ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ
статья на тему

Шошина Оксана Георгиевна

В современной педагогике все чаще и чаще встречается термин арт-терапия. Что же это такое? От куда появился метод арт-терапии, его приемы, задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_art.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее "Я" отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством. Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Как мы увидим, такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ).

Терапия искусством в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях - как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся терапией искусством в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория.

ПОНЯТИЕ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия (в переводе с англ. - терапия искусством).

Метод психотерапии, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения состояния и структуры мироощущения. Основы метода были заложены в работах Принцхорна, З.Фрейда, К.Г. Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, а так же Наумбург. В России, творческие проявления при психических заболеваниях изучались П. И. Карповым. В дальнейшем большое влияние на развитие арт-терапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.

Этот метод очень распространен в англоязычных странах и подразумевает лечение изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента, главным образом визуальными искусствами: рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей, видеоарт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество и др.

Арт-терапия - это сложное понятие, которое включает множество разнообразных форм и методов в связи, с чем общепризнанной ее классификации не существует.

Выделяют 4 основных направления арт-терапии:

1. Пассивная арт-терапия. Анализ и интерпретация пациентом уже существующих произведений искусства.

2. Активная арт-терапия. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.

Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение человека, составить мнение, на каком этапе жизни он находится. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, а также подавленные и скрытые переживания. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

 МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Существуют различные взгляды на механизм лечебного действия арт-терапии:

1. Креативность. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

2. Сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессия, тоска, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность) человека заменяются визуальным, художественно-образным представлением. Таким образом, снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для клиентов, которые не могут "выговориться"; выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер "эго-цензуры", затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.

3. Проективный аспект в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим является целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной арт-терапии должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования заключается в том, что врач предлагает больному сюжет проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их.

4. Арт-терапия как занятость. Предполагается, что целеустремленная и плодотворная деятельность является "оздоровляющим процессом", который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий арт-терапии. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения.

Арт-терапию можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в группе и коллективе.

СЕТТИНГ

Сеттинг в психотерапии есть «набор» вспомогательных инструментов (не сама методология и методика психотерапии и консультирования), которые обрамляют специфические процессы психотерапии.

Специалист, проводящий арт-терапию должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться.

Функции арт-терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении арт-терапии приходится не только рассказывать, но и показывать технические приемы художественного творчества. Специалисту требуются систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал метода.

Специалист может советовать пациенту, записывать мысли, которые возникли у него в ходе работы.

Первый этап. Информативный. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера:

- необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным "комплексом неумения", смущением перед непривычным занятием

- выработка установки на дальнейшее лечение, от чего зависит эффективность терапии

- происходит ознакомление больного с основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок.

Второй этап. Когда пациент преодолевает сопротивление, что можно определить по уменьшению формальности в работе, арт-терапевт может приступать к непосредственному решению лечебных задач.

На начальных этапах работы более целесообразным является выдвижение тем арт-терапевтом, в дальнейшем активность предоставляется клиенту. Строгого и определенного набора тем не придерживаются. Темы охватывают различные области жизни клиента и являются лишь ориентирами. Основным требованием к темам являются их потенциальная способность вызывать последующее обсуждение. Однако они должны учитывать естественное сопротивление людей, не умеющих рисовать или лепить людей, а так же первоочередные задачи.

Считается важным выявление индивидуальной символики каждого больного, которая может выражать его стремления в разные моменты жизни.

ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

конфликт кризис арт терапия

В группе арт-терапии эффекты лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами. Численность группы обычно - 8-10 человек.

Целесообразно использовать только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд). Длительное занятие заставляет клиента глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь прояснения. При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности. Активное участие в арт-терапии является обязательным условием для всех членов группы.

Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл арт-терапии для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс арт-терапии перестает быть проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре внимания оказывается не само произведение, а его автор. Начинается аналитическое обсуждение, связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам, серьезные и обобщающие оценки, эмоции. Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арт-терапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арт-терапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации арт-терапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его "всезнания" и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арт-терапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.

ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ

Показания к арт-терапии

Достаточно широки, так как ее применение может колебаться от поверхностной занятости до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Метод применяется к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах.

Арт-терапию можно использовать:

· как седативное (успокаивающее) средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях;

· в качестве отвлечения и занятости

· облегчение контакта при социальной дезадаптации

· выявление скрытых переживаний

· в качестве активизирующего и адаптивного средства

· при нарастающих расстройствах сна

· в качестве психопрофилактического метода для уменьшения стресса и фрустрации, возвращения ощущения собственной ценности, освобождения от сомнений в своих способностях.

· в терапии больных неврозами

· при резистентных формах психопатии

· для тех, кто в силу физических или психических особенностей своего состояния ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, новые навыки и умения позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.

 Противопоказания

· состояния, не позволяющие больному определенное время усидеть за рабочим столом

· когда больной мешает другим.

· больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия

· нарушения сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

Арт-терапия комбинируется с другими формами терапии творчеством и психотерапевтическими техниками: в сочетании с музыкой, поэзией, с драма-терапией, с телесноориентированной терапией, с аутогенной тренировкой и направленной медитацией, с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками, а также с трансперсональной терапией.

Направления арт-терапии

· Библиотерапия

· Видеотерапия

· Драматерапия

· Маскотерапия

· Музыкотерапия

· Песочная терапия

· Работа с пластическими материалами

· Сказкотерапия

· Танце-двигательная терапия

· Фототерапия

· Цветотерапия

      Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства и др. Арт-терапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе. Кроме того, одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество.

Арт-терапия - это способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проекта по физическому развитию Тема: «История развития спорта» Спортивное развлечение в подготовительной группе МДОУ детский сад «Сказка»

                 Спортивное развлечение.Тема: Олимпийские игры в России.Цель: сформировать у детей начальные представления об истории Олимпийских иг...

Социально-коммуникативное развитие "История развития человека".

Цель.Формирование ценностного отношения к человеку.Задачи.- уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории ...

"История возникновения песочной терапии"

В 2013 году мировая психолгическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 году Дора Калф и Маргарет Лоуэнфельд впервые описали использование песочницы с на...

Психологическое сопровождение коммуникативно-личностного, речевого развития средствами терапии камнями.

Ребенок взаимодействуя с камнями, создает образы, что-то говорит, в этот момент он не задумывается, как, с чяем и почему играет. Однако для психолога, логопеда, воспитателя все это несет определенную ...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «История развития транспорта» в подготовительной к школе группе

развитие речевых и коммуникативных способностей детей через знакомство с историей развития транспорта...

Интерактивная игра-занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Издательство детской книги» (из истории развития книгопечатания)

Данный конспект отображает историю развития книгопечатания и знакомство с профессиями Издательского Дома....