Развитие танцевальной импровизации на музыкальном занятии.
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Суворова Татьяна Ивановна

В помощь музыкальным руководителям, которые ведут платные танцевальные кружки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tantsevalnoy_improvizatsii.docx24.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие танцевальной импровизации через ассоциативные игры на музыкальных занятиях.

                                                                                 

Подготовил: музыкальный руководитель         Суворова Татьяна Ивановна.

Развитие танцевальной импровизации через ассоциативные игры на музыкальных занятиях.

        Импровизация в танце – это танец, рождающийся во время исполнения, это мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, как способ поиска чего-то нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы.

        Воображение – есть фантазия. Оно открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество.

        Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля воображение, фантазия -  суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум наделенный фантазией, творит. Отсюда основная задача -  развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

        Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить ее, побудить к творческому использованию выразительных движений.

        Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Дети с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами. Им трудно представить абстрактный образ, поэтому необходимо предлагать малышам только те композиции, этюды, творческие задания, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Например, чтобы изображать листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. При этом необходимо поощрять непохожесть, оригинальность, поиск детей, комментируя их действия.

        Ребенок должен хорошо представить себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы в танце выразить эмоции  и передать настроение.

        У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по - разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей детей: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры, увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения самочувствия каждого, поэтому необходимо проводить игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.

        Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень ценными являются имитационные (подражательные) движения, включение которых в занятие помогает  работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа. Например: «идем как лошадки» - ходьба с высоким подниманием бедра, «кланяемся как артисты» - наклоны вперед и т.д.

        Через подражание  - самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, легкость, сила, грация. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений и танцевальных упражнений, игр театрализованной деятельности.

        Знакомство с подражательными движениями начинается с дошкольного возраста в упрощенной форме с постоянным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями своего тела и т.д.). Дети с удовольствием  инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные и реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

        Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний ит.д., что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

        Практика показала, что развитие активного творческого воображения и фантазии у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр - путешествий, игр - импровизаций, творческих заданий, ассоциативных игр, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе с взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ,  новыми деталями.

        Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение  творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.

        При использование на занятиях игр – импровизаций, можно описать ситуацию, но ничего не показывать, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности, слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. В основе организации таких игр лежит технология Карла Орфа, которая предлагает  в качестве основного метода двигательную импровизацию под музыку, а так же предложенный педагогом яркий, захватывающий детское воображение сюжет.

        Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как - бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

        От изображения животных, необходимо перейти к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно – нравственную сферу ребенка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

        Пластическая импровизация – это радость общения. Во время игры дети общаются друг с другом, с музыкой, познают мир и, в конечном итоге, самого себя, возможности своего тела. Яркие музыкальные образы будят воображение детей, доставляют немало радостных минут от возможности самовыразить себя в пластике, проявить собственную фантазию, почувствовать свою значимость.

        Если ребенок стремиться выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения. Танцевальные занятия приносят пользу и удовольствие ему.

        Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогики могут стать ассоциативные игры, в основе которых лежит явление синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой «такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации.

Ассоциативная игра в области музыки имеет в своей основе ассоциации: ощущение-представление. Ее можно рассматривать, как  форму обучения и творческого развития, в которой одновременно действует два начала: познавательное и игровое. В отличие от учебных занятий в ассоциативных играх, познавательные задачи ставятся не прямо (когда педагог объясняет, учит), а косвенно – дети овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

        В ассоциативной игре, как и в обычной, присутствуют определенные  структурные элементы. Прежде чем начать игру, необходимо создать у ребят эмоциональную установку на игру. Установка – это своеобразная предыгровая ситуация, настройка, обеспечивающая организационные предпосылки восприятия игровых задач, активизирующая мыслительную деятельность, воображения дошкольников.

        Следующий компонент – игровые задачи. Отбор задач для ассоциативных игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и развития, с учетом возрастных особенностей детей. Для соединения познавательных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение дошкольников. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных и последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Игровые правила реализуются в игровых действиях, Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Формами реализации игрового действия могут выступать:

  1. разнообразные игровые манипуляции с предметами, инструментами;
  2. осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, действия;
  3. загадывание и отгадывание звуковых загадок, пантомимы;
  4. выполнение определенной роли при создании коллективного произведения, танца, композиции;
  5. особые игровые движения.

Во время игры у детей возникает игровое состояние. Оно включает в себя переживания, воображение детей, эмоциональное отношение к действительности.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат.              Результат может быть наглядным, услышанным  (исполнение музыкального произведения), менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался процессом создания и исполнения) и отсроченным (создал свой вариант этюда, игры, произведения через определенное время).

        Чтобы ассоциативная игра полностью решала поставленные в ней задачи, необходимо соблюдать определенную методику проведения. В нее входят:

1.Подготовка к игре:

а) объявление названия;

б) сообщение о расположении ее участников (сидя, стоя, индивидуально, в группах);

в) объяснение хода игры;

г) показ педагогом отдельных действий (если это необходимо), раздача предметов, инструментов.

2.Проведение игры.

3.Подведение итогов игры, когда осуществляется рефлексия, обобщение игры.

        Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия, что возможно в том случае, если педагог станет равноправным участником игры и последующей рефлексии. Важно, что на первых этапах работы педагог первым высказывал свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и всякая другая деятельность дошкольника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Педагогу важно поддержать любые попытки ребенка к творчеству, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира.

Использование данных игр в моей работе с детьми привело:

а) к значительному оживлению и увлеченности детей, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

б) пробуждению их внутренней активности;

в) умению рефлексировать, заниматься самоанализом, познавать свой внутренний мир, свое «Я»;

г) развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия;

д) появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

        Кроме того, игры стали прекрасным средством научения детей работать вместе и способствовали их сближению между собой.

Основные задачи ассоциативных игр:

- развивать ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение, продуцировать неординарные идеи и образы;

- развивать умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений, красок;

- учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира;

- учить детей самостоятельному созданию звуковых, мимических этюдов на заданную тему.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...

Развитие личности дошкольника на музыкальных занятиях

На музыкальных занятиях дети с разными способностями, физическими возможностями и даже разным уровнем здоровья развивают слух, голос, восприимчивость к обучению, эмоционально раскрепощаются, что...

Развитие речи детей через музыкальные занятия

1. Взаимосвязь и взаимодействие речи, музыки и движения.2. Игровая методика обучения.3. Особая методика взаимоотношения....

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...

Танцевальное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него ра...