальчиковая игра). Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.

Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила...» но стоит напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - Белобока», «Коза - Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М. М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Выдающиеся ученые Л.С. Высотский, Л.С. Волкова, М.И Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.

В пальчиковой игре движения пальцев всегда соответствуют некоторому образу (животному, человеку, предмету и т.п.), причем воображаемый игровой образ соответствует реальному. Так как, по словам Л.С. Выготского, именно действие, стоящее между образом (в данном случае его создают руки и пальцы) и его значением, которое определяется словом, обуславливает связь реального предмета и воображаемого.

История существования пальчиковых игр исчисляется столетием. Пальчиковые игры очень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры можно разделить на две группы:

  • игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям младенческого и раннего возраста,
  • игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь, может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с пальцами , где дети изображают с помощью пальцев различные предметы, птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Изготовив пальчиковый театр, можно показать небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая выполняет другое) Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

Пальчиковые игры широко представлены в литературе работами О.И. Крупенчук, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др. Они считают что, играя с пальчиками, ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст во время игры. Стихи, сопровождающие движения рук и пальцев,— это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.

Можно сделать вывод, что пальчиковая игра – это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться и расслабляться.

С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.

Воспитатель                                                              Малахова Ю.В.

13.01.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

Игра – занятие по закреплению у старшего дошкольного детей представлений о геометрических фигурах с использованием ИКТ.

Цель: v Закрепить представления о геометрических фигурах          у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:v Закрепить умение группировать фигуры...

Сценарий праздника " День Знаний" для детей старшего дошкольного возраста 2016 год

Сценарий праздника " День Знаний" для детей старшего дошкольного возраста 2016 год...

«Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте»

пальчиковая игра – это театр, актеры которого всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

План работы по самообразованию "Нравственно - правовое воспитание старшего дошкольного возраста" 2016 г.

«Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью” Ян...

МАСТЕР - КЛАСС « Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»

Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений и подвижных игр  на мячах - фитболах с детьми старшего дошкольного возраста и пра...