КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «История развития транспорта» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вяткина Алла Владимировна

развитие речевых и коммуникативных способностей детей через знакомство с историей развития транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vyatkina.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 35 «Сказка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

 образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: 

«История развития транспорта» 

в подготовительной к школе группе

Подготовила и провела:

Вяткина Алла Владимировна,

воспитатель

высшей квалификационной категории;

Согласовано: зам.заведующего

_______________ А.М.Кадырова

Дата проведения:

«18»  января  2024г.

2023-2024 учебный год

Цель: развитие речевых и коммуникативных способностей детей через знакомство с историей развития транспорта

Задачи:

Образовательные

  • познакомить детей с историей развития транспорта;
  • расширить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в умении четко произносить чистоговорки;
  • совершенствовать фонематический слух детей: упражнять в определении места звука в слове;
  • упражнять детей в чтении целого слова;
  • закрепить умение делить на слоги;
  • закрепить умение образовывать относительные прилагательные;
  • закрепить умение образовывать слово во множественном числе в родительном падеже и составлять с ними простые предложения;

 Развивающие

  •  активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью игр и упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие;
  • стимулировать осознанную речевую активность;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию речи и движения;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, воображение

Воспитательные

  • воспитывать интерес к истории транспорта;
  • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать

Предварительная работа: беседа о транспорте, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр мультфильмов

Словарная работа: гужевой транспорт

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, мольберт

Демонстрационный материал: слайды, кроссворд

Раздаточный материал: карточки с нейродорожками, машинки, парусники для дыхательной гимнастики по количеству детей, наборы плоскостных конструкторов, мяч

Ход занятия

        ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, здравствуйте, я рада вас видеть! Давайте знакомиться? (ответы детей) Отлично! Я уже знаю, как вас зовут… как думаете откуда? (ответы детей) Вы очень внимательные и сообразительные! А меня зовут Алла Владимировна (показывает на свой бейджик). Ну вот и познакомились!

Воспитатель приглашает детей расположиться на подушках на полу

Воспитатель: Ребята, располагайтесь на подушках. Всем удобно? Отлично!

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Воспитатель: Ребята, а вы любите загадки отгадывать? (ответы детей) Здорово! Я буду вам загадывать загадки. Отгадки буду записывать в кроссворд. Как вам идея? (ответы детей) Ну тогда слушайте внимательно.

т

р

а

н

с

п

о

р

т

1. На бескрайних он просторах

   Днём и ночью пашет поле.

   Он тарахтит на всю округу,

   Пашет поле острым плугом… (Трактор)

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (воспитатель проговаривает слово, интонационно выделяя звук [Т]) Замечательно! Давайте правильно, произнесем звук [Т]. Обозначим этот звук в кроссворде буквой. Первую букву отгадали, молодцы! А еще их две. В начале и в конце.

2. Хвост ярким пламенем горит,

    Она по воздуху летит,

    Прощай любимая планета,

    На Марс везёт меня… (Ракета).

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (воспитатель проговаривает слово, интонационно выделяя звук [Р]) Давайте правильно произнесем звук [Р] Какие вы молодцы! Вы что то заметили? Конечно, этой буквы тоже две!!! Какие вы внимательные!

3. Что за чудо – едет дом!

    Пассажиров много в нем,

    Носит обувь из резины

    И питается бензином. (Автобус)

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (воспитатель проговаривает слово, интонационно выделяя звук [А]) Замечательно! (воспитатель обозначает букву в кроссворде)

4. По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня?…(машина)

Ребята, давайте попробуем поделить слово на слоги хлопками. МА-ШИ-НА. (если кто то из детей затрудняется, с ним проговорить индивидуально) Сколько слогов в этом слове? Какой последний слог в этом слове вы услышали? (если дети затрудняются, еще раз поделить на слоги) Какой первый звук вы услышали в слоге НА (педагог интонационно выделяет звук) Давайте правильно произнесем звук [Н]. Молодцы! У вас хорошо получается!(записывает букву)

5. Вот стальная птица, В небеса стремится,

    А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолет)

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (воспитатель проговаривает слово, интонационно выделяя звук [С]) Конечно же, вы правы! (записывает букву)

6. Железные избушки прицеплены друг к дружке.

    Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)

Какой первый звук вы слышите в этом слове? (воспитатель проговаривает слово, интонационно выделяя звук [П]) Замечательно! Записываю! А теперь, внимание, какой второй звук вы слышите в слове пОезд? (педагог выделяет интонационно звук [О]). Здорово! (педагог записывает букву). У вас получилось!

Воспитатель: Ребята, кто может прочитать, какое слово получилось? (если дети затрудняются, прочитать вместе хором). Ну что, друзья, кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какие будут мнения? (выслушать ответы детей, дать возможность ответить менее активным детям). Здорово! Я была уверена, что вы догадаетесь!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способствуем планированию детьми их деятельности и реализации замысла

Воспитатель: Ребята, пока мы отгадывали кроссворд, у меня возник вопрос: всегда ли существовал транспорт? А что вы думаете по этому поводу? (предположения детей). Чтобы узнать, я думаю, надо попасть в прошлое время. Ребята, как туда попасть, как нам быть? (Выслушать предложения детей. Если дети предложат отправится в путешествие, поддержать их) Суперидея! С удовольствием! (Если дети не предлагают путешествие, то педагог предлагает) А если нам с вами отправиться в виртуальное путешествие! Как вам такая идея?

Воспитатель предлагает детям подушки убрать в сторону в одну стопку,

 и приглашает всех в круг.

Игра с элементами кинезиологии, развивающих межполушарное взаимодействие «Путешествие»

Тук-тук-тук-тук                      возле уха каждый палец стучит о большой 4 раза

Наши уши слышат стук

Вот, ладошки, шуршат,              потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат                  потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей         хлопки

И скорее  их согрей                    прикладывают ладони на щеки

К путешествию готовы?

Да!                                                    показывают «Класс!»

Педагог предлагает закрыть глаза. Звучит волшебная музыка. Открывают глаза.  Педагог предлагает детям сесть на стульчики. На экране слайды.

Воспитатель: Друзья, присаживайтесь на стульчики. Спина прямая, ноги вместе. Было время, когда человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было очень тяжело. (слайд1). Позже на помощь человеку пришли домашние животные: лошади, волы, ослы… и даже собаки. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.(слайд2). Такой вид транспорта назывался гужевой. Давайте вместе повторим это новое слово. (затем индивидуальные повторы). А теперь, давайте проверим, чья лошадка лучше умеет цокать, а цокать будем языком, подражая топоту копыт. Широко улыбнулись, взяли поводья и поскакали.

     

Выполняется артикуляционная гимнастика «Лошадка» (2-3 раза)

Воспитатель: Замечательно! Молодцы! Давайте посмотрим на экран. Со временем человек изобрел лодку и стал передвигаться по воде. (слайд3) Вскоре люди поняли, что можно использовать силу ветра. Поставив на лодку парус, они получили парусник. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли(слайд4).

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Воспитатель предлагает детям подуть на «парусники» – ветер надувает паруса. Пробуем разную силу ветра – дыхание.

Воспитатель: А вы хотите проверить силу ветра? Я сейчас вам раздам парусники. Ребята сели ровно, плечи опустили, вдыхаем носом, выдыхаем через рот трубочкой. Представьте, что вы ветер. Сначала дует легкий ветерок, подули на парусник. (выполняют упражнение) Ветер усиливается, дует сильнее(дуют). Еще сильнее подул. А затем притих (выполняют упражнение). Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: Вам интересно узнать, что же дальше происходило? (ответы детей). Люди придумали первые двигатели, которые работали на угле и дровах. Они очень коптили и дымили, но помогли изобретателям построить первый пароход. (слайд5) Затем водный транспорт стал совершенствоваться и был очень востребован. И его стали производить много. А чего стало много мы сейчас узнаем.

Воспитатель приглашает детей в круг

Дидактическая игра «Один-много» (с мячом)

на образование множественного числа существительных

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть один предмет, а вы возвращаете мне мяч, называя слово, обозначающее много предметов. Но нужно отвечать полным предложением. Поэтому слушайте друг друга внимательно.

У меня одна лодка, а у тебя?… у меня много лодок

У меня один парусник, а у тебя?… у меня много парусников

У меня один пароход, а у тебя? …у меня много пароходов

У меня один теплоход, а у тебя?… у меня много теплоходов

У меня один катер, а у тебя?…у меня много катеров

У меня одна яхта, а у тебя?… у меня много яхт

Воспитатель: Молодцы! Вы очень сообразительны! Занимайте свои места.(воспитатель напоминает про осанку)

Воспитатель: Давайте, продолжим наше путешествие.  Вскоре появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар (слайд6) Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. И вот когда изобретатели придумали бензиновый двигатель появились первые самолеты(слайд7). А через много-много лет люди покорили и космические просторы на ракете. Давайте, мы с вами тоже попробуем полетать на всех видах воздушного транспорта. (Воспитатель предлагает детям встать возле стульев)

 

Чистоговорки «Воздушный транспорт»

 с координацией речи и движения

Педагог проговаривает чистоговорки четко в замедленном темпе

Ар-ар-ар – летит воздушный шар (2 раза)                показывают руками шар

Лёт-лёт-лёт – готов к взлету самолёт (2 раза)        руки в стороны покачиваются 

Кета-кета-кета – вверх летит ракета (2 раза)              соединяют ладошки и вверх

Им-им-им – все мы вместе полетим! (2 раза)

полетели по кругу и затем «приземляются» на свои места

Воспитатель: Приземляемся на стульчики! Молодцы! Здорово у всех получилось! (педагог напоминает об осанке)

Воспитатель: Вам интересно, что еще изобретатели могли придумать в далеком прошлом? (ответы детей) С появлением первых паровых двигателей, появились и первые паровозы(слайд 8). Паровоз мог перевезти очень большие грузы и людей на далекие расстояния и был очень полезен. Но как оказалось, рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И, вы представляете, изобретатели поставили паровоз на колёса, убрали рельсы – получился первый автомобиль(слайд 9) А вам интересно из какого материала создали изобретатели разные части автомобиля? (ответы детей) Здорово! Я вам буду подсказывать и вы сразу догадаетесь из какого материала сделана та или иная часть автомобиля. Так как вы уже взрослые, с места выкрикивать не нужно, поднимайте руки. И тогда вы сможете услышать ответы товарищей и при необходимости им помогать. Договорились?

Дидактическая игра «Что из чего?»

на образование относительных прилагательных от существительных

Кабина из железа (кабина какая?) – железная

Руль из пластмассы (руль какой?)– пластмассовый

Колесо из резины (колесо какое?) – резиновое

Двери из металла (двери какие?) – металлические

Окна из стекла (окна какие?) – стеклянные

Сиденья из кожи (сиденья какие?) – кожаные

Воспитатель: Молодцы! Прекрасно справились с заданием!

Воспитатель: Друзья, с тех пор транспорт постоянно совершенствовался. И сейчас мы видим вот такой транспорт: автобусы, легковые машины, вертолёты, самолеты, теплоходы, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта. (слайд10) (Воспитатель смотрит на часы). Ой, ребята, по моему нам пора возвращаться. Раз уж мы в прошлое попали необычным способом, мы обратно будем возвращаться тоже необычно. Вам интересно как? (ответы детей). Тогда приглашаю всех к столам.

Упражнение «Нейродорожки»

на развитие зрительно-моторной координации

Воспитатель: Ребята, внимательно прослушайте инструкцию, чтобы правильно выполнить упражнение и вернуться в настоящее. Сначала нужно одной рукой проехать по правой дорожке и при этом произнести звук [А](выполняют).  Теперь другой рукой проехать по другой дорожке и произнести звук [У] (выполняют). А теперь усложняем задачу: одновременно двумя руками двигаемся по дорожкам и произносим звук [Ж] (выполняют).

Дети выполняют задание. Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Здорово! У всех получилось! Все смогли вернутся обратно в детский сад. Ребята, может быть и вы хотите попробовать изобрести модель транспорта будущего? (ответы детей). Я уверена, что у вас получится! Приглашаю изобретателей в научно-исследовательскую лабораторию. Перед вами лежат детали для создания моделей транспорта будущего. Вы можете использовать любые детали. Представьте себе каким будет ваше изобретение. Мне кажется, вы готовы творить! Желаю вам интересной и креативной работы!

Создание модели транспорта будущего из плоскостного конструктора

Дети под музыку строят модель транспорта будущего. Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, какую модель создает ребенок. При этом хвалит, удивляется, восхищается. Здорово! Мне очень нравится! Необычная модель! Хорошая идея!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Воспитатель: Внимание, внимание, приглашаю всех изобретателей на совещание! Ну, что, ребята, как вам наше путешествие? (ответы детей) Мне тоже было очень интересно! Что нового вы сегодня узнали во время путешествия и хотели бы об этом рассказать друзьям? (ответы детей) Спасибо за ваши мнения! А какое новое слово вы сегодня услышали? Кто запомнил? (ответы детей).  Как назывался транспорт, если использовали помощь животных? (ответы детей). А все ли получилось так, как вы задумали, когда создавали модели транспорта будущего? (ответы детей). Я уверена, что в недалеком будущем одна из ваших моделей будет колесить по дорогам или бороздить бескрайние воздушные и водные пространства!

Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!!!

Воспитатель предлагает свою ладонь и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака" в подготовительной к школе группе

Конспект образовательной деятельности "В гостях у писателя С.Я. Маршака"...

Конспект Итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в страну Знаний» В подготовительной к школе группе №11

Тема: «Путешествие в страну знаний».Цель:Задачи:Образовательные задачи:Совершенствовать речь как средство общения.Закрепить знания о гербе, флаге, гимне России.Различать понятия «зву...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Приключения в тридевятом царстве, в стране Школяндия» Подготовительная к школе группа

Воспитательные: - Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, желание помочь и довести начатое дело до ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект образовательной деятельности с элементами технологии продуктивного чтения-слушания для детей подготовительной к школе группы по произведению Сергея Михалкова «Мой щенок»

Цель: Ознакомление с произведением  Сергея Михалкова «Мой щенок». Задачи: Обучающие: Познакомить с произведением; обогащать словарный запас детей.Развивающие: Развивать спос...


 

Комментарии

Кадырова Айгуль Маратовна

Очень интересное занятие!

Ларкина Марина Викторовна

Очень понравился конспект занятия. Педагог знакомит детей с историей развития транспорта, уводит в прошлое. В игровой форме ведёт непринуждённую беседу, сменяя виды деятельности разнообразными методами и приёмами.