Индивидуализация образовательной среды для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей
учебно-методический материал по теме

Пац Светлана Викторовна

Обмен опытом по программе "Элементарное музицирование" Т.Э.Тютюнниковой. Включены как теория, так и практические задания по каждому разделу программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy.docx53.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Индивидуализация образовательной среды для развития
естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей  

Пац Светлана Викторовна

музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад№62»

Почетный работник общего образования Российской Федерации

2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают вариативность образования, посредством создания «личных пространств» на основе выбора самого ребенка, где основными принципами являются:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  каждого ребенка, при котором сам ребенок  становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 

3. В профессиональной деятельности музыкального руководителя, на мой взгляд, наиболее ярко и комплексно данные принципы отражены в программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Цель данной программы: игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, способности к самовыражению, как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

4.Посетив семинары Т.Э.Тютюнниковой по данной методике (2003-2004), я была воодушевлена свежим взглядом на возможности и предназначение музыкального воспитания. Эта методика в корне отличается от классических в том, что она принципиально «ненасильственная», где педагог и ребенок – это общение равных партнеров. Это стремление увидеть, «раскопать» и дать ребенку возможность активировать его творческие проявления. 

5. В основу программы «Элементарное музицирование» легла концепция немецкого композитора-экспрессиониста, педагога Карла Орфа. В мировой педагогической практике существует несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик.  Одной из самых распространенных, более в 40 странах мира, является дидактическая концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».

   Карл Орф – (10.07.1895 – 29.03.1982) немецкий композитор - экспрессионист, педагог.

    Слово « schulwerk», было создано самим  Орфом и означает «обучение в действии».

Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познавать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования.

   Шульверк – это пятитомная антология музыки для детей, основанная на южно-немецком фольклоре, а так же фольклоре других европейских народов: французском, датском, шведском, английском. Интерпретация фольклора – вот идея Шульверка.

   Орф предложил практическую модель музицирования с детьми. Вся «теория» его концепции зафиксирована в нотах – небольших партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна для исполнения даже маленьким детям.

   Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонией. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте, это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть.

   Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.

   Цель музыкального образования перестает быть локальной и занижено-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования – помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

   За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Институт Карла Орфа был открыт в 1962 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нем работал и сам Карл Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами  (Гунильд Кетман и Вильгельм Келлер).

   После смерти  образован фонд Карла Орфа, который поддерживает институт в Зальцбурге, оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.

    Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева (музыковед, работа: журнал «Советская музыка», Институт истории искусства) выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф» ( изд. Музыка, 1984)

   Сейчас в России существует «Педагогическое общество Карла Орфа» при музыкальном обществе Челябинской области (председатель В.А. Жилин).   

     Т.Э.Тютюнникова –педагог-наватор, проходила обучение в Институте Орфа, в Зальцбурге),адаптировала систему Карла Орфа для России , стала автором книг и пособий по системе К.Орфа.

6. Творческое музицирование является поисковой моделью обучения, в котором источником знаний служит непосредственный опыт ребенка, т.е. ребенок на собственном опыте, сам создает, свою музыку, в реальном и живом действии, в музицировании.

В основу методики по элементарному музицированию положено два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, креативности, индивидуальности, любви к музицированию, формированию навыков и умений.

Метод активации творческих проявлений - подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. «Музыкальная импровизация – естественная потребность не только музыканта, но и любого человека воспроизводить музыкальные звуки. Её можно наблюдать и у маленьких детей, т.к. для импровизации не нужны ни музыкальные способности, ни знания музыки», говорил Карл Орф.  Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку: от обычного металлофона рождается мерцающий огонек сверчка, простые рыболовные колокольчики разговаривают друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат осенью листья под ногами. Дети фантазеры, а нам важно чуть-чуть помочь  им раскрепоститься, раскрытьть свое «Я!»

 Метод моделирования элементов музыкального языка – дает почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться разными способами  могут  ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма и др.

   Основным приемом методики является: вовлечение ребенка в музицирование по принципу: «делай с нами вместе» и «сделай, как ТЫ хочешь».  Это как раз и есть индивидуализация, которая дает возможность ребенку осознанно сделать выбор, деятельно удовлетворить свои потребности (мотивация-побуждение к действию, процесс определяющий направленность, организованность и активность), реализовывая свои интересы и способности в совместной творческой деятельности, в сотрудничестве со взрослыми.

 7.  «Вход» в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально - психическое раскрепощение.   Вовлечение детей в музицирование требует использование специальных подходов (способов начала занятий):

  • Педагогические жанры – музыкально-коммуникативные игры и танцы. Без них не обойтись, поскольку важно в каком  эмоциональном состоянии начнется и будет продолжаться занятие. Раскрепостить детей (эмоционально скованная группа будет просто не в состоянии творчески работать).

 Богатым источником коммуникативно-двигательных игр, танцев является фольклор любого народа.

  • Одновременные имитации – иной способ начала занятия, позволяющий сразу увлечь деятельностью, опираясь на непроизвольное внимание, – предложить детям копировать действие педагога одновременно с показом (импровизированные ритмические упражнения в ЗЖ(под запись), игры с инструментами, копирование поз после короткой совместной ритмической импровизации.

Эти игры способствуют собственной активности детей, развивают реакцию, внимание наблюдательность.

  • Запоминаемые имитации - различные имитации по типу «эхо» . Это очень эффективная форма,  для активного вовлечение детей в музицирование. Способствует развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти. Повторяя сразу за педагогом, точно без пауз, дети быстро накапливают багаж своей музыкальной компетентности, что приближает их к возможности изобретать и комбинировать самим.

Поэтому имитации «ЭХО» считаются в орфовской педагогике важнейшей ступенью к импровизации.

8. Программа «Элементарное музицирование» состоит из нескольких разделов: звучащие жесты, речевое музицирование, игры звуками, движение. В каждом из разделов программы значительное место уделено естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способам внутреннего раскрепощения, которые чаще всего являются внутренним свойством самих форм работы и способов действования педагога. Т.Е. каждый раздел программы – это один из способов раскрепощения ребенка, форма и способ действования педагога.

Элементарное музицирование - один из любимых детьми и мной видов музыкальной деятельности. Теперь рассмотрим подробно каждый раздел.

   9. Звучащие жесты - оркестр человеческого тела, первые музыкальные инструменты, которыми владеет грудничок. Традиционно ЗЖ включают 4     движения: - притоп, шлепки по коленям, хлопки, щелчки. Используются удары по груди (грудная косточка), по боковым поверхностям (бедра).

Звучащие жесты:

  • незаменимое средство для музицирования в отсутствии других инструментов (инструмент, который всегда с тобой).
  • средство психо – эмоциональной зарядки (легкий микромассаж, приводящий мышцы в приподнятое состояние.1.Через стопу удар в позвоночник (активизируется работа головного мозга).
  • незаменимое средство для развития чувства ритма. Воспитание чувства ритма проходит через мышечную активность (движение).
  • средство для развития координации движений симметричных

 ( ритм вместе руки, ассиметричных (разными руками разный ритм).

Практические задания со ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ.

  1. Попробуем играть на всех инструментах.                                                  У вас есть инструменты? (дети скажут «нет») У вас есть инструменты! Это звуки вашего тела. Это весело и приятно.

  1. Теперь поиграем в игру «Заводные игрушки» (Вас завели, а вы играете)

  1. Тюшки – тютюшки. Ритмическая игра с одновременным проговариванием на ощущение фразы.   ( 1 вариант для младших)

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки,  хлоп…   (хлопки)

-----------------------сделаем топотушки,  топ…   (притопы)

---------------------- сделаем шлепушки,  шлеп…    (шлепки)

---------------------- сделаем шелкушки,  шелк…   шелчки)

Тюшки – тютюшки, хлопушки -  топотушки,   хлоп - топ…  

---------------------- сделаем бурчушки, бур-бур…

---------------------- сделаем молчушки (палец к губам).

                                                     ( 2 вариант для старших)

                                                 - более сложные ритмы

                                                 - сочетание разных ЗЖ.

  1. Укрась свое имя.

Ребенок говорит простое имя – Яна (хлопки)

Остальные отвечают ласковое имя – Яночка (шлепки) и т.д. по цепочке.

  1. Укрась музыку.

 Педагог играет, а дети украшают, кто как хочет.

        

  1. Украшение пения.

 Оставляя метр, а не ритм.

  1. «Эхо».         БАРАБАН (задавать метр)                                                                                               Под музыку и без неё. Педагог показывает(квадрат), все повторяют.

  1. Рондо со ЗЖ.      БАРАБАН (задавать метр)                                                                                              

 Рефрен составляется из детских идей

                 - 1-й показывает – все отвечают, рефрен, 2-й, рефрен…

                 - в четверках.

«Раз, два, три, ну – ка, повтори!»                                                         Все повторяют слова, как рефрен, а один импровизирует со ЗЖ.

  1. Фруктовое рондо (фруктовый салат).

Лимон (хлопки) о  о

 апельсин   (шлепки)   о  о  о

банан  (хлопки)   о  о

мандарин (шлепки)  о  о  о

1.Дети повторяют слова со ЗЖ.

2.Повтор под музыку (Фруктовый салат) «Полька» 1 часть.                     Каждый по своему украшает музыку 2 часть.

3. Фруктовый салат с закрытыми глазами 1часть.                                         Каждый по своему украшает музыку 2 часть.

4. Без слов, только ЗЖ. 1часть.

Результат: Разбудить в детях свободное манипулирование руками.

  1.  Речевое музицирование – ритмизованная речь, которая декламируется (скандируется)в определенном метре или размере. Основной жанр речевого музицирования – речевые пьесы и упражнения. Речь является одной из прооснов музыки.

 Из речи ребенок получает сведения обо всех  средствах выразительности, кроме лада и гармонии. Все остальное есть в речи: ритм, динамика, артикуляция (штрихи), структура (фраза, предложение), темп, регистр, звуковысотная линия, фактура (когда звучит несколько голосов).        

   В музыкально-речевых упражнениях и пьесах удачно сочетается речь, музыкальный инструменты, звучащие жесты, движения, звукоподражания. Здесь формируется дикция, артикуляция, чувство ритма.

Практические задания по РЕЧЕВОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ.

  1. Фольклорные тексты

  1. Речевые диалоги.                                                                                   Дети распределяются по парам, выбирают образ (птичка и кошка, курочка и цыплята…)

  1. Звукоподражательные упражнения.

Исполнить подгруппами « Хор насекомых», «Ветер, дождик, гром», «На бабушкином дворе» ( с переносом на инструменты, с движениями)

  1. Ритмические игры с использованием шумовых инструментов

Все берут деревянные инструменты , стучат и произносят

  1. Рефрен. Тук, тук, тук – деревянный это стук.

         Тук, тук, тук – деревянный это стук.

Импровизация на деревянном инструменте.

  1. Речевая игра «Шла лиса» со ЗЖ и барабаном.

- Все повторяют текст  со ЗЖ

– повторяют текст в 2- группах

           - барабан ( о о о о оо о оо о                                                                                         – текст в 2-х группах, ЗЖ, барабан

1.Шла лисица вдоль тропинки  

2.Топ, топ, топ, топ.                

1.И несла грибы в корзинке.

2.Топ, топ, топ, топ.

1.Пять опят и пять лисичек.

2.Да-да-да, да-да-да.

1.Для лисят и для лисичек.

2.Как всегда! Да!

  1. Речевая игра  «Мы варили суп…(одноврем. имитация)
  1. Декламируем стих:

                   Мы варили суп, суп           - хлопки,

                  Из перловых круп, круп,

                  Получилась каша,               - круговые движения ладошкой

                  То -  то горе наше.                                            о ладошку,

   Замесили тесто,              - шлепки (медл)

   А оно не с места.

   Замесили на дрожжах      - шлепки (быст)

   Не удержишь на вожжах.   – хлопки (быст)

   У-ух!                                    -  вскинуть руки

  1. Стоя по кругу  ритмично перекладываем маракасы (можно сидя на полу).

  1. Творческое задание: разделиться на подгруппы, разыграть речевую пьесу.

  1. Речевая пьеса с движениями и инструментами (импровизация)

Листья желтые летят,

Скоро будет голым сад.

Вдруг их ветер подхватил.

В легком вальсе закружил.

  1. Движение. Активное слушание.

  С музыкой движение связано прежде всего через танец. Танцы народов мира и свободные импровизации на музыку являются привлекательной частью занятия. Танцы народов мира обогащают слух детей разнообразием интонаций музыки.  Программа предлагает много коммуникативных игр и танцев, которые дети с удовольствием исполняют: «Танец сапожников», «Ку-чи-чи», «7 прыжков», Jiffy Mixer, под музыку немецкого, французского, датского, шведского, английского фольклора. 

    Дети сами придумывают танцы: вначале я их знакомлю с музыкой, предлагаю им придумать движения для нового танца, т.е. импровизировать. Из идей детей мы составляем несложный танец и исполняем его. На следующем занятии я показываю свой вариант танца, его разучиваем быстро: «танцуем, когда разучиваем», «разучиваем, когда танцуем». Дети сами выбирают свое пространство, свободно перемещаясь во время деятельности.

    Часто на занятиях я использую музыку для свободной импровизации. Мы не прослушиваем предварительно музыку, не анализируем ее – движение детей становится живым восприятием музыки. Дети как бы нащупывают движения. Движения не разучиваются отдельно от музыки, это - спонтанная импровизация, которая доставляет детям удовольствие. На занятиях мы импровизируем как под музыку, так и без нее (под музыкальные и шумовые инструменты). Во время импровизационного движения ребенок не интерпретирует музыку, не пытается ее объяснить языком танца, он просто в ней живет несколько минут ее реального звучания. Это и есть телесно-интуитивные переживания музыкального образа. (прием отстранения, делю вид, что не вижу, а сама наблюдаю).

 Для раскрепощения детей я использую игру, которая стала  любимой для детей «Игра в персонажи». Детям предлагается придумать ситуацию, или небольшую историю, где они (по желанию) представляют свой персонаж, приветствуя других, самостоятельно подбирая для своего персонажа движения, а также мимику, передавая настроение персонажа. Некоторые дети представляют своего героя с импровизационным аккомпанементом на музыкальных инструментах, который дети выбирают самостоятельно, без принуждения. Отрадно наблюдать, как в начале зажатые дети, потом раскрепощаются, в их движениях отсутствует неуверенность и страх. Дети становятся более активными и раскрепощенными.

  1. Игры звуками - это первичная форма импровизации. Организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая: звучащие жесты, все  виды  инструментов, голос. Голос и артикуляционный аппарат рассматривается, как собрание инструментальных тембров. Они используются для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свист, шипение,шопот, кряхтение, цоканье языком, глиссандирование, вдохи, выдохи, возгласы и т.п.                                                                                    Дети спонтанно выражают себя через звук и шум, открывая новые звучания, что будит их фантазию и инициативу. В орфовской педагогике существует такой раздел, который так и называется «игры звуками». В играх звуками я широко использую детские музыкальные инструменты, прежде всего шумовые, потому, что они наиболее просты и доступны детям дошкольного возраста (чем меньше ребенок, тем проще инструмент). Техническая легкость игры на шумовых ударных инструментах побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации.

 В практике я широко использую  шумовой оркестр. Если младшие дети играют 2-х частные польки, народную музыку,  то дети старшей и подготовительной групп исполняют  «Турецкий марш» В. Моцарта, «Регтайм» Скота Джоплина. «Пиццикато» Делиба, «Вальс петушков» И.Стрибогга.

Три идеи шумового оркестра:

  1. На основе базовой партитуры.
  2. Шуточные аранжировки  (исп. шуточные инструменты)
  3. Сказка или сюжет

Практические задания по ИГРАМ ЗВУКАМИ.

Каждый садится на стул по кругу. Муз рук. Предлагает достать из коробки любой музыкальный инструмент

  1. Изучение . «Поиграй на своем инструменте, изучи какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (исследование инструмента). Все работают одновременно.

                Знакомство с инструментом, приемами  игры, исследование звука  

  1. Показ возможностей инструмента.  «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» .Игра на инструменте разными способами. Свободное индивидуальное соло , спонтанная комбинаторика).Передать эстафету по кругу следующему, коснувшись его пальцем или кистью.

 

  1. Маленький оркестр. «Будь дирижером,  покажи  музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» , дирижировать оркестром из 3-4 инструментов.

  1. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя»,  « песню ветра», «танец ежика», «твое сегодняшнее настроение». (Темы раздать) Звукоподражание на инструментах

  1.  «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение». (Стихи раздать). Свободное наложение импровизации, на поэтический текст.

  1.  «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов.  Разговоры инструментами.

  1. Сыграем вместе (все по очереди импровизируют на шумовом  инструменте на фоне структурно оформленной импровизации муз. руководителя на ксилофоне (фортепиано)

  1. Озвучивание сказок («Курочка Ряба»)
  2. Шумовой оркестр

  1. Танец сидя ( массаж)   «Детская полька» А. Жилинского

Все сидят на стульях по кругу, лицом в круг, другие стоят, в руках музыкальные инструменты.

1 часть – 8 раз ладошкой соседа по плечу вправо                          (коробочка)

                -----------------------------------------влево                              (тон - блок)

2 часть – (говорят  «о-о»)   массаж лица пальчиками (бубенцы)                                   

1 часть -   то же

 2 часть – ( говорят «бом-бом») кулачками по спине соседа вправо                (бубен)

1 часть -   то же

2 часть – (говорят «шик-шик») массаж подбородка внешней стороной кистей   ( шуршалка из пласт.бутылки)

                                                                                                                               

1 часть – то же

2 часть – дуют на ногти (« после лака»)  (маракасики)                                                 

Все встают и восклицают « О-О!»

Любой импровизации даю только положительную оценку.

13. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре, что дает положительный результат в музыкальном и эмоциональном развитии всех без исключения детей и, прежде всего, позволяет почувствовать радость и удовольствие от коллективного, деятельного участия в музицировании. Ни один праздник не обходится без оркестра.

14. Если малыши играют маленькие пьесы, это чаще польки или народная музыка, то в старших группах дети исполняют более сложные произведения классиков и современников: »Турецкий марш» В.Моцарта, «Регтайм» Скота Джоплина. «Пиццикато» Делиба, «Вальс петушков» И.Стрибогга.  

 15. Для большей эффективности данной работы и насыщения образовательно-музыкальной среды был организован конкурс самодельных шумовых инструментов. . Родители вместе с детьми изготовили множество красочных инструментов (консультации для родителей) из разнообразных бытовых предметов и материалов.

16. Все работы были представлены на выставке, а затем  пополнили музыкальные центры в группах, для организации самостоятельной деятельности детей. А логичным завершением конкурса стало выступление оркестра на 8 марта и самодельными музыкальными инструментами.

17.   Методы работы по элементарному музицированию и модель построения образовательной музыкальной среды в группах нашли поддержку у педагогов ДОУ.

18 Мною были проведены семинары-практикумы по программе, на которых я знакомила педагогов с программой по элементарному музицированию, с разделами программы, приемами работы. для развития музыкально-творческой деятельности детей.

  19. Несколько раз в год я провожу практические семинары по развитию музыкальности у педагогов, где мы поем, танцуем, развиваем ритм, импровизируем по разделам программы.

20. В рамках работы по программе был проведен мастер-класс по созданию шумовых инструментов).

Предлагаемые методы и приемы этой программы отличаются простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать творческое музицирование с детьми на любом занятии, в любой группе, дают возможность самовыражения, формируют положительную самооценку “Я могу!”. Дети сами осуществляют индивидуализацию: самостоятельно подбирают инструмент, способы и средства для извлечения звука, для музицирования. Это попытка детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке.

  21. Работа по программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование» помогает детям войти в мир музыки, находя свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально, как радость и удовольствие, способствует усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Она отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, эффективна для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей и осуществляется только на основе индивидуализации образования.

22. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Тютюнникова Т.Э. Доноткино.  ч.1и 2, - М.: Пед.общ.России, 2010. – 64с.
  2. Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки. Игры звуками. Вып.1. - СПб: ЛОИРО, 2013. - 100с.
  3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система К.Орфа – М.: АСТ, 2014. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...

Педагогический совет «Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Разработка педагогического совета для дошкольных учреждений. В ходе заседания раскрывается роль среды в группах  в развитии детей дошкольного возраста. Представлены теоретические вопросы для обсу...

Индивидуализация образовательной среды группы

Представленный опыт работы поможет воспитателям создать в группе среду интересную для всех участников образовательного процесса...

Сообщение для семинара по индивидуализации образовательной среды в ДОУ

Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремлен...

Индивидуализация образовательной среды в ДОУ

Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремление детей сам...

Развитие музыкально-творческих способностей у детей через театрализованную деятельность.

Музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если задействуются все творчес...