Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Трояк Наталья Георгиевна

Развитие математических способностей детей с использованием  дидактических игр и технологии мнемотехники.  Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Развивалочка".doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад № 103 комбинированного вида                                                    Калининского административного района                                                                

  Санкт-Петербурга

Принята                                    «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                         Зав д/с:                       Ю. М. Глазова

«     »                              20   г.

Протокол №               .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Развивалочка»

(Развитие математических способностей детей с использованием         дидактических игр и технологии мнемотехники)

Для детей 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год.

                                                                                                    Преподаватель

Трояк Наталья Георгиевна

Санкт-Петербург

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет жизни отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей малышей. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процесса освоения новых способов действия.

  Предлагаемая программа поможет малышу в занимательной игровой, интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации.

   Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь ребёнка как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Одной из важных составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому, занимаясь с детьми, широко используем упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности: игровой, конструктивной, художественной. В игровой форме происходит проживание ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.

Цель: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики, с использованием дидактических игр и приёмов мнемотехники.

Задачи:

1. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

3. Формирование пространственных и временных представлений.

4. Знакомство детей с цифрами и числами.

5. Формирование у детей навыков запоминания любой информации, используя   мнемотехнические приемы запоминания, развитие тактильной памяти.

6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие  умозаключения.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

  •  Программа основана на эмоционально-образном восприятии математических понятий с применением методов  игротреннинга и приёмов мнемотехники.
  • Образовательная деятельность – это объединённое единым сюжетом повествование-сказка.
  • Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.
  • Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы, всегда положительный, по ходу сюжета – кого-то спасли, кому-то помогли и т.п.
  • Новый материал отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется речевая проработка материала. Математические понятия воспринимаются ребёнком через знакомые ему эмоции и чувства.
  • Задания очень разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.
  • Образовательная деятельность включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Всё это вписано в сюжетную линию.
  • В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.

Программа разработана для детей от 4 до 5 лет.

Образовательная деятельность проводятся во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия 20 минут.

К концу года основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Ожидаемые результаты:

  -  Сформирована познавательная мотивация, развит интерес к математике и процессу обучения в целом.

  -  Сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

  -  Продолжают и составляют ряд из предметов или фигур, отличающихся одним, двумя или тремя   признаками. Самостоятельно составляют  подобные ряды.

  -   Соотносят запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов.

  - Используют мнемотехнические приемы: мнемодорожка, мнемотаблица и пиктограмма при заучивании стихотворений, запоминании нового материала.

  - Совершенствуется речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие  умозаключения.

Способы проверки:

- диагностические задания,

- задания в рабочих тетрадях.

Формы подведения итогов:

  - открытые мероприятия для родителей,

  -  вечера досугов.

                                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы

п/п

Разделы программы (основные задачи)

Количество часов (в мин)

1

Знакомство с числами и цифрами, обучение счету.

(Сформировать представление о числах  и цифрах, используя приемы мнемотехники)

200 мин

2

Знакомство с математическими величинами

(С использованием игр с блокам  Дьенеша, приемами мнемотехники)

160

3

Знакомство с пространственными геометрическими фигурами

(Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма).

80

4

Знакомство с таблицей

(Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец) с помощью игр с блокам  Дьенеша, приемов мнемотехники)

60

5

Знакомство с мнемотехническими приемами запоминания – ассоциация, цепочка, повторение.

 (Развивать память, мышление, внимание )

40

6

Сравнение совокупностей. Поиск и составление закономерностей.

(Формировать представление о ритмическом рисунке используя развивающие игры Никитина, Воскобовича)

40

7

Знакомство с пространственными и временными отношениями.

(Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве с  использованием приёмов мнемотехники и дидактических игр)

60

        Итого

440 мин

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИВАЛОЧКА»

№темы

        Тема

Цели

Краткое описание темы

1

Сравнение совокуп-ностей

Формировать познавательную мотивацию с помощью игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Учить сравнивать группы

предметов по количеству различными способами. Формировать представления о сохранении количества.

Развивать умение анализировать, сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду и аргументировать свои высказывания.

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д. Выделение признаков сходства и различия

Сравнение совокупностей по количеству (до 10 предметов) на основе составления пар (равно – не равно, больше, меньше).

Поиск и составление закономерностей (ритмический рисунок)

Развитие представлений о сохранении количества

Объединение предметов в группу по общему признаку

2

Числа от

1 до 10

Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие цифры.    Учить считать до 10 на основе сравнения двух совокупностей.

Закреплять умение  сравнивать и уравнивать количество предметов двумя способами.

Формировать умение выде-лять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.

Формировать представления о порядковом счете в пределах 10.

Закреплять прямой счет в пределах 10.

Сформировать представление о числе и цифре 0.

Развивать внимание, память, мыслительные операции.

Повторение: числа и цифры 1 – 5

Представление о числах 6-10. Образование чисел. Знакомство с цифрами 6 – 10, используя приёмы мнемотехники (методы

трансформации, крокирования, ассоциативных цепочек, опор и упражнения на развитие тактильного восприятия – тактильные дощечки).

Счет.

Сопоставление цифр 1-10 с количеством и умение пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов.

Числовой ряд и порядковый счет.

Представление о числе 0. Знакомство с цифрой 0.

3

Величины

Познакомить детей с методами сравнения по длине, высоте, ширине, толщине, объему.

Развивать речь. Вводить в активную речь слова, определяющие длину, высоту, ширину, толщину предметов и соотношение предметов по длине, высоте, ширине, толщине, объему.

Развивать мышление, внимание, восприятие.

(Используем игры с блокам  Дьенеша, приемы мнемотехники).

Длина.

Высота.

Ширина и толщина.

Объем (вместимость).

Практическое измерение длины, высоты с помощью условных мер.

Практическое измерение объема с помощью условных мер.

Сравнение двух предметов по этим величинам.

Обозначение результатов сравнения словами: длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, равны.

4

Таблица

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

(Используем игры с блокам  Дьенеша, приемы мнемотехники).

Таблица. Понятия строка, столбец.

5

Фигуры

Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма.

Представления о  фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).

Их распознавание.

6

Ознаком-ление с пространст-венными и временнымиотноше-ниями.

Формировать временные представления: раньше, позже, впереди, сзади,слева,справа, между.

Сформировать умение ориентироваться по элемен-тарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Учить выявлять законномер-ность в расположении фигур, продолжать её, учить обосно-вывать.

(Используем приёмы мнемотехники и дидактические игры).

Формирование временных отношений: раньше, позже.

Формирование простр. представления: впереди, сзади, слева, права, между

Знакомство с планом.

7

Повторение и закрепление пройденного материала.

Закрепление ранее получен-ных знаний: навыки счета, пространственно-временные отношения.

Развивать мышление, внимание, память с использованием приемов мнемотехники.

Игра-путешествие (дидактические игры, развивающие игры, различные приемы мнемотехники).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

темы

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1

Сравнение совокупностей

Занятие-игра

Объяснительно-иллюстратив-ные методы, игровые приемы

Демонстрацион-ный материал Л.Г. Петерсон «Игралочка», видеоматериалы, иллюстрации.

Раздаточный материал М. А. Касицина «Я начинаю считать» ч.2.

Дидактические игры математического содержания.

Развивающие игры: Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина (уникуб, сложи узор, кубики для всех).

Мнемотаблицы, мнемодорожки, пиктограммы.

Картотеки игр, физкультминуток.

Презентации.

(Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами).

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

2

Числа от

1 до 10

Занятие - игра

Наглядные методы, работа по образцу

Тестовые задания

3

Величины

Занятие - игра

Исследователь-ские методы, игровые приемы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

4

Таблица

Занятие - игра

Наглядные методы, беседы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

5

Фигуры

Занятие - игра

Исследователь-ские методы, игровые приемы

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

6

Ознакомление с пространст-венными и временными отношениями.

Занятие - игра

Частично-поисковые методы, игровые приемы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

7

Повторение и закрепление пройденного материала.

Занятие -  игра

Частично-поисковые методы, беседа

Вечер досуга.Игра-путешествие

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-  Бодрова И.В., Васильева С.А., Горохова О.В., Мешкова Т.В., Гордиевская Т.В.  

   Мнемотехника для детей. СПб, 1998.

-  Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М., 1982.

-  Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Издательство: Сфера, 2009 г.

-  Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.  

   Москва. 2006г.

-  Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990

-  Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е.  Игралочка. Математика для детей 4-5 лет.

   Часть 2 Серия: Библиотека "Школа 2100" Издательство: Ювента, 2010 г.

-  Рузина М. С.  Страна пальчиковых игр. Издательство: Кристалл, 2000 г.

-  Узорова О. В.  Пальчиковая гимнастика. Издательства: Астрель, АСТ, 2007 г.

-  Чистякова М.И. «Психогимнастика» Издательство: Просвещение, Владос. 1995.

-  Образовательная система «Школа 2100» Издательство: Баласс, РАО, 2004 г.

-  «Учимся по сказке» Мнемотехника для дошкольников. Мин. Просв., СПб, 2000.

-  «Развивающие игры В.В. Воскобовича» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Программа дополнительного образования"Развивалочка"

Программа дополнительного объеденения "Развивалочка" Я составила программу по дополнительному образованию дошкольников, которая построенна по прграмме «Ломоносовской школы»....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....