Организация театрализованной деятельности в ДОУ Рекомендации для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность) и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_teatralizovannoy_deyatelnosti.pptx | 922.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность) и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Задачи театрализованной деятельности формирование положительного отношения детей к театрализованным играм приобщение детей к театральной культуре углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка: • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»; • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Предварительная работа Особую роль уделять развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводить игры «Дедушка молчок», «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», «Игры с воображаемыми предметами» В ходе занятий применять чтение художественной литературы, как воспитателем, для экспериментальной группы также в записи профессиональных дикторов. Вместе с детьми сочинять истории, играть в развивающие игры “Мое настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывать мини-этюды, пантомимы, проводить конкурсы, литературные викторины Проводить развивающие игры «Зеркало», «Узнай по носу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки» и др., которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применять упражнения и этюды: «Бродячий цирк», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывать этюды на основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ».
Проводить упражнения и игры на развитие культуры и техники речи, которые помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее . Скороговорки помогут формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» ит. д. Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Включать творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос – ответ»).Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Методика работы с детьми в старшей группе Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю . Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене . На первом этапе педагог : -заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления ; -интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.
Работа над ролью Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились . Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль . После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку . Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей . Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).
При проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы . Начать следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов . Затем следует перейти к движению . От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей.
В старшем дошкольном возрасте, во всех видах театра дети становятся самостоятельными, часто придумывают сами сюжет, распределяют роли . Детям этого возраста очень нравится самим показывать представления со всеми видами театра, особенно Би-ба-бо . Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, в новом сюжете дети не теряются, легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев . Необходимо оценивать самостоятельно поставленные пьесы, непременно положительно, иначе интерес ребенка угаснет . Положительный отклик педагога способен помочь преодолеть некоторую застенчивость, помочь поверить в себя, раскрепостить ребенка.
Методика работы с детьми в подготовительной группе Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям . Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п . Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия) Упражнения на напряжения мышц : - рубить дрова ; - волочить тяжелый ящик ; - нести очень тяжелый чемодан ; - дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п . Упражнение на расслабление мышц : - заснуть на стуле ; - сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п. Упражнения на развитие воображения : - передавать друг другу веревку, представляя, что это змея ; - передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое »; - передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это .
Работа над ролью составление словесного портрета героя ; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр ; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой ; анализ придуманных поступков героя ; работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста ; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации; подготовка театрального костюма; создание образа с исполнением умело наложенного грима.
В процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного , кинестетического; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально- волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их .
Методические рекомендации по организация театрализованной деятельности детей в ДОУ Начать работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в ДОУ необходимо с организации предметно-развивающей среды . К вопросу организации предметно-развивающей среды в группе необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты.
Организация предметно-развивающей среды по организации театрализованной деятельности: Виды театров: Би-ба-бо Настольный театр Пальчиковый театр «Театр в лицах»- маски героев, шапочки Театр плоскостной деревянный для индивидуальной работы, или игры малыми группами Ширмы Атрибуты для ряженья
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее…» О.П.Радынова
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...
Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Основным видом деятельности для ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...
"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.
Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...
Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...
Консультация для воспитателей : «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта работы)
Консультация для воспитателей :«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта р...
"Театрализованная деятельность как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье раскрыты вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Предложен проект реализации театрализованной деятельности, котор...