Главные вкладки

    "Развивалочка" (3-4 года)
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Носова Наталья Викторовна

    Данная программа "азвивалочка" направлена на развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvivalochka_3-4_goda_novaya.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №26 общеразвивающего вида с приоритетным

    осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

    ПРИНЯТО                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

    Педсовет ГБДОУ № 26                                                Заведующая ГБДОУ д/с № 26

    Протокол №___ от                _________Семенова А.В.

    «___» _________ 200_г.                                                      «___»_________200_г.

     

    Программа

     «Развивалочка» (развитие мелкой моторики)

                  Преподаватель                                                                                                                                                  

                                                                            Цуканова Наталья Викторовна

                                                                                                              Программа

                                                                               рассчитана на 1 год обучения

                                                                       Возраст детей – 3-4 года

    Санкт-Петербург

    2013

    Пояснительная записка

    Ранний дошкольный возраст детей (3-4 года)

    Данная программа «Развивалочка» направлена на развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

    Виды деятельности:

    Аппликация («Бумажная тучка»).

    Рисование. Лепка. Аппликация.(«Пластилиновые ягодки»).

    Аппликация («Угощаем белочку»).

    Лепка («Пластилиновые змейки»).

    Аппликация «(Бумажные шарики»).

    Развитие речи («Рассказываем вместе»).

    Рисуют малыши.

    Палочки – выручалочки.

    Нарисуй и раскрась.

    Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам и индивидуально раз в неделю.

    Одним из главных задач развития подрастающего поколения является развитие мелкой моторики, а следственно и развитие речи у ребенка. Именно педагог должен дать представления о мире красок и красоте прекрасного в играх, занятиях и упражнениях.

        1-ая неделя        

                                    Пн.  15.30-16.30

        3-ая неделя          

        2-ая неделя        

                                     Вт. 15.30-16.30

        4-ая неделя          

    Актуальность

    У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими  людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

             Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    В.А. Сухомлинский говорил:

    «Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев».

    «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.

    «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

               Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок

    В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой   и   пищеварительной   систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

           В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

           Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.  Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

    Критерии нормального развития функции речи и руки.

    Возрастные особенности развития функции речи и руки

    Возраст

    Навыки поведения

    Речевая активность.

    (экспрессивная речь)

    3 месяца

     

    Предречевые вокализации: гуканье, гуление, вскрири.

    6 месяцев

     

    Слоговой лепет устойчив, оформлен

    1 год

    Большой палец может быть отодвинут на 90 градусов.

    Полная артикуляция слогов.

    Самостоятельно говорит слова.

    1 год 6 мес. –

    1 год 7 мес.

    1 – 2 года

    Полностью развивается хватательная функция, кубик берёт 5 пальцами сверху. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

     

    Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги.

    Скачок в формировании экспрессивной речи: обращаясь к взрослому, называет предметы, активно подражает речи взрослого

    Складывает предложения.

    Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года)

    2 – 3 года

    Берёт кубик первыми тремя пальцами.

    Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

    Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их.

    Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.

    3 - 4 года

    Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

    Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку.

    4 – 5 лет

    Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

    Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы.

    Примечание: По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут.

    Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

    Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

    1.Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

    2.Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

    3.Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.

    4.Собирать, складывать пирамидки.

    5.Работать с вкладышами (Монтессори).

    6.Застёгивать пуговицы.

    7.Завязывать, развязывать узлы.

    8.Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

    Цели

    Целью работы по развитию мелкой моторики, является развитие

    взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

    В процессе работы над развитием мелкой моторики, стремимся:

    1. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и кистей рук;

    2. Развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность;

    3. Развивать психические процессы:

    -произвольное внимание;

    -логическое мышление;

    -зрительное и слуховое восприятие;

    -память и речь детей;

     -умение действовать по словесным инструкциям и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль  за собственными действиями.

    Задачи

    1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

     2.Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.

    3.Повышать интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в игру.

    4. Развивать умение  взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои действия с движениями партнёра.

    5.Отщипывать и скатывать в мелкие шарики пластилин, прикладывать к бумаге и присоединять путем надавливания.

    6.Отрывать маленький кусочек пластилина от большого и раскатывать «колбаски» (червячки, змейки и др.)

    7.Формировать предметы из раскатанных колбасок (коврик, пирожное и др.)

    8.Вырабатывать навыки рисования пальчиковыми красками, жесткой кистью, губкой, ушными палочками и др.

    9.Вырабатывать интерес к аппликации из рваной бумаги, сворачивать бумагу в комочки, из мелко нарезанной бумаги.

    10. Прививать интерес создавать работы из необычных для детей материалов (соль, крупа, пайетки и др.

    11. . Развить умение выполнять игровые и практические  действия.

    Направления

    Стимулируем пальчики – развиваем речь.

    - речевые игры;

    -игры с упражнениями на развитие мелкой моторики;

    -пальчиковые игры;

     -нанизывание бус  из бисера, пуговиц;

     -расстегивание и застёгивание пуговиц;

     -наматывание и разматывание нитки на катушку;

     -откручивание и закручивание крышечек;   

    Развиваем пальчики – развиваем логическое мышление.

    -дидактические игры;

    -пальчиковая гимнастика;

    -мозаика;

     -мягкий конструктор;

     -настольный строитель;

     -игры с прищепками, скрепками, пипетками, пуговицами;

    Ручки будущих художников.

    -рисование фломастерами, карандашами;

    -рисование пальчиками;

    -рисование ладошками;

    -аппликация из комков бумаги;

    -аппликация из рваной бумаги;

    -аппликация с элементами лепки;

    -лепка;

    Палочки – выручалочки.

    -развитие математических представлений;

    -решение логических задач;

    -ориентирование на листе бумаги и в пространстве;

    -счет;

    -сравнивание предметов – большой, маленький;

    Формы работы:

    Индивидуальная.

    Подгрупповая.

    Место проведения:

    Помещение группы, площадью 40 м2.

    Оборудование помещения:

    Ковровое покрытие.

    Доска.

    Фланелеграф.

    Маркерная доска.

    Столы.

    Стулья.

    Оборудование для занятий:

    Альбомные листы.

    Ксерокопии картинок.

    Гуашь.

    Пальчиковые краски.

    Кисточки.

    Клей.

    Цветная бумага.

    Пластилин.

    Счетные палочки.

    Игры на развитие мелкой моторики.

    Методическое обеспечение:

    М. Г. Борисенко, Т. А. Детешидзе, Н. А. Лукина «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем» (Развитие общей моторики). Санкт-Петербург «Паритет», 2002 год.

    М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Наши пальчики играют» (Развитие мелкой моторики). Санкт-Петербург «Паритет», 2002 год.

    Е. Янушко «Рассказываем вместе» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко « Бумажная тучка» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко «Бумажные шарики» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко «Пластилиновые змейки» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко «Угощаем белочку» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко «Пластилиновые ягодки» ООО «Издательство «Эксмо», 2013 год.

    Е. Янушко  «Палочки-выручалочки»,  «Мозаика-синтез», Москва, 2011год.

    Е. Янушко «Нарисуй и раскрась», «Мозаика-синтез», Москва, 2011год.

    Е. Гатальская, А. Василевская, Н. Василевская «Рисуют малыши» «Мозаика-синтез», Москва, 2011год.

    Предполагаемые результаты:

    1.Научиться сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью (пальчиковая гимнастика).

    2.Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной.

    3.Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в игру.

    5.Правильно держать карандаш в руке, рисовать простые узоры.

    6.Работать с пластилином: отщипывать, скатывать шарики, прижимать и расплющивать, скатывать «колбаски», формировать простые поделки.

    7. Правильно держать кисть в руке, работать жесткой кистью, пальчиковыми красками, губкой и др.

    8.Рвать бумагу, скатывать ее в комочки, работать с клеем -  карандашом и клеем ПВА.

    9.Привить интерес к нетрадиционным видам деятельности: рисование ладошками, ножками, выдувание краски, работа с крупой, солью, пайетками.

    Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте

    Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.

    Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:

    1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:

    -нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;

    -нарисовать птичек;

    -изобразить солнце с лучами.

    2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.

    3. Рисование карандашами и красками различными способами.

    4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.

    5. Разнообразная работа с ножницами.

    Если моторика развита плохо…

    Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:

    гипотония - слабое сжатие ручки;

    гипертония - сильное сжатие ручки;

    макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.

    Рекомендуется проводить следующие упражнения:

    1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);

    2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);

    3. Нейропсихологическое расслабление:

    -массаж;

    -упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;

    -упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.

    -выкладывание палочек различными пальцами;

    -посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;

    4. Упражнения на ритмическую организацию движений.

    Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.

    -хлопки;

    -постукивание палочками;

    -ритмичные щелчки;

    -специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);

    -игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

    Хотелось бы ещё раз отметить, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни и помнить о том, что чем выше двигательная активность ребёнка, степень сформированности тонких движений пальцев рук, тем лучше развита его речь.

    Осень

    Октябрь

    1.«Мухомор»

     (Рисование. Лепка Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    2.«Червячки»

    ( Лепка. «Пластилиновые змейки»).

    3.«Красивая занавеска»

    («Рисуют малыши», рисование пальчиками).

    4.«На диване кот лежит…»

     («Рисуют малыши», рисование пальчиками).

    Ноябрь

    1. «Тучка»

    (Аппликация. Рисование .)

    2.«Рыбка»

      (Лепка. Пластилиновые пятнышки).

    3.«Я, наверное, герой…»

       («Рисуют малыши»).

    4. «Орешки для белочки»

    (Рисование. Лепка Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

     

    Зима

    Декабрь

    1. «Зернышки для птичек»

    (Рисование. Лепка Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    2. « Новогодняя елка»

    («Рисуют малыши», рисование пальчиками»).

    3. «Ёлочка»

    (Рисование карандашом, пальчиковыми красками)

    4.«Елочные шары»

    (Аппликация. «Бумажные шарики»).

    Январь

    1.«Нарядная елка»

      (Рисование восковыми мелками и акварелью).

    2.«Горошки для петушка»

    (Рисование. Лепка Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    3. «Большой слон»

    (Рисование ладошкой).

    4. «Клубочки»

    (Лепка. «Пластилиновые змейки»).  

    Февраль

    1. «Морская звезда»

    (Рисование. Лепка Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    1. «Шерстяной клубок»

    («Рисуют малыши»).

    1. «Веселые и грустные кляксы»

    (Выдувание рисунков).

     4. Поздравительная открытка к 23 февраля.

    Весна

    Март

    1.Поздравительная открытка к 8 Марта.

    2. «Разноцветные бусы».

    (Аппликация. «Бумажные шарики»).

    3. «Коврик»

    (Лепка. «Пластилиновые змейки»).

    4. «Удав и его бабушка»

    (Рисование ватными палочками).

    Апрель

    1. «Цыпленок и утенок»

    (Тычок жесткой полусухой кистью)

    2. «Корзинка ягод»

    ( Аппликация. «Бумажные шарики»).

    3. «Улитки»

    (Лепка. Пластилиновые змейки)

    4. «Божья коровка»

    (Рисование. Лепка. Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    Май

    1. «Черепаха с черепашатами»

    (Рисование гуашью и солью)

    2. «Морские камешки»

    (Аппликация. «Бумажные шарики»).

    3. «Жук»

    ((Рисование. Лепка. Аппликация. «Пластилиновые ягодки»).

    4. «Тропинки»

    (Лепка. Пластилиновые змейки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»

    Развитие математических способностей детей с использованием  дидактических игр и технологии мнемотехники.  Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....

    Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

    Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...

    Программа общего музыкального развития дошкольников "Тилибом - музыкальная развивалочка"

    Программа кружковой работы по музыкальному развитию детей...

    "Развивалочка"

    Для родителей  и воспитателей представлены дидактические игры для детей, каждая игра дана с усложнением....

    Кружковая деятельность по развитию мелкой моторики рук "Развивалочка"

    Кружок проводится с детьми старшей группы 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 8 - 10 минут. Первое занятие проводится с детьми, у которых имеются проблемы в развитии мелкой моторики. Второе зан...

    Многофункциональное дидактическое стеновое панно «По тропинкам Развивалочки…»

    "Интерактивное стеновое панно как средство самовыражения и развития творческой инициативы детей в условиях обновления развивающей предметно- пространственной среды ДОУ" (в рамках Международной заочной...

    «Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет

    laquo;Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет Логоритмика для детей – что это такое?Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: и...