программа по обучению плаванию
рабочая программа на тему

Хлебникова (Виноградова) Анна Михайловна

Программа для обучения плаванию детей раннего возраста вместе с мамой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для совместных занятий детей раннего возраста и их родителей «Капельки»

Цель:

  • Раннее приобщение детей  и родителей к здоровому образу жизни посредством обучению плаванию через игру с мамой.
  • Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, повышение выносливости организма, укрепление дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной системы

Задачи:

  • увеличение двигательной активности ребенка;
  • научить родителей грамотно взаимодействовать с ребенком в водной среде, предотвращая типичные ошибки;
  • способствовать обогащению двигательного опыта;
  • способствовать укреплению здоровья детей

Ход занятий:

занятия начинаются с сухой разминки -3-5минут (пассивная /активная часть)

длительность занятия: начиная с 10минут, увеличивается постепенно, по мере адаптации детей. После успешной адаптации в конце занятия детям предоставляется 3-5 минут на самостоятельную деятельность (либо выполнение понравившегося упражнения вместе с мамой)

Пояснительная записка:

        Доказано, что в первые годы жизни плавание имеет огромное значение для полноценного развития: постоянно тренируются все мышечные группы, а значит активно работает  и совершенствуется нервная система, улучшается сон, аппетит, правильно формируется мышечный корсет, а значит и осанка. Правильная осанка – это залог гармоничного развития внутренних органов. Активно работают дыхательная система, увеличивается ЖЗЛ; совершенствуется кровеносная система,  а значит, мозг получает достаточное количество кислорода для своего развития. Различные комбинации работы рук и ног, их перекресная работа благотворно влияет на координацию, стимулируют взаимодействие между полушариями головного мозга. Колебания воды воздействуют как мягкий массаж, увеличивая приток крови к перфирическим органам, очищаются потовые железы, укрепляются мышцы. Отдельно следует сказать о способности занятий плаванием благотворно влиять на интеллектуальное развитие ребенка, что было доказано японскими учеными еще в 1985 году

        Зная о пользе плавания многие мамы начинают посещать занятия по плаванию в детских поликлиниках  или дома в ванной –  примерно  до года. Дальше возникает длительный перерыв до поступления в детский сад и начала групповых занятий в бассейне.  За этот период дети теряют практически все навыки, а у некоторых детей с возрастом появляются новые страхи -  в том числе и страх воды; научить ребенка средней группы гораздо труднее, чем младшей.

 Самое главное – дети теряют драгоценное время для развития, ведь именно до 3-х лет наиболее активно формируются связи между клетками мозга. Активизировать эти связи способна двигательная активность, а плавание – одно из самых безопасных видов активности. Дети при падении не могут получить травму; после занятий в воде нет болезненных мышечных ощущений, даже если мышцы работали крайне интенсивно; влажный воздух полезен для дыхания, а эмоциональный комфорт, который испытывает ребенок, находясь рядом с мамой помогает ребенку в социализации, в приобщению к детскому саду.

        Для многих детей детский сад начинается с плача – с разлуки с родителями, что может формировать негативное отношение ребенка к посещению сада. Занимаясь в группе раннего возраста, первые впечатления о детском саду у ребенка положительные – эта игра вместе с самым близким человеком.  Когда ребенок в скором будущем придет в бассейн уже без мамы, ему будет все знакомо: помещение, упражнения, инструктор, которому ребенок доверяет.

 

. Современным детям не хватает двигательной активности, поэтому раннее плавание крайне актуально. Плавание практически не имеет противопоказаний, показано детям даже с тяжелыми заболеваниями ОДА.

Кроме того, раннее плавание позволяет ребенку еще больше времени побыть наедине с мамой, взаимодействовать с ней, а значит  эмоционально развиваться.

        На практике дети, активно плавающие менее подвержены простудным заболеваниям, лучше растут, их координация более развита, нежели у «неплавающих» сверстников.

        Занятия плаванием, в соответствии с ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999г. является необходимым навыком: «…чтоб каждый обучающийся научился плавать, мог выполнять установленные нормативы..»

        Еще один аспект – это спокойствие родителей. Многие мамы очень переживают из-за занятий в бассейне, что с ребенком может что-то произойти, так что совместные занятия – это еще и адаптация мам, просветительская работа о том, как организовать ЗОЖ дома, какие игры для обучения плаванию можно проводить летом на открытых водоемах; что наоборот, нельзя ни в коем случае делать, чтобы не вызвать страх перед водой.

        

Используемый инвентарь:

Для ознакомления со свойствами воды используются различные резиновые игрушки ярких расцветок, кораблики, ведерки и леечки. Когда дети адаптировались можно начинать следующий этап – скольжение. Для этого идеально подходят аква палки (нудлы), которые можно трансформировать. На них можно лежать на груди и спине, мама может осуществлять поддержку стоя ровно, не сгибая поясницу. Их можно использовать и как препятствие «перешагни», «поднырни», как средство отягощения при разминки, как игровое пособие в игре «крокодил», «поезд», «качели», «дойди по мостику»,  и т.д. Со временем добавляются тонущие игрушки, плавательные доски. Тонущие колечки используются не только для обучения нырянию, но и для пассивного скольжения, гимнастики для стоп (как профилактика плоскостопия)

Методы обучения:

На занятиях детям и родителям предлагается комплексная методика обучения плаванию. Дети осваивают движения из различных стилей, и уже исходя из индивидуальных особенностей, со временем, предлагаются индивидуальные задания, с упором на тот или иной стиль плавания.

При обучении маленьких детей плаванию очень важно, чтобы все их двигательные действия были простыми, доступными и посильными, иначе интерес к занятиям пропадает, снижается активность ребенка, а значит, и эффект от занятия.

 на совместных занятиях с мамами преобладает пассивный метод, особенно в период адаптации, когда дети немного осваиваются и движения становятся для них привычны, их выполняют по показу мамы (или инструктора). С малышами, которые уверенно себя чувствуют,  активно применяются игры. На конечном этапе предусмотрена совместная игровая деятельность со всеми участниками группы (при благополучном освоении материала).

В связи со спецификой детского сада, особое внимание уделяется укреплению опорно-двигательного аппарата через сухую разминку и  специальную гимнастику в воде (используя сопротивление воды).

Примерный план занятий

Месяц

содержание

Март

Инструктаж по мерам безопасности

Адаптация на воде на мелкой части

Освоение водного пространства

Знакомство со свойствами воды

Апрель

Продолжать осваивать водное пространство

Учить детей ходить самостоятельно до предмета

Выполнять элементарные гребковые движения в воде с помощью мамы

Учить лежать на воде с использованием плав. средств

Учить скольжению с плав. средствами

май

Учить активной самостоятельной деятельности в воде

Учить опускать лицо в воду, делать выдох

Пассивное скольжение на задержке дыхания

Учить активно работать руками и0или ногами, используя плав. средства

Учить проплывать малые расстояния

Заключительный праздник на воде

 


Правила  для занимающихся в секции «Капелька»

  1. При посещении бассейна обязательно надеть плавательную шапочку для мамы и ребенка
  2. Наличие купального костюма у мамы
  3. Наличие подгузника для плавания у ребенка
  4. перед заходом в чашу бассейна обязательно принять душ, вымыться с мылом и мочалкой.
  5. При появлении на коже необычных высыпаний обязательно предупредить инструктора и медсестру бассейна

Запрещается:

  1. Опаздывать на занятия (на сухую разминку)
  2. Приходить на занятия с наличием гнойничков, мокнущих ран, с подозрением на  herpies и коньюктевит и т.п.
  3. Приходить на занятие если у ребенка (мамы) повышенная температура тела, наблюдалась тошнота/ рвота/понос и прочие расстройства в течении текущих суток
  4. Выводить плачущего ребенка из чаши бассейна (его нужно сначала успокоить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» формируемой участниками образовательного процесса и разра...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»

Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"...

Рабочая программа по обучению плаванию секции "Дельфиненок"

Данная программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию. Будет полезна специалистам осуществляющих дополнительные образовательные услуги....

Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию

Программа нацелена на работу с воспитанниками шестого-седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение лежать и скользить на воде, и проч.).  Действие данной Программы напр...

Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию с элементами синхронного плавания

Программа нацелена на работу с девочками седьмого года жизни, владеющими элементарными навыками плавания (умение держаться на воде, «скользить» по воде, задерживать дыхание в воде и прочее...