Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
статья по теме

Трошина Оксана Васильевна

статья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Трошина Оксана Васильевна музыкальный руководитель                                                                          

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский организм.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Однако эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами остаются окружающая среда и воспитание ребенка.

Поэтому педагоги ДОО, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно используя эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает изменения кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

По мнению Н.А. Ветлугиной, пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию и уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка — одно из средств физического развития дошкольников.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОО. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления детского здоровья, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОО — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. На них в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает применение на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологических песенок-распевок, дыхательной, артикуляционной гимнастики, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии.

Валеологические песенки-распевки:

  • задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;
  • улучшают эмоциональный климат на занятии;
  • подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
  • способствует восстановлению ЦНС;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика:

  • способствует тренировке мышц речевого аппарата;
  • развивает ориентирование в пространстве.

Игровой массаж:

  • повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;
  • нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры:

  • развивают речь ребенка, двигательные качества;
  • повышают координационные способности пальцев рук;
  • соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
  • формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры:

  • эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;
  • позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Музыкотерапия:

  • способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой    деятельности;
  • слушание правильно подобранной музыки:
  • снимает напряжение и раздражительность,
  • уменьшает головную и мышечную боль,
  • восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Занятия основаны на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет сохранить здоровье детей, создать условия для их полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.


Литература

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. М., 2006.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград, 2011.
Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / Авт.-сост. В.А. Кныш и др. Минск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....