Главные вкладки

    Построение профессиональной педагогической карьеры
    статья на тему

    Жукова Александра Александровна

    Построение профессиональной педагогической карьеры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_ped.chase_fevral_2016_goda.docx16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карьера —  продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

    Карьеру  —  траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри - и  внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

    Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек принимает в своей жизни, т.к. достижения человека в какой-либо сфере жизнедеятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совместимости личностных ожиданий в области карьеры с возможностями организации.

    Понятие служебной карьеры можно трактовать и в широком, и в узком смысле.

    В широком понимании карьера — это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться.

    В узком понимании карьера — продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера — это желанный путь вверх, осознано выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).

    Можно дать определение карьеры и с точки зрения ее как мобильного движения работника в сторону улучшения способа жизни, предоставляющего ему стабильность в социальном потоке бытия. Карьера — это процесс получения жизненно важных ценностей, благ, признательности в обществе и на рабочем месте.

    Карьерному росту способствуют˸

    1) должностные ступени, уровни иерархии;

    2) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания;

    3) статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.п.);

    4) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);

    5) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).

    Карьера — это профессиональный рост человека, увеличение его влияния, авторитета͵ статуса в окружающей среде, проявляющийся в его продвижении по ступеням должностной, квалификационной, материальной и социальной лестницы.

    Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.

    Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

    Виды карьеры

    Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития˸ обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта͵ связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

    Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех базовых направлениях˸

    - вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, ᴛ.ᴇ. в данном случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением принято понимать подъем на более высокую ступень структурной иерархии, должностной рост;

    - горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую  
    функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (к примеру, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); ᴛ.ᴇ. это продвижение внутри организации, к примеру работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

    - центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой принято понимать движение к ядру, руководству предприятия. К примеру, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства, ᴛ.ᴇ. это продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.

    Критерии классификации. Виды карьеры. Особенности карьеры.

    1. Среда рассмотрения профессиональная Сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития˸ обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию, внутриорганизационная охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации

    2.  Направление карьерного роста вертикальный подъем на более высокую ступень структурной иерархии горизонтальное перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре, а также расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени центростремительное  движение к ядру, руководству организации

    3. Принадлежность к определенной сфере деятельности карьера специалиста Перемещение конкретного специалиста по карьерной лестнице, к примеру, карьера менеджера, карьера врача и т.д.

    4.Характер изменений властная: связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации; квалификационная: предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки какой-либо профессии;  статусная: увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы; монетарная: повышение уровня вознаграждения работника, а именно˸ уровня оплаты труда, объёма и качества предоставляемых ему социальных льгот.

    Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...

    Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

    В статье рассматривается профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Описывается подход к понятию " компетентность" в зарубежной и отечественной литературе. Профессиональная компетентность руков...

    Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

    Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

    Методические принципы построения программы педагогического сопровождения детей с СДВГ...

    Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

    Обучение педагогов основам эффективного общения. Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.Повышение п...

    «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно- нравственного воспитания, через построение целостного педагогического процесса»

    Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам  духовно- нравственного воспитания,  средствами народной культу...