План по самообразованию музыкального руководителя 2023-2025 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях"
методическая разработка

Юлия Владимировна Щурик

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024.docx426.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 hello_html_4682a079.jpg

 

 

 

                                                                 План по самообразованию музыкального руководителя

                                                                                           2023-2025 учебный год.

                                                           Тема: «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»

 

 

 

 

 

                                   


 

 

Пояснительная записка.

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
–     одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Цель.

        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

        Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи.

        Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.

         Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

        Разработать систему занятий музыкинаправленную на развитие чувства ритма.

Формы работы:

 

        Проведение мониторинга в начале учебного года.

        Изучение литературы.

        Использование ресурсов.

        Разработка сценариев праздников и развлечений.

        Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.

        Разработка картотек.

        Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег. (через интернет)

        Консультация для воспитателей, родителей.

•        Информационный материал на стенде для родителей.

        Развлечение с детьми групп.

Этапы работы над темой по самообразованию:

 I.   Диагностический (постановка проблемы): 

  • детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
  • анализ затруднений

 II.     Прогностический (определение целей и задач работы над темой): 

  • разработка системы мер, направленных на решение проблем

 III.          Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, подготовка консультаций для родителей, воспитателей):

  • выступление на педагогических советах, проведение занятий, развлечений.

 IV.     Обобщающий (анализ работы): 

  • оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

 

Срок работы над проектом:

 сентябрь 2023 г. – август 2025 г.

 

 

План работы. 2023г. – 2024г.

Сроки (месяц)

Формы и содержание работы

Итог работы

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей детей.

 

Результаты мониторинга

Сентябрь

Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.

 

В течении года

Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками.

Участие в семинарах, вебинарах.

В течении года

Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

 

Постоянно

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Выступления детей на праздниках.

Октябрь – май

Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников.

Изготовление  карточек –стихов для развития чувства ритма, музицирования.

Музыкально – дидактические игры.

Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования.

Декабрь

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста»

 «Этот удивительный ритм»

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.

Стендовая информация для родителей.

Январь

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ « Музыка и дети»

Стендовая информация для воспитателей.

Февраль

Консультация для родителей «Использование  ритмических игр со словом в домашних условиях».

Стендовая информация для родителей.

Март

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Игры, развивающие чувство ритма.

Стендовая информация для родителей.

Апрель

Консультация для родителей «Этот чудесный ритм».

Стендовая информация для родителей.

Май

Отчет по самообразованию

 

 

 План работы. 2024г. – 2025г.

Сроки (месяц)

Формы и содержание работы

Итог работы

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей детей.

 

Результаты мониторинга

Сентябрь

Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.

 

В течении года

Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками.

Участие в семинарах, вебинарах.

В течении года

Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

 

Постоянно

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Выступления детей на праздниках.

Октябрь – май

Пополнение - Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников.

Изготовление  карточек –стихов для развития чувства ритма, музицирования.

Музыкально – дидактические игры.

Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования.

Декабрь

Выступление детского оркестра на праздниках и развлечениях.

В течение года

Январь

Консультация  для воспитателей «Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики  в самостоятельной музыкальной деятельности».

Стендовая информация для воспитателей.

Февраль

Консультация для родителей «Использование  ритмических игр со словом в домашних условиях».

Стендовая информация для родителей.

Март

Посещение курсов повышения квалификации, методических объединений музыкальных руководителей.

Игры, развивающие чувство ритма.

В течение года.

Стендовая информация для родителей.

Апрель

Диагностика музыкальных способностей детей

Результат мониторинга.

Май

Отчет по самообразованию

 

Список используемой литературы

  • М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
  • Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  • А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
  • Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.
  • Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.
  • Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  • Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
  • Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
  • Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
  • Журнал «Музыкальный руководитель».
  • Журнал «Музыкальная палитра».

 

«Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация для родителей.

Подготовила музыкальный руководитель: Матвеева И.С.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием само ценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, которой считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а так же как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Эту особенность игрового материала для малышей заметили еще наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народного педагогики, как «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Идет коза рогатая» и др.

К сожалению, нельзя сказать, что репертуар с тех пор значительно расширился и обогатился. Поэтому практики вынуждены еще и еще раз как сквозь сито просеивать, тщательно подбирать музыкальные игры-забавы, пляски для малышей, которые особенно чувствительны к темпо ритму музыки и, безусловно, к текстам, которые должны быть понятыми, интересными и образными.

Раннее развитие детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни. Раннее развитие немыслимо без активного участия родителей. На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития. Методика «Музыка с мамой» (авторы Железновы Сергей и Екатерина) является игровой формой подачи учебного материала комплексного характера (доступного и практичного, которое превращает обучение в веселую обучающую игру). «Музыка с мамой» может использоваться в занятиях по системе Монтессори, обеспечивает раннее музыкальное развитие детей, активное развитие речи, развиваются и многие другие способности, о наличии которых вы можете даже не подозревать. Сергей и Екатерина Железновы одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух, речь детей.

                                      СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

    1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

 http://sad129.ru/parents/news/35f62d7e861db31f1b56d9efa7e1e416.jpg

http://sad129.ru/parents/news/%D1%88.jpg 

           

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.   

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.  

Памятка родителям, H:\Users\Музяка\Desktop\3259955.jpg

которые хотят развивать

у детей чувство ритма.

  • Старайтесь использовать любой подручный предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
  • Научите играть в ваши игры друзей ребенка.

Помните:

  1. Чем чаще вы будите играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.

  1. Если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и четко произнося слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.

  1. Только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать.

Игры, развивающие чувство ритма.

«Научи матрешку танцевать»

Игровой материал: большая и маленькая матрешка.

Ход игры

«Большая матрешка учит танцевать маленькую», - говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой по столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет этот ритм маленькой матрешкой.

«Сыграй попевку»

Игровой материал: любые шумовые музыкальные инструменты или игрушки (ложки, палочки, кубики, ксилофон и т.п.).

Ход игры

Взрослый предлагает ребенку сыграть знакомую попевку («Петушок», «Андрей - воробей», «Солнышко» и т.п.).

«Раз, два, три, ну – ка повтори!»

Ход игры

Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, ну – ка повтори! Ну – ка не зевай! За мной (Катей, Сашей и др.) повторяй!» ребенок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм, все дети его повторяют.

Варианты игры

Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывать, щелкать пальцами.

Повторять могут не все одновременно, а только тот, на кого укажет взрослый.

«Передай ритм»

Ход игры

Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем сидит. Тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши. Этот ритм сравнивают с первоначальным.

«Музыкальная страна»

Ход игры

Взрослый и ребенок договариваются о том, что попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно: все, что видят перед собой (де – ре – во, ка – че – ли и т.п.), они называют, отхлопывая каждый слог в словах или топая в ритм ногой.

«Стихотворения в хлопках»

Ход игры

Рассказывая небольшие стихотворения, например «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие стихотворения А.Барто, ребенок отхлопывает каждый слог в словах.

«Ритмическое это»

Игровой материал: любые музыкальные инструменты.

Ход игры

Взрослый и ребенок договариваются о том, кто будет «эхом», которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно поменять ролями. Можно играть на одном или на разных инструментах.

1. «Клумба»

На пол раскладываются цветные обручи — это «клумбы». В каждую «клумбу» садится на корточки ребенок — «цветок», рядом становится мама с лейкой. Под музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского) мамы поливают «цветочки», дети имитируют рост цветов, выбегают из обручей и танцуют. Как только прекращается музыка, нужно вернуться на свою клумбу.

2. «Строим дом»

Соревнуются 3 семьи, чья семья быстрее построит дом из мягких модулей.

Другой вариант – 2 команды детей.

3. «Веникобол»

Дети делятся на 2 команды. Нужно провести веником воздушный шарик между кеглями. Чья команда быстрее справится.

4. «Узнай по голосу»

Дети встают в круг, взявшись за руки, мамы врассыпную стоят в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу со словами:

Мы по кругу идем, мамочку свою зовем,

Мамочка ты угадай, кто позвал тебя, узнай.

Ребенок говорит: «Мамочка, я тебя люблю!», мама должна узнать голос своего ребенка.

5. «Солнышко»

Ведущий: При солнышке тепло, при мамочке – добро.

Соревнуются 2 команды. Нужно выложить ленточки вокруг обруча (лучики, кто быстрей.

6. «Официанты»

Чья семья быстрее накроет на стол и уберет со стола.

Первым бежит ребенок, несет на подносе блюдце с кружкой и ложкой до столика и расставляет на нем (накрывает на стол, бежит обратно, передает поднос маме. Мама должна подойти к столу, положить на поднос блюдце, чашку и ложку (убрать со стола) и отнести обратно, чья семья быстрее.

Можно играть 2 командами, где стоят друг за другом попарно ребёнок-мама.

7. «Уборка квартиры»

На полу рассыпаны мячи четырех цветов (равное количество каждого цвета).

Ведущий: Раз, два, три – ты квартиру убери!

Четырем группам детей необходимо собрать мячи (каждый определенного цвета) в корзины, кто быстрее.

8. «Чей круг скорее соберется?»

Дети стоят в нескольких кругах. Мамы стоят в центре круга. Под музыку дети ходят врассыпную, по окончании музыки – встают к своей маме и берутся за руки.

9. «Кто быстрее оденет ребёнка на прогулку?»

Соревнуются мамы или папы. Необходимо с закрытыми глазами одеть ребенка.

10. «Угадай крупу»

Разная крупа насыпана в мешочки, ребята на ощупь определяют название круп.

11. «Найди маму»

Ведущий бросает детям мячик и называет детенышей животных, а они называют их мам.

«Теленок – корова, поросенок – свинья и т. д.»

12. «Подарок маме»

Дети делятся на две команды. У каждой команды пустая корзинка, напротив – большая корзина с разнообразными предметами. Задание: выбрать из корзины то, что можно подарить маме.

13. «Домик»

Дети делятся на 4 команды. По две мамы стоят по углам зала, держа большие платки за уголки. Дети выбирают домики. Затем, по сигналу дети выбегают из домиков, подскоками передвигаются по залу со словами:

«Мы умеем быстро бегать, любим прыгать и скакать,

Раз, два, три, раз, два, три - в домик к мамочке беги!»

По окончании слов, бегут в ближайший домик (мамы поднимают платки вверх).

Чья команда быстрее соберётся в домик.

14. «Найди чайную пару»

Участникам раздается по одному предмету (парные чашки и блюдца). Дети свободно двигаются подскоками под музыку. По окончании музыки, после слов: «Раз, два, три, свою пару найди», - дети подбегают друг к другу и ставят на блюдце чашку соответствующего цвета.

Другой вариант: мамы выстроены в ряд, у каждой мамы блюдце определённого цвета. Дети на столике выбирают чашку, подходящую к блюдцу мамы и ставят на мамино блюдце.

15. «Найди своего ребенка»

Дети стоят в кругу, мама в центре. Маме завязывают глаза, и она на ощупь угадывает своего ребенка.

16."Коплименты"

Дети и мамы стоят на расстоянии 7-8 шагов друг от друга. Ребёнок идёт навстречу маме и на каждый шаг говорит комплименты, ласковые слова. Если ребёнок затрудняется, выполнять задание продолжает мама.

17. «Повяжи девочке косынку»

Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?

18. «Одень сыночка»

В игре участвуют две девочки. Ставится стол, на него кладутся две пеленки, два чепчика, двое ползунков для куклы и две рубашечки. По сигналу девочки начинают одевать кукол. Выигрывает та, которая быстрее справится с заданием.

19. «Свари суп и компот»

Дети делятся на две команды: одна будет «варить» суп (называть овощи, а другая — «компот» (называть фрукты). Говорят дети по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов.

20. «Модница»

На двух столиках лежат сумочки, бусы, клипсы и шляпки. Играют 2 команды девочек или мам. По сигналу нужно подбежать к столику, надеть бусы, клипсы, шляпку, взять сумочку и вернуться к своей команде, передав эстафету.

После игры можно устроить «Дефиле»

21. «Лучшая танцовщица»

Под музыку мамы и дети танцуют по всему залу, как только закончилась музыка, необходимо встать вместе со своей мамой в обруч, чья пара быстрее. Обручей на один меньше, чем пар.

22. «Собери цветок для мамы»

Заранее готовят два больших картонных цветка, мак и василек, с одинаковым количеством лепестков. Цветы разрезают на лепестки и сердцевины. Раскладывают на столе или на полу в беспорядке. Двое игроков (или 2 команды) по сигналу собирают цветок, каждый свой. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

23. «Перенеси покупки»

В одной стороне зала стоят два стульчика. На них разложены: по кегле — «бутылке молока», кубику — «буханке хлеба», мешочку с песком — «пакету сахара». Играющие стоят в другой стороне зала. По сигналу они берут корзины и бегут к стульчикам, складывают «продукты» в корзинку и возвращаются назад. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.

Можно играть 2 командами. Тогда количество продуктов увеличивается, а дети бегут и берут по одному продукту.

24. «Конкурс рецептов»

Ведущий зачитывает рецепты 3 командам. В них перечислены основные ингредиенты знакомых блюд. Нужно правильно и быстро угадать это блюдо.

1-й рецепт: квашеная капуста, соленые огурцы, лук, морковь отварная, свекла и картофель отварные, зеленый горошек и подсолнечное масло (винегрет)

2-й рецепт : яйцо вареное, лук репчатый, морковь, свекла и картофель отварные, майонез, сельдь (селедка под шубой)

3-й рецепт: майонез, лук, морковь отварная, картофель отварной, яйцо вареное, зеленый горошек, колбаса (салат «Оливье»)

25. «Конкурс портретов»

Ведущий показывает заранее нарисованные портреты мам, а мамы должны себя узнать. Можно сопровождать показ портрета коротким рассказом о маме, записанным со слов ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения Всероссийского комплекса ГТО»

План по самообразованию на 2019-2020 учебный годТема: «Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедренияВсероссийского комплекса ГТО»...

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Цель:·        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.·        С...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования» в младшей группе

План по самообразованиюна 2023– 2024 учебный годТема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»в младшей группе...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя Орловой Надежды Александровны Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» на 2023-2026 учебный год для детей 2-7 лет

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, псих...

Индивидуальный план по самообразованию На 2024/2025 учебный год тема: «Развитие мелкой моторики – как средство развития речи младших дошкольников.»

Актуальность темы.В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М...