Проектная деятельность в детском саду
материал на тему

Ежова Лариса Владимировна

Опыт практической работы с детьми по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proektnaya_deyatelnost.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразивающего вида №12»

Городского округа Самара

Сообщение

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

( из опыта работы воспитателя)

Самара 2016

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Дошкольников часто называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высока: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дети не всегда могут найти ответы на все, интересующие их, вопросы – в этом им помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Считаю, что этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

На мой взгляд, метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к.  дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, в ходе реализации проектной деятельности успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.

Практика моей работы показывает, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

         Существенно меняются и межличностные отношения дошкольников. Дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Вариативность использования метода проектов довольно многообразна.

- Полная интеграция (интеграция всех образовательных областей)

- Частичная интеграция (интеграция нескольких образовательных областей)

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике  используются следующие типы проектов:

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, игровой зоны, и т. п.

Игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

По характеру содержания:

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные
  • групповые
  • коллективные

По продолжительности

• краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели,

• средней продолжительности – 1–3 месяца,

• долгосрочный – до 1 года) .

В нашей группе такая форма работы, как проектная деятельность внедрена и активно используется с 2011 года.

Одним из первых проектов, реализованных в нашей группе, был проект «Наш участок - самый лучший». На тот момент детям было 3,5–4 года (средняя возрастная группа). Это был первый этап развития проектной деятельности детей - подражательно-исполнительский. На этом этапе дети участвовали в проекте "на вторых ролях”, выполняли действия по прямому предложению взрослых и путём подражания. Ребята вместе с родителями сеяли газонную траву, выбирали иллюстрации для оформления беседки, высказывали пожелания в сооружении построек. Благодаря активной работе родителей на игровой площадке появились интересные постройки для игр и отдыха, зеленые газоны и клумбы, а коллектив ДОУ получил благодарность за подписью главы городского округа Самара за плодотворную работу по озеленению и улучшению внешнего вида нашего города.

Такой результат нацелил на дальнейшую работу и постепенно сделал образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

С развитием у детей самоконтроля и самооценки, умением  принимать проблему, уточнять цель, выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности мы достигли второго этапа – развивающего, который характерен для детей 5–6 лет. Ребята уже реже обращались к взрослому с просьбами, активнее организовывали совместную деятельность со сверстниками, оказывали друг другу помощь в решении поставленных задач. Они не только проявляли готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находили проблемы. Так появились такие проекты как:

  • Творческий проект «Русская коса - девичья краса»,

Работая над этим проектом, дети многое узнали из истории кос их многообразии, познакомилась с пословицами и поговорками, из собранного иллюстративного материала по истории русской косы была составлена презентация «Русская коса – девичья краса», но основным результатом работы стало то, что все ребята группы, включая мальчиков научились плести косы

  • Исследовательский проект «Луна – царица ночи»

В процессе реализации данного проекта Дети получили представление  о спутнике Земли - Луне В ходе экспериментов научились различать фазы Луны, выстраивать хронологически лунный ряд, узнали о ее атмосфере, поверхности и познакомились с художественными произведениями о Луне. Оформили книгу экспериментов и музей луны.

Данные проекты были представлены и защищены на  научно-практической конференции «Я познаю мир» в рамках нашего образовательного учреждения.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. На этом этапе очень важно было развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Так к началу подготовительной группы возник долгосрочный проект «Шахматы - это увлекательно». Итогом реализации данного проекта стало приобретение детьми  теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Ребята совершили путешествие в историю возникновения игры, оформили книгу стихов и загадок о шахматах и шахматных фигурах, сочиняли сказки и показывали инсценировки, играли в игры и рисовали. Игра в шахматы стала общим любимым времяпрепровождением, в которое включались с удовольствием. Свой проект мы с ребятами представляли на городском семинаре «Интеллектуальное развитие дошкольников», также проект участвовал в городском конкурсе  детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир».

Реализация проектов помогла убедиться, что проектная деятельность обладает

целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие

ребенка - дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются

знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением

исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и др.

        Поэтому, с приходом в нашу группу следующего набора детей мы продолжили использовать в работе метод проектов.

В младшей группе были реализованы такие проекты как:

  • Творческий среднесрочный проект «Моя семья»

В результате повысилась  активность участия родителей в мероприятиях детского сада, сформировались доверительные, партнёрские отношения между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Дети, в ходе совместных игр и занятий получили необходимую информацию о своей семье, о том, что у семьи есть история и традиции, представление о родственных отношениях.

  • Творческий среднесрочный проект «Подарок для мамы»,  итогом которого стал утренник к празднику 8 марта

Воспитанники приняли активное участие в подготовке к празднику 8 марта, самостоятельно сделали подарки для своих мам. Дети стали чаще проявлять доброе и заботливое отношение к своей маме: желание помогать ей,  радовать ее своими добрыми поступками и делами. Итогом работы по проекту стал яркий праздник для наших мам, где ребята смогли реализовать все свои таланты и поздравить любимых мам с праздником.

        В прошлом году, в средней группе был реализован среднесрочный исследовательский проект «Чудесный песок», представленный на районном семинаре «Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников». Результатом работы стала организация мини-музея в группе. Свой проект мы с ребятами успешно представили на VIII Международной научной конференции «Организация продуктивного обучения: проблемы и решения» и получили Сертификат от организаторов – Поволжской Государственной Социально-Гуманитарной Академии за выступление.

Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем продолжать изучать и внедрять в практику работы детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...