Проект «Царица Математика, в гостях у Феи Музыки»
проект (старшая группа) на тему

Ярошенко Лариса Петровна

конкурс проектов по математическому развитию дошкольников

«Познаём, исследуем, творим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.-proekt_poznayom_issleduem_tvorim.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 конкурс проектов по математическому развитию дошкольников

«Познаём, исследуем, творим»

Проект

 «Царица Математика, в гостях у Феи Музыки»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ-Д/С №3

Ярошенко Лариса Петровна

Номинация: Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Пояснительная записка.

На практике музыкальное воспитание в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

На базе подготовительной к школе группе с детьми с высоким уровнем развития музыкальности создали кружок «Соловушки». По обучению детей основам нотной грамоты, которая помогает детям развить музыкальные способности и поступить в музыкальную школу, уже несколько лет наш детский сад тесно сотрудничает с музыкальной школой.

 Поэтому, когда создавали кружок «Соловушка», я обратила внимание, что дети, которые любят петь, музицировать,  они также любят танцевать, рисовать.

Начав изучать основы нотной грамоты, я заметила, что

занимаясь музыкой, ребята из кружка стали лучше и быстрее остальных ребят из группы считать и выполнять математические задания.

Уже давно доказано, что существует связь между музыкой и математикой, поэтому занятия музыкой помогают изучению математики.

Связь музыки и математики

Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Музыка  (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.

Занимаясь занятиями по математике и занятиями по музыке, выявили следующие совпадения:

Первое - это цифровые обозначения. 

Как и в математике, в музыке встречаются цифры: звукоряд – 7 нот, нотный стан – 5 линеек. Интервалы: прима – 1, секунда – 2, терция – 3, кварта – 4, квинта – 5, секста – 6, септима – 7, октава – 8. Обозначения аппликатуры и размер произведения  записывается тоже при помощи цифр.

Второе совпадение – это ритм. Ритм важнейший элемент в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается,  тоже обладают ритмом.

Например, числа кратные 3(трём) обладают следующим ритмом: Начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем акцентировать все числа, кратные 3. Получается 0 1 2 3 4 5 6 7 8…. и т.д. Получается красивый, правильный, равномерный ритм, звучащий как музыкальный размер 3/4,  который соответствует вальсу.

Если посчитать числа, кратные двум 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Таким образом, числа обладают ритмом.

Третье совпадение – наличие в музыке и математике противоположностей.

Музыка

Математика

Мажор - минор

Быстро - медленно

Тихо - громко

Низкий звук - высокий звук

Бемоль (понижение) – диез (повышение)

Плюс-минус

Больше – меньше

Сложение – вычитание

Умножение – деление

Четное число – нечетное число

Четвертое совпадение  «Дроби».   

  В целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых.  Оказывается, что длительности получаются так же, как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, ¼, 1/8, 1/16. Следовательно, названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.

Пятое совпадение - в музыке, как и в математике, есть понятие параллельности. Это - параллельные тональности (например, до мажор – ля минор), а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются.

Таким образом, я установила 5 совпадений музыки с математикой, из чего можно сделать вывод, что занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

(заимствовано из исследовательской работы

Поливанова  Клима

объединение «Волшебные клавиши»

Руководитель:

Ширишорина И.И.

педагог дополнительного образования)

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: музыкальный, познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-июнь 2015 учебный год)

База проекта - МБДОУ д/с 3 ст. Старовеличковская, детская музыкальная школа ст. Старовеличковская

Участники:  дети вокальной группы «Соловушка», музыкальный руководитель МБДОУ - детский сад № 3 Ярошенко Лариса Петровна, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДМШ станицы Старовеличковской Бабенко Елена Александровна, бывшие выпускники МБДОУ –Д/С№ 3 - ученики муз. школы ст. Старовеличковская

Актуальность проблемы. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Поэтому я решила, что математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии детей детского сада и музыкальной школой. Для этого с педагогом музыкальной школы, мы разработали цикл занятий.

Взаимосвязь музыки и математики.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений о цифрах с помощью нот, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Для детей:

- уточнить знания о нотном стане, какой цифрой обозначается каждая линеечка нотного стана.

- учить распознавать ноты по цветовой гамме,

- учить составлять ритмический рисунок ;

-учить вставать парами, тройками, пятёрками и т.д. по показу педагога любой цифры ;

-Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор;

- способность к созданию выразительного художественного образа посредством танцевально-игровых способов, изобразительной  и музыкальной деятельности.

Для педагогов:

• Разработать цикл игровых ритмических заданий  на основе развивающих ритмических попевок;

• Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с педагогами музыкальной школы и её учениками по теме «Обучаем нотной грамоте»;

• Разработать  цикл конспектов  об обучении нотной грамоте.  (Музыкальные сказки)

Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном сотрудничестве и взаимосвязи с детской музыкальной школой. Подготовительный этап:

- Постановка цели, задач.

- Изучение методической литературы.

- Разработка проекта. Составление плана-схемы проекта.

- Подбор пособий для работы с детьми.

- Выбор форм работы с музыкальной школой

- Выбор основных мероприятий.

- Презентация проекта

Основной этап

- Проведение цикла НОД: Тема « Обучение нотной грамоте»

-Рисование, аппликация, лепка иллюстраций к стихам о нотах; определяем цветовую гамму для ноток.

- МДИ

- Слушание музыкальных произведений в миноре и мажоре.

- Просмотр презентаций,  обучающих мультфильмов  по данной теме.

- Экскурсии в музыкальную школу.

Заключительный этап

Проведение заключительной НОД «Как Царица Математика помогает Феи Музыки искать нотки»

Форма взаимодействия участников проекта (интерактивная).

 Музыкальный руководитель

Музыкальная школа

Ожидаемые и полученные результаты.

   Считаю, что обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников, поэтому  на всех занятиях проекта старались подобрать такие упражнения, игры которые содержат интересные, заставляющие думать задания. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.

  Так же проект  позволил углубить знания детей  о нотном стане, какой цифрой обозначается каждая линеечка нотного стана, распознавать ноты по цветовой гамме, составлять ритмический рисунок, вставать парами, тройками, пятёрками и т.д. по показу педагога любой цифры, развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор; способность к созданию выразительного художественного образа посредством танцевально-игровых способов, изобразительной  и музыкальной деятельности.

        Таким образом, с поставленными задачами проекта мы справились. А самый главный наш результат   взаимодействие МБДОУ с МБОУ ДОД ДМШ - это то, что каждый год из нашего детского сада дети поступают в музыкальную школу.

Большинство использованного материала является авторским.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2005
2. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с.
3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э68-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М..6 Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.
4. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил.
5. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46

Интернет ресурсы:
1.
 http://www.stonot.ru/
2.
http://www.krugosvet.ru/
3.
http://www.wikipedia.org/
4.
http://ru.wikibooks.org/wiki
5.
http://www.piano-notes.net/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника, посвященный Дню музыки "В гостях у Феи Музыки"

В разработке сценария принимала участие поэтесса Л.И.Мезина. В проведении праздника участвовали учащиеся детской музыкальной школы им. А.А.Талдыкина...

Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.

Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений  из Детского альбома композитора Чайковского....

Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»

В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...

Методическая разработка сценария к Международному Дню Музыки "В гостях у Феи Музыки" для детей старшей и подготовительной группы детского сада.

Фея Музыки и приглашает детей в свою музыкальную страну. Там дети повстречаются со Скрипичным Ключом, с Нотками, познакомятся с Композитором. Узнают много интересного о мире музыки. Услышат произведен...

Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»

Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»Програмное содержание:- воспитывать любовь и интерес к музыкальной деятельности;- закреплять навыки музыкальн...

Конспект занятия НОД в области "Музыка" в средней группе по теме" В гостях у волшебницы Музыки"

Музыкальное занятие "В гостях у волшебницы Музыки" для средней группы...

«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»

Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...