«Испарение» (занятие по познавательно – исследовательской деятельности).
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Наседкина Наталья Анатольевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_isparenie.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Первомайский детский сад»

«Испарение»

(конспект занятия)

                                                                                             

                                                                                                      Воспитатель:

Наседкина Н.А.

                 

р.п. Первомайский Тамбовская область

Цель: Формирование представлений об испарении вода – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лёд – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (тёплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Материал: Кусочки льда (на каждого ребёнка), Стакан со льдом, спиртовка, небольшая кастрюля.

Ход:

Воспитатель: Ребята вы знаете, что твёрдое может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое?

Дети: В твёрдое.

В: А как это проверить? Что нужно сделать?

Дети: Охлодить.

В: Правильно. Твёрдое превращается в жидкое, жидкое превращаетя в твёрдое.

Воспитатель предлагает детям проделать опыт по превращению твёрдого льда в жидкую воду. Раздаёт им по кусочку льда и спрашивает.

В: Какой лёд.

Д: Холодный, твёрдый.

В: Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду.

Дети растапливают лёд в руках.

В: Лёд холодный, ладошки у вас тёплые, получается вода. Лёд мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твёрдый лёд превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лёд?

Д: Поставить в холодильник.

В: Правильно, надо лёд охладить и жидкая вода станет твёрдой…

Д: Льдом.

В: Ребята у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок?

Воспитатель демонстрирует лёд, замороженный в стакане.

В: Как его превратить в воду? Как сделать чтобы он растаял?

Д: Надо нагреть на спиртовке.

В: Правильно. Лёд холодный, спиртовка горячая, на спиртовке лёд тоже превратится в воду. Нагревали лёд в ладошках, нагревали на спиртовке. А как ещё можно нагреть? Что же может нагревать? Лёд в водичку превращать? Что ещё даёт тепло?

Д: Солнце, огонь.

В: Правильно, и солнышко согреет лёд, и огонь…

Солнце дарит нам тепло,

Солнце нагревает,

 Солнышко горячее

Землю освещает!

А ещё огонь горячий

И горячая плита.

Греют – греют, нагревают,

Много нам несут тепла!

А ещё тепло нам дают отопление – по трубам идёт горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло.

Воспитатель показывает трубу отопления.

Значит,  твёрдый лёд нагреть можно и на солнышке, и на плите, и на огне.

Воспитатель демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»

Д: Вода станет горячей.

В: Правильно, а если ещё сильнее нагревать будем?

Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт».

Воду нагревают в кастрюле на спиртовке. Вода кипит и появляется пар.

В: Ребята, что это над водой появилось?

Д: Пар.

Следует нагревать небольшое количество воды так, чтобы она на глазах у детей испарилась.

В:  Куда исчезла вода? Все видели: в кастрюлю налили воду, потом появился пар..

А вода – то где? Может, кастрюлька с дыркой и вода пролилась?

Важно,  чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.

В: Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если её нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твёрдый лёд, затем жидкая вода, а из воды получается пар. Итак, твёрдое – жидкое – пар! Значит, вода у нас может быть и твёрдой, и жидкой и может быть пар: вода – твёрдая, вода – жидкая, вода – пар. Посмотрите на пар. Какой он?

Д: Белый, лёгкий.

В: Да, пар белый, лёгкий, он улетает. Скажите, пар твёрдый?

Д: Нет.

В: Пар – жидкий?

Д: Нет.

В: Правильно, пар - не твёрдый и не жидкий, пар – он как воздух, как дым от костра, как облака на небе.

Отгадайте загадку:

Если сильный – сильный жар,

Из водички будет…

Д: пар.

Правильно. Давайте нарисуем пар – изобразим воду и пар над ней. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие?

Д: Сухие.

В: А были мокрые, ведь вы в них держали лёд… Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода?

Д: Впиталась, испарилась.

В: Правильно, вода испарилась. А почему мы не видели пар в руках?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и спиртовка, и пар образуется мало.

В: Ну а теперь нарисуем водичку и пар – как пар клубится над горячей водой.

Дети приступают к рисованию.

Список используемой литературы:

  • Н.Е. Веракса, О.Р Галимова Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....