Программа дополнительного образования"Развивалочка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

ШАТУНОВА ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА

Программа дополнительного объеденения "Развивалочка"

Я составила программу по дополнительному образованию дошкольников, которая построенна по прграмме «Ломоносовской школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающий курс 

для детей дошкольного возраста 

«Развивалочка»

программа составлена на основе серии «Ломоносовская школа»,

изд-во «Эксмо», 2019 г. 

срок реализации – один учебный год

                                   

Составиль  программы:

Шатунова Лариса Михайловна

г. Москва

2019 год

Дополнительная общеобразовательная программа. Подготовка к школе детей дошкольного возраста «Развивалочка»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Ломоносовской школы» для подготовки детей 5-7 лет к школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и научным руководителем Ломоносовской школы, автором образовательной технологии «Интеллект», доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права, научным руководителем авторского коллектива педагогов, создавших  более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями М.А Зигановым.

Программа «Ломоносовская школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. психометрические параметры

Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

 Основные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы:

  • подготовка к школе носит развивающий характер;
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  •  программа готовит к любой системе школьного образования.

 Основные принципы построения программы:

  • общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
  • развитие творческой деятельности;
  • развитие личностных компетенций;
  • поддержка и сохранение здоровья;
  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  • сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

 Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность; достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;
  • разнообразие игровых и творческих заданий;
  • многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

 Ведущая деятельность:

  • игра;
  • продуктивная, творческая деятельность;

Результаты освоения программы

 В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
  • Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
  • Развитие мотивации к учебной деятельности.

Развивающие:

  • Прививать ответственное отношение к учебе;
  • Активизировать творческий потенциал;
  • развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
  • Развивать память, мышление, воображение.

Воспитывающие:

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
  • Формировать культуру общения друг с другом;
  • Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
  • учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
  • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

Особенности программы

Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

    ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.

Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Организуя работу ребят по развитию речи, необходимо ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний о мире, в котором мы живём, о природе, жизни животных, труде людей и результатах труда, общечеловеческих ценностях, любви к родным, дому, умению дружить и т.д.

Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду.

     ОБУЧЕНИЕ СЛОГОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ  

В данный период предусматривается:

• развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи;

• учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 - 3 односложных или двусложных слов;

• учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками;

• учить отвечать на вопросы учителя, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед классом, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы;

• знакомить с написанием сочетаний: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН;

• знакомить с написанием большой буквы в начале предложения, имени человека, кличке животного;

• учить объединять предметы по существенным признакам (в связи с чтением или наблюдением).

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.

   Средства, необходимые для реализации программы:

  • учебно-тематическое планирование;
  • азбука;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия;

   Структура программы:

Срок реализации 1 год.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия -  30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Начало занятий – сентябрь 2019 года.  Окончание занятий – май 2020 года.

Планирование по курсу «Обучение грамоте»

  № п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Занятие

Учимся правильно сидеть за столом, держать карандаш.

Пишем гласные буквы

Знакомимся с понятиями лево-право, после, между, впереди, за, верхний, нижний.

Слова состоящие из гласных

0,5

Занятие1

Учимся ориентироваться в пространстве

Пишем звонкие согласные буквы

0,5

Занятие 2

Обводим и рисуем горизонтальные линии

Пишем глухие согласные

Обводим и рисуем вертикальные линии

Пишем слоги

0,5

Занятие 3

Обводим и рисуем вертикальные линии

Занятие 4

Обводим и рисуем наклонные линии

Пишем недостающие части букв

0,5

Занятие 5

Обводим рисунки по контуру

Пишем слоги с буквой а

Штрихуем картинки горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями

Пишем слоги с буквой о

0,5

Занятие 6

Штриховка картинок, придумываем свои направления штриховки.

Пишем слоги с буквой у

Пишем слоги с буквой ы

Пишем слоги с буквой и

0,5

Занятие 7

Штриховка картинок разными линиями

0,5

Занятие 8

Рисуем спирали

0,5

Занятие 9

Рисуем круги и овалы

0,5

Занятие 10

Рисуем дорожки.

Пишем слоги с буквой ю

Обводим и рисуем петлеобразные линии.

Пишем  слоги с буквой я

0,5

Занятие 11

Обводим и рисуем петлеобразные линии.

Пишем слоги с буквой е

Обводим и рисуем петлеобразные линии.

Пишем слоги с буквой ё

0,5

Занятие 12

Обводим и рисуем петлеобразные линии

Занятие 13

Обводим и рисуем зигзаги.

Пишем  слоги с твердыми согласными

0,5

Занятие 14

Обводим и рисуем различные линии в картинках

Занятие 15

Пишем буквы А,а и Д,д.

Переставь буквы, напиши слова

0,5

Занятие  16

Пишем буквы М,м и Л,л.

Впиши буквы

0,5

Занятие 17

Пишем буквы С,с и Э,э.

Написание мягкого знака в словах

0,5

Занятие 18

Пишем буквы О,о и Ю,ю.

Напиши  названия к картинкам

0,5

Занятие 19

Пишем буквы З,з и Я,я.

Пишем мягкий разделительный знак в словах

0,5

Занятие 20

Повторяем написание пройденных букв.

Пишем разделительный твердый знак в словах

0,5

Занятие 21

Пишем буквы Р,р и Ф,ф.

Пишем предложения

0,5

Занятие 22

Пишем буквы Б,б и В,в.

Пишем предложения

0,5

Занятие 23

 Пишем буквы К,к и У,у.

0,5

Занятие 24

Пишем буквы Н,н и И,и,й.

Пишем названия животных

0,5

Занятие 25

Пишем буквы Г,г и Т,т.

Пишем названия рыб

0,5

Занятие 26

Пишем буквы П,п и Ч,ч.

Непарные твердые и мягкие согласные. Пишем названия животных

0,5

Занятие 27

Пишем буквы Ц,ц и Щ,щ

Чистоговорки. Пишем названия насекомых.

0,5

Занятие 28

 Пишем буквы Ш,ш, Е, е, Ё,ё

 Чистоговорки. Пишем названия птиц.

0,5

Занятие 29

Пишем буквы Ж,ж и Х,х

Спрятавшиеся слова. Пишем названия овощей.

0,5

Занятие 30

Пишем буквы ь, ы.ъ

Игры со словами. Пишем названия фруктов.

0,5

Занятие 31

Пишем пройденные буквы

0,5

Занятие 32

Алфавит. Письмо слов и букв

0,5

Занятие 33

Итого

16,5

Планирование по курсу «Обучение чтению и развитие речи» (Хочу читать)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Занятие

1.

Гласные звуки и буквы

0,5

Занятие1

2.

Слова, состоящие из гласных.

0,5

Занятие 2

3.

Звонкие согласные звуки и буквы.

0,5

Занятие3

4.

Глухие согласные.

0,5

Занятие 4

5.

Слова, состоящие из гласной и согласной

0,5

Занятие 5

6.

Упражнения на закрепление.

0,5

Занятие 6

7.

Слоги-слияния с гласной а.

0,5

Занятие 7

8.

Слоги-слияния с гласной о.

0,5

Занятие 8

9.

Слоги-слияния с гласной у.

0,5

Занятие 9

10.

Слоги-слияния с гласной ы.

0,5

Занятие 10

11.

Слоги-слияния с гласной и.

0,5

Занятие 11

12.

Слоги-слияния с гласной ю.

0,5

Занятие 12

13.

Слоги-слияния с гласной я.

0,5

Занятие 13

14.

Слоги-слияния с гласной е.

0,5

Занятие 14

15.

Слоги-слияния с гласной ё.

0,5

Занятие 15

16.

Твердые и мягкие согласные.

0,5

Занятие 16

17.

Односложные и двусложные слова.

0,5

Занятие 17

18.

Односложные слова.

0,5

Занятие 18

19.

Слова со стечением согласных.

0,5

Занятие 19

20.

Мягкий знак.

0,5

Занятие 20

21.

Мягкий знак в середине слова

0,5

Занятие 21

22.

Мягкий разделительный знак

0,5

Занятие 22

23.

Твердый разделительный знак.

0,5

Занятие 23

24.

Предложение. Виды предложений.

0,5

Занятие 24

25.

Текст. Вопросы к тексту.

0,5

Занятие 25

26.

Слог.

0,5

Занятие 26

27.

Гласная и слог.

0.5

Занятие 27

28.

Непарные твердые и мягкие согласные.

0,5

Занятие 28

29.

Чистоговорки.

0,5

Занятие 29

30.

Чистоговорки.

0,5

Занятие 30

31.

Спрятавшиеся слова.

0,5

Занятие 31

32.

Игры со словами.

0,5

Занятие 32

33.

Сказки.

0,5

Занятие 33

Итого:

16,5

Литература

  1. Безруких М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М. М. Безруких \\ Дошкольное воспитание. – 2003 - №2
  2. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  3. Евдокимова А. Дифференцированный подход в обучении грамоте шестилетних первоклассников. / А. Евдокимова //Обруч. – 1996. - № 5, № 6.
  4. Овчинникова Л. Графические диктанты. / Л. Овчинникова // Обруч. – 2001. - №2.
  5. Салмина Н. Г., Глебова А. О. Учимся рисовать. Клетки, точки, штрихи. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2018
  6. Локалова Н. П., Локалова Д. П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2018.
  7. Косинова Е. М. Логопедический букварь. – М.:Махаон, Азбука – Аттикус, 2018.
  8. Егупова В. А. Хочу читать: для детей 5-6 лет – Москва: Эксмо 2018.
  9. Володина Н. В. Пишу буквы: для детей 5-6 лет в двух частях – Москва: Эксмо 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»

Развитие математических способностей детей с использованием  дидактических игр и технологии мнемотехники.  Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....

Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...