статья
материал (младшая группа) на тему

это интерессно

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание младших дошкольников» из опыта работы.

Сенсорное развитие всегда было и остается важным для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, как ребенок мыслит, видит, зависит его психическое развитие. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Зарубежные ученые в области дошкольной педагогики , как Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Прочитав и проанализировав литературу по данной проблеме, мы с коллегами пришли к выводу, что развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии, если:

- систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие;

-правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.

В своей работе наши педагоги используют такие вещи как:

  • создание сенсомоторного  уголка в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальные и подгрупповые занятия;
  • развлечения;

.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка  мы уделили  внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его. Все мероприятия  побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. В своей работе мы используем  большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Большое количество  игр и пособий, расположенных в уголке выполнено руками наших педагогов.

Занятия в сенсомоторном уголке  помогают  детям быстрее и легче запомнить основные цвета. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы  учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделили  подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, можно  выделить принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность.

Назначение сенсорного уголка в группе  –  развитие всех видов восприятия, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение  предметного мира для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно заниматься. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Для осуществления сенсорного развития крайне необходимы игрушки для нанизывания предметов различных форм (разнообразные пирамидки), для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия, игрушки, которые можно катать, образные игрушки с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией), игрушки разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур. Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочонки и др.). Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур - лучшие игрушки для сенсорного развития ребенка. Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр и в процессе предметной и продуктивной деятельности (изобразительной конструктивной), в ходе музыкального воспитания, в процессе речевого развития.

Практический опыт, применяемые нами методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания в нашем детском саду помогают  эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...