Семинар "Опыт работы с педагогами ДОУ по формированию конструктивного взаимодействия"
презентация

Баранникова Елена Николаевна

 

Формирование у педагогов умений и знаний по созданию определенных механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_dou.pptx1.26 МБ
Microsoft Office document icon komentarii_k_prezentatsii.doc114 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЫТ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ) В ПОГРАНИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ (СПОРЫ, КОНФЛИКТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ) Презентацию подготовила: Баранникова Е.Н., педагог-психолог МБДОУ № 317 г. Ростов-на-Дону

Слайд 2

Цель: формирование у педагогов умений и знаний по созданию определенных механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Задачи: Обобщить методический и практический материал по различным типам поведения в конфликтных ситуациях. Рассмотреть конфликтные типы личностей и стратегии взаимодействия с ними. Предоставить возможность педагогам провести самодиагностику по доминирующему способу поведения в конфликтных ситуациях. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Слайд 3

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так? — Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ. Мораль притчи такова — все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Притча «Коробочка»

Слайд 4

СТРОКА 1 – ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ПОНЯТИЕ; СТРОКА 2 – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ К НЕМУ; СТРОКА 3 – ТРИ ГЛАГОЛА К НЕМУ; СТРОКА 4 – ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ СЛОВ; СТРОКА 5 – ВЫВОД (ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ, СИНОНИМ и т.п ) СИНКВЕЙН – ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОРМА, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОБОБЩИТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ ИЛИ АССОЦИАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КАКОЙ-ЛИБО ТЕМЕ. СИНКВЕЙН СОСТОИТ ИЗ ПЯТИ СТРОК И ВЫСТРАИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

Слайд 5

СИНКВЕЙН Конфликт открытый, внутренний наносить, предотвращать, разрастаться попытка сторон отстоять свои позиции противоборство Конфликт внутренний, внешний, возникает, разрастается, разрешается столкновение противоположных тенденций и интересов компромисс Конфликт грозный, непримиримый. разрушает, оскорбляет, убивает часто неизбежен для меня столкновение Конфликт тяжелый и неразрешимый Разрушает, портит, убивает неизбежность выход

Слайд 6

- Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов ( English Thesaurus , 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Слайд 7

Классический образец неразрешимого конфликта

Слайд 8

УЧАСТНИКАМИ КОНФЛИКТА МОГУТ БЫТЬ:

Слайд 9

Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

Слайд 10

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта: 1.Возникновение конфликта ( появление противоречия). 2.Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон. 3.Конфликтное поведение. 4.Исход конфликта ( конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Слайд 11

Плюсы и минусы конфликта Конструктивные стороны конфликта: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта). Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения. Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение. Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное. Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации. Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Деструктивные стороны конфликта: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям. Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат. Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений. Представление о победителях или побежденных как о врагах. Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Слайд 12

№ Стиль Сущность стратегии Условия эффективного применения Недостатки 1 Соревнование Стремление добиться своего в ущерб другому Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения 2 Уклонение Уход от ответственности за решение Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта в скрытую форму 3 Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти. Вы уступили. Решение откладывается. 4 Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны. Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены 5 Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения. Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. Способы урегулирования конфликтов

Слайд 13

Способы выхода из конфликтной ситуации модель К. Томаса Конкуренция (соревнование) Сотрудничество Избегание (уклонение) Приспособление Внимание к своим интересам Внимание к интересам партнёра Компромисс

Слайд 14

Конфликтные типы личности

Слайд 15

Упражнение «Помоги себе сам» В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие, обеспечивающее адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Слайд 16

Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. Музей обидных воспоминаний

Слайд 17

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы. Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма. Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак. Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же! Притча «Храм с тысячью зеркал»

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

                                                                                                                                        «ОПЫТ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ) В ПОГРАНИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ (СПОРЫ, КОНФЛИКТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Составила: Баранникова Е.Н.,                                                                                              педагог-психолог                                                                                                                    МБДОУ № 317,                                                                                                                                  г. Ростов-на-Дону

Слайд 1.

Цель: формирование у педагогов умений и знаний по созданию определенных механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи: 

  • Обобщить методический и практический материал по различным типам поведения в конфликтных ситуациях.
  • Рассмотреть конфликтные типы личностей и стратегии взаимодействия с ними.
  • Предоставить возможность педагогам провести самодиагностику по доминирующему  способу поведения в конфликтных ситуациях.
  • Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  • Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства:  беседа, практические упражнения, игровые ситуации.

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Психолог:  Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём время.                                        Поскольку не все дошкольные работники могут получить квалифицированную подготовку по вопросам конфликтологии, необходимо в образовательных учреждениях проводить специальные мероприятия, которые позволят оказывать помощь воспитателям и другим работникам в выборе оптимальных режимов общения, формировании благоприятного психологического климата в группе, в коллективе, определении рациональных методов по предупреждению и разрешению конфликтов. Мы предлагаем познакомиться с одной из форм такой работы, проводимой в нашей дошкольной организации.

Слайд 2.

Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Притча "Коробочка"

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

— Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Мораль притчи такова —  все мы разные: у каждого из нас  свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей  могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Психолог:  Поднимите, пожалуйста, руку те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию,  кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…         Никто из нас не встал. 

Слайд 3.

Игра «Синквейн» 

Так что же такое конфликт? С чем ассоциируется понятие «конфликт»? На что « похож» конфликт?  

Ответить на эти  вопросы поможет игра «Синквейн». Я предлагаю объединиться в пары и написать синквейн для понятия «конфликт». Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Слайд 4. Примеры «синквейна»

Слайд 5.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов (English Thesaurus, 2001) дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Слайд 6.

— Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением.  Специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины.  Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение  стимулирующих выплат, отпусков).

Слайд 7.

Участниками конфликта в ДОУ могут быть:

  • Администрация (заведующий, зам. зав по АХР, заместитель заведующего по ОВР).
  • Педагоги (воспитатели,  специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель и др.)
  • Родители.

 Слайд 8.

Наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Зам.зав.по ВОР — воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

3. Заведующий — зам.зав.по ВОР

Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация — воспитатель

Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель — родитель

Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель — Администрация

Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

Любой из перечисленных конфликтов может оказать  как положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива,  так и спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Слайд 9.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1.Возникновение конфликта ( появление противоречия).

2.Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3.Конфликтное поведение.

4.Исход конфликта ( конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Слайд 10. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать,  как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде  «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато …  (2 команда))

Слайд 10. (Продолжение. Открывается после упражнения)

Подвести итог. Н.В. Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.

Справка: (Клюева Н.В. - зав. кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им. Демидова, профессор, доктор психологических наук, Директор Центра корпоративного обучения и консультирования при ЯрГУ им. Демидова.)

Конструктивные стороны конфликта:

Деструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Слайд 11.

Как бы нам ни хотелось, едва ли можно представить совершенно бесконфликтное взаимодействие с людьми. Поэтому важнее не избежать конфликта, а грамотно подобрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести его к конструктивному соглашению.

                           Способы регулирования конфликтов

Стиль

Сущность

стратегии

Условия эффективного

применения

Недостатки

1

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен.

Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении – неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения

2

Уклонение

Уход от ответственности за решение

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму

3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда на другой стороне. Отсутствие власти.

Вы уступили. Решение откладывается.

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Слайд 12.

Модель способов разрешения конфликтов предложил К. Томас (американский психолог, социолог и философ), которая включает показатели внимания к интересам партнера и к своим собственным. В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации .

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.        

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.                                                          

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта, являются сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Раздаточный материал. Предлагается  тест « 30 пословиц» в соответствии с 5 способами Томаса:

Тест «30 пословиц».

Психолог: предлагаю вам определить при помощи теста, какой способ поведения  в конфликтных ситуациях преобладает у вас.

Инструкция к тесту:

Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5. Оценка 3 не должна использоваться вовсе. Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».

 Тест «30 пословиц»

1.        Худой мир лучше доброй ссоры.

  1. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
  2. Мягко стелет, да жестко спать.
  3. Рука руку моет.
  4. Ум хорошо, а два лучше.
  5. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
  6. Кто сильнее, тот и прав.
  7. Не подмажешь — не поедешь.
  8. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  9. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
  10. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
  11. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
  12. Убивай врагов своей добротой.
  13. Честная сделка не вызывает ссоры.
  14. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
  15. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
  16. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  17. Доброе слово победит.
  18. Ты — мне, я — тебе.
  19. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.
  20. Кто спорит — ни гроша не стоит.
  1. Кто не отступает — тот обращает в бегство.
  2. Ласковый теленок двух маток сосет.
  3. Кто дарит — друзей наживает.
  4. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
  5. Лучший способ решить конфликт — избежать его.
  6. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  7. Кротость торжествует над злом.
  8. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  9. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Бланк теста «30 пословиц»

«черепашка»

«акула»

«медвежонок»

«лиса»

«сова»

1

2

3

4

5

 6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под  названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации - «черепашка»        «акула»        «медвежонок»        «лиса»        «сова»

Перед тем как зачитать интерпретацию, напомнить участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам. □«черепашки» — чаще используют уклонение;

2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации. □«акулы» чаще используют соревнование;

3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения. □ «медвежата» — чаще используют приспособление;

4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие. □ «лисы» — чаще используют компромисс;

5-й тип — «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели. □«совы» — чаще используют сотрудничество.

Слайд 13.

Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними

Психолог: у каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная классификация трудных в общении людей! Однако какой бы классификации мы ни придерживались, главное — выяснение особенностей партнера по общению и выбор в соответствии с этим стратегии и тактики при взаимодействии с ним.

Вот некоторые  рекомендации по общению с конкретными «трудными» типами людей, однако мы должны иметь в виду, что в жизни скорее встречаются люди, обладающие набором особенностей нескольких типов. Поэтому нижеследующая классификация  носит условный характер:

Тип личности

    Характеристика типа личности

               Стратегия взаимодействия

1

 « Паровой каток»

Люди этого типа считают, что все должны им уступать, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них- подрыв их имиджа, поэтому они ведут себя грубо, бесцеремонно, т.к. боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа.

При общении лучше использовать такие способы выхода из конфликта, как уклонение или приспособление. Уступив такому человеку вы поможете ему успокоиться. Ярость « парового катка»можно подавить только собственным спокойствием. Когда, он выпустит пар изложите спокойно и уверенно свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вы спровоцируете враждебное отношение к себе.

2

«Скрытый агрессор»

Эти люди стремятся причинить неприятности с помощью  закулисных махинаций. Они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняя  роль тайного мстителя восстанавливают справедливость.

При возможности уклониться от общения, в случае необходимости взаимодействия нужно выявить конкретный факт причинения зла, привести ему доказательства. После того, как вы разоблачили его

Попытайтесь определить скрытые причины такого поведения. Если вы их поймете, то вам будет легче прийти к общему решению.

3

 « Разгневанный ребенок»

Эти люди не злы по своей природе, но временами взрываются подобно детям, у которых плохое настроение.  Вспышки спровоцированы ощущением беспомощности,  испугом, что в настоящий момент «земля уходит у них из под ног» и они теряют контроль над ситуацией. Они боятся потерять авторитет, власть, боятся не справиться с ситуацией.

В момент вспышки не перечить ему, дать накричаться, убедить его в том, что вы его слушаете, т.е. он должен быть уверен, что контролирует ситуацию. Это его успокоит. После вспышки он будет ощущать дискомфорт, раскаяние, не напоминайте ему и не упрекайте в содеянном. Переведите разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если извинения последовали, примите их тут же. Помогая почувствовать себя спокойно, уверенно вы тем самым приближаетесь к решению проблемы.

4

 «Жалобщик»

Жалобщики ,как правило охвачены какой – либо идеей и обвиняют всех окружающих.

Если он говорит вам о ком – то другом, можно либо поддакивать, либо возразить ему. Но лучше сначала его просто выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы, дайте ему понять , что вы услышали его слова. Затем лучше всего перевести разговор на другую тему. Если он вновь будет возвращаться к теме своей жалобы, спокойно и уважительно прервите его, переключите на решение проблемы, а не на описание. Можно спросить его: « Чтобы вы хотели сделать в данной ситуации?». Скорее всего, у жалобщика нет готового рецепта, тогда вы спросите его : «Чем я могу вам помочь?». Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой конкретный человек( или люди) может помочь в этой ситуации.

5

 « Молчун»

Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными( враждебное отношение, плохое самочувствие и др.) и успех общения будет зависеть от того , известна ли вам причина.

. Лучше всего для этого задать несколько открытых вопросов(« Что вы думаете по этому поводу?») Но не перегибайте палку: если вопросов будет слишком много, молчун может «замкнуться», ибо ваш разговор будет похож на допрос. Если этот человек заговорил с вами, не старайтесь тут же заполнять возможные паузы в разговоре. Не торопите его, дайте обдумать и высказать ему все, что он хочет, в удобном для него темпе. Главное при взаимодействии с такими людьми- доброжелательное отношение к ним. Соблюдайте чувство меры: если вы видите, что общение с вами тяготит « молчуна»,не настаивайте, не вовлекайте его в разговор.

6

« Сверхпокладистый»

Эти люди приятны во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Скажите ему, что для вас самое главное- правдивость. Пусть он обещает сделать для вас только то, что действительно в его силах. Объясните, что вы будете относиться лучше не в том случае, когда он соглашается с вами во всем и обещает помочь во всем, а когда будет говорить вам правду о том, что думает и что делает. Однако этот человек должен и с вашей стороны видеть подобное поведение.

Безусловно, указанная типология носит лишь условный характер, и в жизни вряд ли мы встретим чистый тип «сверхпокладистого» человека, «скрытого агрессора» или «разгневанного ребенка» и т. п. Поэтому наша главная задача — распознав конфликтную личность, реагировать ее поступки так, чтобы не усугублять конфликт, а попытаться прийти к  конструктивному решению.

Слайд 14.

Упражнение «Помоги себе сам»

Психолог: Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации. В результате выполнения антистрессовых упражнений активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Слайд 15.

Упражнение «Музей  обидных  воспоминаний»

Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида-  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства — болезни.  Попробуйте  дома написать  все  свои  обиды  на  листок, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

И  порвите  этот  лист,  или  сожгите. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон.  Постарайтесь  этого  не  делать.

Слайд 16.

Психолог:. Ну, и закончить свое выступление мне хотелось бы притчей                   "О храме с тысячью зеркал".                                                                                          

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы. Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.

Упражнение "Аплодисменты"

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...

Семинар "Опыт работы с детьми ОНР"

Семинар для воспитателей логопедических групп и групп для детей с задержкой психического развития ДОУ...

Педагогический опыт работы по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"

Чем ребята интересуются, что они видят  в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно   уметь их интересы организовать определенным...

«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...

Опыт работы "Эффективное обучение дошкольников в результате взаимодействия специалистов в образовательном пространстве ДОУ"

Представлен опыт работы взаимодействия специалистов ДОУ - инструктора по ФК и музыкального руководителя...