Тренинг "Остров дружбы и добра"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Бутаева Тасмила Аслановна

Тренинг детско-родительских отношений, который позволит разрешить актуальные проблемы семейного взаимодействия, с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с  необычной творческой стороны и  почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.Тренинг на формирование позитивных детско-родительских отношений средствами сказкатерапии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ostrov_druzhby_i_dobra_.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ

«ОСТРОВ ДРУЖЫ И ДОБРА»

Цель: осмыслить основные нравственные ценности; формирование позитивных детско-родительских отношений средствами сказкотерапии создать положительный благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Задачи: 

- способствовать раскрытию внутреннего мира каждого участника;

- содействовать переосмыслению своего жизненного опыта с родителями и детьми;

- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка;

- способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

Форма проведения: тренинг.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность: 1 час

Участники: родители, дети, педагог-психолог.

Предварительная работа:

- проведение анкетирования  детей и родителей «Нравственные ценности»;

- анализ анкет  детей и родителей;

- подготовка памяток «Основы нравственных отношений в семье»;

- выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки»;

- создание презентации.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение,  карандаши цветные, листы А4.

Информационно-техническое обеспечение: 

План проведения:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Теоретическая часть
  3. Основная часть.
  1. Ознакомление родителей с результатами анкетирования
  2. Сказка «В поисках доброго характера»
  3. Практическая работа (рисование)
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Релаксационное упражнение
  6. Игровое упражнение «Чему учит сказка»
  7. Составление сказки по ключевым словам
  1. Заключительная часть. Рефлексия

Ход проведения

  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители! Очень рада нашей встрече. Встреча  наша пройдет в виде тренинга.  И для начала попрошу Вас всех встать в круг для приветствия.

Приветствие: «Имя» на первую букву назвать персонажа сказки (характеризовать: положительный или отрицательный персонаж), на последнюю букву буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении (тихо звучит музыка)

  1. Теоретическая часть

        Воспитывая ребенка, и педагоги, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. В своей деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольников я использую сказки, так как считают, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главную роль в том все же играет семья.

3. Основная часть.

3.1. Разрешите познакомить вас с результатами анкетирования детей и родителей «Нравственные ценности». Предлагаю сравнить итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.

3.2. Предлагаю Вам прослушать сказку о том, как самый обычный лесной житель был  «В поисках доброго характера».

Вопросы для обсуждения: (чередование ответов родителей и детей)

  • о чем эта сказка и чему она нас учит?;
  • почему герой сказки так себя ведет?
  • Какие эмоции приносит поведение медвежонка окружающим?
  • Что помогает медвежонку осознать его поведение?
  • Как герой решает свою проблему?
  • Какой способ поведения при этом он выбирает.

3.3.  Рисование «Добро  и  зло».

Следующим этапом нашего тренинга будет совместное с детьми рисование эпизода данной истории «добра»  и  «зла». Какого  цвета  «добро»?  Какого  цвета  «зло»?

  1. Решение педагогических ситуаций

А теперь предлагаю Вам, уважаемые родители,  решить педагогические ситуации и найти выход из них. После обсуждения ситуаций подводятся итоги, какими же должны быть нравственные отношения.

  1. Релаксационное упражнение: «Остров дружбы и добра»

Перед детьми и родителями  кладётся большой лист бумаги. Все рассаживаются вокруг «острова». Звучит тихая музыка.

        Давайте возьмемся за руки, закроем глазки и представим, что мы сейчас находимся на берегу загадочного острова. А загадочен, он тем, что много в нем собралось дружбы. Остров дружбы непостижим. Здесь в мире и согласии живут все существа. Они любят друг друга и готовы всегда прийти на помощь. Каждый, кто совершает добрые поступки, оказывается здесь и наслаждается красотой острова. Вы наполняетесь энергией и готовы совершать всё больше и больше добрых дел...Ощутив энергию океана, вы возвращаетесь к нам.

  1. Игровое  упражнение «Чему учит сказка».

Для следующего задания предлагаю разделиться на две команды: команда детей и команда родителей. Каждой команде по очереди буду говорить название сказки, а вы отвечаете, чему учит эта сказка.

Вопросы:

  • сказка «Волк и семеро козлят»  - как добрые и миролюбивые побеждают;
  • сказка «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» - зло наказуемо;
  • сказка «Репка» - учит быть дружными, трудолюбивыми;
  • сказка «Маша и медведь» - предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
  • сказки «Теремок», «Зимовье зверей»-  учат дружить, победить зло;
  • сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» - наказ слушаться родителей, старших;
  • сказка «У страха глаза велики» - высмеиваются страх и трусость;
  • сказки «Лиса и журавль»,  «Лисичка - сестричка и серый волк» - хитрость;
  • сказки «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка» - трудолюбие всегда вознаграждается;
  • сказки «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел» - мудрость восхваляется;
  • сказка «Бобовое зернышко» -  поощряется забота о близком;
  • сказка «Айога» - учит трудолюбию;
  • сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» - учит милосердию, состраданию;
  • сказка Э. Успенского «Крокодил Гена» - учит дружбе, заботе о других;
  • сказка С. Михалков «Три поросенка» - учит смекалке, взаимовыручке.

Молодцы. Отлично справились с этим заданием.

  1. Составление сказки по ключевым словам

Ключевые слова: друг, вежливый, добро, трудолюбивый

  1. Заключительная часть. Рефлексия

На этом наша встреча подошла к концу. «Мы  от этой встречи возьмем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети и взрослые протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

Приложение1.

Анкета для детей и  родителей

«Нравственные ценности»

Вопросы для детей:

  1. Каким ты хочешь быть человеком?
  2. Кем ты хочешь быть?
  3. Что нужно, чтобы у вас дома все было хорошо?
  4. Без чего нельзя прожить человеку?
  5. Если бы ты нашел клад, что бы ты сделал?
  6. Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?

Вопросы для родителей:

  1. Какие качества необходимы вашему ребенку, как человеку?
  2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал……
  3. В хорошей семье всегда……
  4. Нельзя прожить без……..
  5. Если бы я нашел(-ла) клад, то…….
  6. Если бы я все мог (-ла), то……..

Использованная литература

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/ авт.-сост. Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Чирков С.В. Родительские собрания: Подготовительная группа/ авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2008
  4. http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8960.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник Дружбы и добра

Детям в детском саду необходимо научиться дружить. Это важно т к детский сад это первая ступенька в формировании у ребенка социальных норм поведения....

Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»

Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....

Проектная деятельность « Путешествие в страну дружбы и добра»

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формиров...

Консультация для родителей "Книги о дружбе и добрых делах"

Материал поможет родителям детей старшего дошкольного возраста посредством художественных произведений раскрыть  этические представления о «доброте», «дружбе», ...

Проект «Дорогой дружбы и добра»

Проблема толерантности в педагогическом контексте на современном этапе весьма актуальна, поэтому часто становится темой изучения научных исследований....

Проект "Тропинки дружбы и добра"

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №51 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»ГРУППА «ФАНТАЗЕРЫ»   Проект «Тропинки дружбы и доброты" Вид проекта:Групповой, познавательный, творч...

Праздник Дружбы и добра

Конспект - праздник " Дружбы и добра""Возьмемся за руки друзья" Формирование толерантности к детям, имеющих ограниченные возможности здоровья....