"Значение нетрадиционных техник рисования в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
статья по теме


Сборник материалов седьмой Всеросийской научно-практической конференции 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пчелина Л.В.

МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка»,

г. Тамбов

Психологические исследования  и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети во время непосредственной образовательной деятельности ведут себя импульсивно, постоянно отвлекаются, другие, напротив, проявляют инертность. Характерной особенностью детей с ЗПР является недоразвитие мелкой моторики  и зрительно – пространственной ориентировки, недоразвитие изобразительно – графических навыков, отсутствие творческого воображения. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается, как единое целое. В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов  на листе бумаги, неправильное соединение отдельных частей между собой, отсутствие изображения мелких деталей.

Изобразительная деятельность занимает особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Она предоставляет возможности для умственного эмоционально – эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Художественно – продуктивная деятельность является одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики. Традиционные способы и техники рисования подразумевают умение изображать предметы тонкими линиями при помощи кисти. Для детей с задержкой психического развития  эта методика является сложной. Проблему развития мелкой моторики у старших дошкольников можно решить через использование нетрадиционных техник в непосредственной образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей с ЗПР и способствует более результативному обучению и развитию, так как эти техники позволяют быстро и относительно просто получить силуэты и детали нужной формы, а новизна способа получения изображения позволяет удерживать детское внимание.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать простого копирования предлагаемого образца, т.к. вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность  применять коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую  эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает  страх перед процессом рисования. В своей работе с детьми я использую многие техники нетрадиционного  рисования: кляксография, рисование ладошкой, рисование печаткой, монотипия, рисование тычком, рисование по мокрому фону, граттаж и др. Один из любимых детьми способов рисования - это рисование свечой. Маленькой тонкой свечкой рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской, на цветном фоне картинка проявляется. Рисование необычными материалами, использование в рисованиии нетрадиционных техник, позволяет детям ощутить множество положительных эмоций. Работа с нетрадиционными техниками изображения  превращается в свободный творческий процесс, который развивает детскую фантазию, воображение, снимает страх перед неудачей. Дети, которые испытывали трудности при рисовании карандашом и кисточкой, с удовольствием рисуют пальчиками, печатками, отпечатками листьев. Очень интересно наблюдать, как дети  дорисовывают кляксу, процарапывают рисунок, используя технику «граттаж». Ребенку трудно общаться, свое настроение он передает с помощью рисунка, он самостоятельно выберет изобразительный материал, который находится в доступном для него месте.  Это повышает его интерес к изобразительной деятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, они с удовольствием рисует на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Используя различные техники рисования, ребенок без особого труда может создать свой собственный шедевр,  у него появится уверенность в своих силах и желание рисовать дальше, быстрее и легче раскроются  его творческие способности. Нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей, тем самым вызывает стремление заниматься таким интересным делом, как рисование. Постепенно дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах, они могут рисовать разными материалами, придумывать свои сюжеты для рисунков.

Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес, воспитать у  детей эмоциональное отношение к миру, так как развить только технические навыки  недостаточно, важно научить ребенка вложить в свое произведение душу, эмоции, чувства, переживания. О результатах художественного обучения можно судить не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования развивается познавательный интерес, происходит коррекция психических процессов и личностной сферы у детей с задержкой психического развития в целом.

Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования у детей формируется уровень развития действий с различными материалами, происходит умственное развитие детей, повышается  уровень творческого воображения, дети получают большой заряд положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....