Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива
статья по теме

Щербакова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Описывается подход к понятию " компетентность" в зарубежной и отечественной литературе. Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как одно из условий создания профессионального педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

         Система дошкольного образования, как обозначено в Законе «Об образовании Российской Федерации», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

В  дошкольном  образовательном  учреждении руководитель   является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных  учреждений  происходят значительно быстрее, особая роль уделяется  управленческому  мастерству. От профессиональной компетенции  руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития  учреждения, его социальный статус.

.В любом виде профессиональной деятельности важное значение имеет выявление сущности понятия «компетентность».

Понятие компетентности начал распространять Р. Бояцис. Он развил его в исследовании, в котором установил, что успешного руководителя от менее успешного его коллеги отличает целый ряд факторов, включающий в себя личные качества, мотивы, опыт и поведенческие характеристики, которые называются по-разному. Р. Бояцис определял компетентность руководителя как: «Способность человека вести себя определенным образом, который удовлетворяет требованиям работы в определенной организационной среде, что, в свою очередь, является причиной достижения желаемых результатов». Он предлагал следующие группы компетентности:

  • цель и деятельность руководства;
  • управление подчиненными;
  • управление человеческими ресурсами;
  • лидерство.

В работе Ю.Н. Кулюткина дается такое определение: «Компетентность - это система знаний и умений педагога, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач»

Таким образом, можно выделить следующие определения профессиональной компетентности руководителя:

  • поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы;
  • любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы;
  • основные способности и потенциальные возможности, необходимые, чтобы хорошо делать определенную работу;
  • все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу;
  • основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы.

Профессиональная компетентность руководителя, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности и ориентация на достижения.

Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность руководителя. Некоторые утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него. Б. Спенсер уверен, что компетентность состоит из:

  • мотивов − образцов основных потребностей, которые управляют и направляют поступки, заставляя человека делать выбор;
  • свойств − основных склонностей к определенному поведению или способу реагировать; например самоуверенность, самоконтроль, устойчивость к стрессам, выносливость;
  • «Я»−концепции − установок или ценностей человека;
  • объема знаний − знания фактов или процедур, технических (каким образом отыскать неисправность в компьютере) или коммуникативных (каким образом предоставить обратную связь);
  • когнитивных и поведенческих навыков − скрытых от наблюдения (например, способность к дедуктивным или индуктивным умозаключениям) или видимых (например активное слушание).

Профессиональная компетентность - это осознание руководителем «себя» в профессиональной деятельности. А это означает:

- осознание своих потребностей, интересов, стремлений, ценностных ориентации, социальных ролей и мотивов;

- оценка своих профессиональных возможностей (знаний, умений, навыков);

- соотношение профессионально важных качеств с их нормативом - общественно значимыми требованиями профессии;

- выработка собственной линии поведения, своего индивидуального стиля занятости на основе самооценки себя как профессионала.

К компонентам профессиональной компетентности руководителя ДОУ относится:

Личностно-творческий компонент характеризует уровень личного саморазвития руководителя ДОУ, степень овладения способами саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, жизненного и профессионального самоопределения, отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих актуализацию человеческого потенциала руководителя ДОУ, является его рефлексивная способность. Поэтому она рассматривается как одна из ведущих характеристик управленческой культуры.

Важно признать, что личностно-творческий компонент придает управленческой культуре руководителя, кроме социальной направленности, различные субъективные свойства, характеризующие его творческую индивидуальность, субъектный опыт, индивидуально-личные способности. Личность руководителя обогащается в духовной, творческой, созидательной деятельности, направленной на преобразование ДОУ.

Важнейшим личностным качеством, характеризующим уровень профессиональной культуры руководителя ДОУ, является его индивидуальный стиль мышления.

Таким образом, личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя ДОУ раскрывает управление образовательным учреждением как творческий акт. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель ДОУ преобразовывает, интегрирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. В управленческой деятельности руководитель ДОУ самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя ДОУ включает в себя способы и приемы управления дошкольным образовательным учреждением. Технология внутри дошкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя ориентироваться в области педагогического анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и корректирования управленческой деятельности. Уровень управленческой культуры руководителя ДОУ зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Творчески работающий руководитель создает свои управленческие технологии в соответствии с внутренними потребностями конкретной системы ДОУ и с учетом индивидуальных творческих возможностей. Технологичность профессиональной деятельности руководителя ДОУ призвана способствовать достижению высоких результатов управления дошкольной системой. Важное место отводится овладению руководителем информационными, личностно-ориентированными технологиями управления.

Успешная реализация профессиональных знаний и умений руководителя ДОУ в значительной степени зависит от того, насколько ему присущи такие деловые личные качества, как:

- целеустремленность, организованность, реалистичность и последовательность;

- уверенность, умение формулировать и четко ставить цели, ясно и настойчиво стремиться к их достижению;

- способность и умение убеждать подчиненных в правильности принятого им решения;

- чувство нового, творческий подход к делу;

- аналитико-синтетические умения в проведении хода и результатов работы в их оценке;

- потребность в постоянном расширении и углублении своих знаний в вопросах педагогики, психологии, экономики, юриспруденции, теории управления дошкольным учреждением.

Таким образом, профессиональная компетентность руководителя ДОУ может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов, одним из которых является его правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления ДОУ.

Во многих организациях есть группа работников, которые занимаются педагогической деятельностью — дошкольные и образовательные учреждения, детские приюты, интернаты и пр. Эта группа образует педагогический коллектив, который является по существу коллективным субъектом такой деятельности. Он же создает максимально благоприятные условия для отдельных педагогов и их профессионального роста. Педагогический коллектив называется и является таковым не потому, что образован педагогами, а потому что живет и действует в общих интересах достижения максимальных педагогических результатов. Это, прежде всего общность увлеченных и страстно преданных педагогическому делу людей, где ум, знание, понимание, уважение, доказательность, убежденность, гуманность, демократичность, духовность выступают высшими ценностями, мерками справедливости и условием профессионального успеха.

К условиям создания профессионального педагогического коллектива, относится:

  1. Социально-профессиональная направленность педагогов. Единство целей, воли коллектива, общественное мнение является регулятором поведения его членов, коллектив ставит цели развития и саморазвития. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью.
  2. Профессиональная организованность. Коллектив отличается высокой профессиональной активностью, профессиональные задачи решаются в коллективе слаженно, действия отличаются согласованностью, коллектив самостоятельно выбирает организаторов, взаимодействия.
  3. Профессиональная компетентность педагогов и руководителя ДОУ. Коллектив с высокой степенью развитости различных видов профессиональной компетентности. Систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива. Созданы условия для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей членов коллектива.
  4. Системообразующие связи. Гармоничное сочетание формальных и неформальных отношений в коллективе.
  5. Сплоченность. Высокая степень ценностно-ориентационного единства в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество осуществляется не только в деловой сфере, но и в неформальной. Сформированы коллективные ценности, традиции и нормы. Стабильность состава устойчивая.
  6. Профессиональная координированность (согласованность). Профессиональная деятельность отличается высокой координированностью индивидуальных деятельностей педагогов, наличием взаимосвязанности основных этапов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины
  7. Профессиональая активность личности в коллективе. Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в процессе жизнедеятельности
  8. Процессуальные характеристики профессиональной деятельности. Система работы по профилактике профессиональных деформаций способствует снижению возможностей для их развития в коллективе. Повышенное внимание к новым членам, оказание необходимой помощи, облегчающей процесс адаптации.
  9. Динамика профессионального роста. Высокие темпы повышения профессионального мастерства педагогов, обусловленные внутренней потребностью в профессиональном самосовершенствовании

Среди основных условий для профессионального становления педагогического коллектива необходимо выделить  профессиональную компетентность руководителя ДОУ. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность формирования профессионального педагогического коллектива. Она характеризуется наличием общего понимания педагогами необходимости и возможности учета педагогических аспектов профессиональной деятельности, пониманием этого не как «дополнительной нагрузки», а как дела, укрепляющего авторитет самого работника и организацию, повышающего успешность ее деятельности, формирующего имидж, способствующего росту самоуважения, личностному развитию, укреплению чувства гражданственности и профессиональному росту.

Руководитель ДОУ создаёт эмоционально-комфортные условия для работы, обеспечивает поддержку каждому члену коллектива в самореализации, и саморазвитии. Профессиональные компетенции руководителя позволяют ему быть интеллектуальным лидером, превосходным педагогом-профессионалом, педагогически и психологически умелым организатором.

Если в работе с педагогами руководитель:

• проявляет культурность, уважительность, тактичность, внимание к повышению его профессионализма;

• предъявляет требования к среднему и младшему начальствующему составу со своей стороны поступать также;

• в выступлениях, при разборах и подведении итогов, в индивидуальных разговорах затрагивает вопросы воспитания, обучения, образования и развития, имиджа организации, должного обращения с посетителями, клиентами;

• организует в соответствии с требованиями деятельности необходимые занятия по педагогике;

• осуждает отрицательные факты и принимает меры к их не повторению, а также ставит в пример и поощряет положительно отличившихся, — то большинство сотрудников займут позицию субъекта педагогической работы и постараются выполнять ее качественно.

Это приведет к более успешному становлению профессионального педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....

" Проблема развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в контексте управления педагогическими системами"

В условиях развития современного общества потребность в повышении эффективности управления педагогическими системами обуславливает решение проблем, связанных с подготовкой кадров к управленческой деят...

Доклад на тему: «Эффективные механизмы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО»

Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...